Аттестация педагогических работников в системе пенитенциарного образования

Разделы: Администрирование школы


В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 24 марта 2010 года № 209 “О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений” с 1 января 2011 года изменился порядок аттестации педагогических работников. Данный приказ определяет наиболее общие положения порядка прохождения аттестации педагогических работников и не учитывает специфики работы педагогов в различных типах и видах образовательных учреждений.

В связи с этим мы видим необходимость разработки и создания механизма прохождения аттестации для педагогических работников, работающих в системе пенитенциарного образования. Как правило, это вечерние общеобразовательные школы, находящиеся в системе исполнения наказаний, учебно-консультационные пункты.

Данная проблема актуальна еще и потому, что в пенитенциарной системе вопрос об образовании занимает важное место. Внедрение образовательных структур имеет поддержку со стороны государства, о чем свидетельствуют разработки соответствующих целевых социальных программ, законов и постановлений. Директор ФСИН России генерал-полковник внутренней службы А.А. Реймер на коллегии 25 февраля 2011 года говорил о необходимости увеличения количества школ в исправительных учреждениях. В настоящее время только несовершеннолетних подростков в местах лишения свободы на территории РФ находится около 10 тысяч человек. В системе образования при УФСИН России по ХМАО-Югре в 2011-2012 учебном году получают образование 459 человек, а нуждаются, т.е. не имеют основного общего образования значительно больше осужденных.

Особенностью процесса исправления является и его продолжительность, определяемая сроками уголовного наказания, назначаемого судом. Длительная изоляция несовершеннолетнего человека от общества приводит к нарушению социально полезных связей и отношений, препятствующих адекватному восприятию действительности. Концентрация криминогенной части населения в одном месте также создает основу для формирования специфической системы межличностных отношений, основанных на традициях и субкультуре уголовного мира, растлевающего личность. Все эти особенности обусловливают повышенные требования к профессиональному и нравственному уровню воспитателей, их педагогическому мастерству.

Однако даже наиболее цивилизованная пенитенциарная система не сможет решить поставленные перед ней задачи, если для их реализации не будут подготовлены квалифицированные кадры педагогов.

В воспитательных колониях в настоящее время сосредоточена значительная часть сотрудников различных служб, включенных в общий педагогический процесс: начальники отрядов, воспитатели, инспекторы, оперативные работники, педагогические работники школы, психологи, медицинские работники, администрация учреждения. Однако основная роль в педагогическом процессе принадлежит педагогическому коллективу школы.

Педагогические кадры школ при исправительных учреждениях на сегодняшний день являются наиболее образованными и подготовленным для решения стоящих перед пенитенциарными учреждением задач. В большинстве колоний педагогические коллективы составляют педагоги с высшим образованием.

Педагоги данной отрасли образования наравне с учителями дневных школ идут в ногу со временем, используют в своей деятельности современные педагогические технологии, технические средства обучения, ведут воспитательную работу, направленную на ресоциализацию учащихся, находящихся в исправительном учреждении. Общеизвестно, что учебная работа в пенитенциарных школьных системах отличается низкими показателями общей успеваемости и низким уровнем мотивации учащихся на учебных занятиях.

Исходя из предъявляемых требований к аттестации, педагоги вечерних школ не имеют возможности пройти её на первую и высшую квалификационную категорию по предъявляемым общим для всех критериям.

Объясняется это многими причинами: общим спадом интереса к образованию в 90-е годы прошлого века, длительным перерывом в образовании, прагматизмом мышления молодых поколений, дефектами эмоционально-волевой сферы учащихся. Часто опыт школьной жизни, полученный еще в детстве, по разным причинам, оказывается негативным. Часть учащихся, поступающих в школу, имеют устойчивое неприятие к образованию. Многие учащиеся проявляют антипатии к наукам, требующим знания математики, и благосклонно относятся к предметам гуманитарного цикла

Одной из важнейших категорией пенитенциарной педагогики является ресоциализация – социально контролируемый процесс целенаправленного воздействия на правонарушителя посредством комплекса государственно-правовых, общественных, воспитательных мер для изменения его асоциальных установок, ценностных ориентаций, коррекции противоправного поведения, обеспечивающей в итоге устойчивость социализации личности.

В условиях вечерней школы воспитательные функции, безусловно, превалируют над общеобразовательными. Следовательно, в рамках аттестации необходимо, на наш взгляд, обратить внимание на воспитательную работу педагога. Карта результативности педагога включает в себя широкий спектр деятельности, заключающийся не только в учебной деятельности, но и максимальных показателях воспитательной работы и профессионального мастерства.

Исходя из данных особенностей и на основе существующих документов группа педагогов казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры “Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа” разработали “Карту результативности педагогической деятельности учителя” (приложение 1) и “Алгоритм экспертного оценивания педагогической деятельности” (приложение 2). Данный пакет документов был согласован с Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского округа – Югры.

На сегодняшний день педагоги нашего образовательного учреждения уже имеют возможность проходить аттестацию на I квалификационную категорию с учетом особенностей своей педагогической деятельности и мы надеемся, что наш опыт будет интересен педагогам и полезен для администрации вечерних школ в других регионах.