1. Паспорт программы
Наименование программы | ПРОГРАММА формирования духовно-нравственных ценностей и профилактики экстремизма среди старших подростков "Учусь быть толерантным" |
Цель программы | Повысить уровень сформированности духовно-нравственных качеств и уровень толерантного сознания у старших подростков г. Ноябрьска в ходе реализации программных мероприятий в количестве 11 занятий (16 часов), в срок с января 2011 по декабрь 2012 года. |
Задачи программы | Изучить научно-методические основы
профилактики экстремизма и формирования
толерантного сознания у подростков и юношей. Разработать систему занятий по формированию толерантного сознания у старших подростков в соответствии с научно-методическими основами профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания. Провести мониторинговое исследование уровня сформированности духовно-нравственных качеств и уровня сформированности толерантного сознания у старших подростков. Реализовать программные мероприятия в количестве 11 занятий (16 часов), с периодичностью 2 занятия в месяц. Разработать и внедрить методы прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений среди участников программы. Составить отчетную документацию по реализации программы. Представить результаты на методическом совете координаторов по ППХЗ управления по делам семьи и молодежи. |
Целевая аудитория | Старшие подростки в возрасте 14-16 лет; Родители. |
Срок действия программы | Январь 2011 - декабрь 2012 года. |
Ожидаемый результат | Обобщение изученных
научно-методических основ по вопросам
профилактики экстремизма и формирования
толерантного сознания у подростков (выпуск
буклета). Анализ мониторингового исследования уровня сформированности духовно-нравственных качеств и уровня сформированности толерантного сознания у старших подростков г. Ноябрьска. Повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств и уровня сформированности толерантного сознания у старших подростков - участников программы. |
Формы мониторинга эффективности программы | Изучение результатов мониторингового
исследования уровня сформированности
духовно-нравственных качеств и уровня
сформированности толерантного сознания у
старших подростков - участников программы. Изучение результатов мониторинга эффективности проведения профилактических мероприятий, специалистами ИМО МУ ЦПППН "Доверие". Получение обратной связи от участников программы. |
2. Пояснительная записка
2.1. Введение
"Жизнь - это не имущество, которое надо защищать,
а дар, который нужно разделить с другими людьми"
Уильям Фолкнер
Толерантность является составной частью демократического развития общества.
С момента объявления ООН 1995 года годом толерантности, проблема преодоления в обществе различных проявлений нетерпимости по различным мотивам (социальным, национальным, религиозным или иным) находится в центре внимания деятельности различных государственных структур, общественных организаций, научных и педагогических работников. Для отечественной педагогики понятие "толерантность" достаточно новое. Латинское слово tolerantia означает терпение или терпимость. Понятие толерантность стало рабочим термином не только на государственном уровне, но и нашло свое применение в различных междисциплинарных исследованиях, разработках научно - образовательных программ.
В настоящее время существует единая государственная политика по формированию толерантности и профилактики экстремизма, о чем свидетельствует принятая Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы", ориентированная на дальнейшее развитие гуманистических традиций.
Проблема поиска эффективных форм и методов противодействия силам терроризма и экстремизма является одной из актуальных социальных проблем, как для международного сообщества, так и для нашей страны. Силовые методы борьбы с терроризмом и экстремизмом необходимы, но они носят чисто тактический характер.
Стратегически же решить задачи, связанные с предупреждением конфронтационных процессов, можно лишь на основе системной деятельности профилактического характера, с использованием, в том числе, и возможностей общего, дополнительного и профессионального образования.
Одним из важнейших направлений профилактики терроризма и экстремизма международными документами и научным сообществом признается воспитание толерантности у подрастающего поколения, различных групп молодежи. Толерантность, по нашему мнению, как ценностно-смысловая характеристика сознания современного человека, составляющая его мировоззрения и установка поведения, может и должна рассматриваться также в качестве составляющей и показателя социального и духовно-нравственного здоровья подрастающих поколений россиян.
Особое внимание должно быть уделено молодёжи, как категории, наиболее чутко воспринимающей социокультурные изменения в обществе. Многие сегодняшние подростки обучаются и воспитываются в школе в обострённой обстановке межнациональных, межэтнических конфликтов. В ряде случаев это приводит к национальным конфликтам с тяжелыми последствиями для всех его участников. Психологическая безопасность в молодежной среде во многом определяется уровнем толерантности сознания самой молодежи, а также применением активных мер по обеспечению физической и психологической безопасности подростков и молодёжи. При этом не стоит забывать и о духовном просвещении, которое, прежде всего, заключается в воспитании толерантности.
Важность формирования толерантных отношений у подрастающего поколения обусловлена тем, что вопрос об уровне сформированности толерантности российского общества является сегодня критически важным. Обострение межнациональных конфликтов, сложная социально-экономическая обстановка, геополитические изменения и значительные миграционные потоки непосредственно влияют на общественное мнение в области межэтнических отношений и являются одной из основных проблем современной России.
Актуальность программы
На государственном, окружном и муниципальных уровнях делаются попытки создания эффектных программ национальной политики, необходимых правовых актов, направленных на регулирование различных сторон федеративного и национального законодательства. Начало нового века ознаменовалось как проведение "Международного десятилетия культуры мира и ненасилия для всего мира". Основная цель данной программы была направлена на восстановление и укрепление величайших культурных, исторических и моральных ценностей России в противовес таким явлениям как этническая, религиозная и политическая нетерпимость. Консолидирующим фактором национальной политики может стать образовательная стратегия, учитывающая многонациональную и многоконфессиональную структуру нашего государства.
Город Ноябрьск объединяет тысячи людей - очень разных по профессии, возрасту, убеждениям, опыту, отношению к религии, системе ценностей. Это наш большой дом, с большой и интересной историей. Ноябрьск - это город, который всегда привечал, принимал людей абсолютно разных национальностей со своими особенностями и привычками. Они приживались в этом городе и становились носителями его культурных традиций, но при этом оставались армянами, грузинами, евреями, татарами, украинцами, немцами и т.д. Культура каждого народа неповторима и самобытна. Поэтому уважение к другим народам способствует формированию у детей и подростков национального и толерантного самосознания.
"У наших народов вырабатывалась определенная культура взаимоотношений друг с другом, уважения друг к другу. И в этом всегда была наша сила", - заявил Путин на встрече с представителями организаций болельщиков. Сегодня, как никогда, становится актуальным вопрос о непростых, подчас проблемных взаимоотношениях в процессе взаимодействия людей. В достаточной ли мере мы владеем навыками общения, сотрудничества, сосуществования в открытом, многоликом, многопроблемном мире? Какими качествами должен обладать современный подросток, ученик школы, или студент ВУЗа, независимо от национальностей, религиозной и социальной принадлежности, чтобы найти в этом социуме свое место, "вписаться" в него, стать успешным и востребованным? Поэтому, разработка программы формирования духовно-нравственных ценностей и профилактики экстремизма "Учусь быть толерантным" стала для психолого-педагогического коллектива Центра "Доверие" УДСМ города Ноябрьска, стимулом для систематизации накопленного опыта работы, посвященной проблемам толерантности.
Актуальность нашей программы обусловлена еще и тем, что воспитание в российском обществе реализуется сегодня в условиях трансформированного состава и деятельности субъектов воспитания - семьи, государственных структур, образовательных учреждений, религиозных организаций, общественных объединений, средств массовой информации. В связи с этим каждая структура привносит свои законы, принципы, установки в формирование толерантного сознания подрастающего поколения.
Общая жизненная ориентация программы зависит от того, как мы будем относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Таким образом, позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение духа толерантности, формирования отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад в развитие культуры мира на Земле.
Новизна программы
Предупреждение социальных девиаций посредством проведения профилактических мероприятий в целом не ново, однако, на сегодняшний день оно требует анализа и поиска новых программ. И таким является программа "Учусь быть толерантным". Социальная ситуация в России, наряду с вышесказанным, характеризуется еще и увеличением межкультурных, межэтнических контактов и усилением этнической миграции населения. В образовательных учреждениях учителю все чаще приходится работать в этнически смешанных классах. В подобной ситуации возникает проблема межкультурного взаимодействия, терпимости к "иному" - облику, поведению, языку, в целом к другой культуре.
Новизна программы заключается в том, что она выстроена в русле такой педагогики, которая предполагает стремление педагога к созданию на своих занятиях многокрасочной, полифоничной картины, с точки зрения межнационального единства взглядов всех участников образовательного процесса, где слышен голос каждого подростка, не зависимо от его культурной принадлежности. Новизну программы определяет и то, что занятия проводятся не только с подростками, но и с их родителями, так как только комплексный подход к процессу формирования толерантного сознания может дать положительный результат. Также, в ходе реализации программы мы выявляем и обосновываем комплекс организационно-педагогических условий, способствующих целенаправленному формированию толерантной культуры подростков. И наконец, данная программа позволит своевременно и в полном объеме выполнить социальный заказ образовательных учреждений, касающийся решения проблем развития толерантности у подрастающего поколения.
Этапы реализации программы
1. | Подготовительный этап: | Период проведения |
1.1 | Изучение нормативных и законодательных
актов по изучаемой проблеме. Изучение научно-методических основ профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания у подростков и юношей. Изучение статистических данных социологических исследований за последнее десятилетие. |
Январь - февраль 2011г. |
1.2 | Разработка сценарных планов занятий по формированию толерантного сознания у старших подростков. | Февраль - май 2011 г. |
1.3 | Разработка диагностического инструментария для мониторингового исследования уровня сформированности духовно-нравственных качеств и уровня сформированности толерантного сознания у старших подростков - участников программы. | Март - апрель 2011 г. |
1.4. | Создание методической базы (методические разработки, рекомендации, брошюры, наглядные материалы, оформление информационного стенда "Толерантность"). | Апрель - май 2011 г. |
2. | Основной этап - реализация программы в образовательном учреждении города: | В течение 2011 - 2012 г.г. |
2.1. | Мониторинговое исследование уровня
этнического самосознания подростков различных
национальностей, их представлений, знаний о
культурном наследии собственного и других
народов, характер восприятия различных культур и
отношение к ним (начальное, промежуточное и
заключительное исследование). Проведение занятий, классных часов "Не будь равнодушным!" - 11 занятий (16 часов) с периодичностью 2 раза в месяц. |
Октябрь 2011 г. - начальное исследование. Март 2012 г. - промежуточное исследование. Ноябрь 2012 г. - заключительное исследование. Сентябрь 2011 г. - ноябрь 2012 г. |
2.2. | Оформление школьного стенда "Урок толерантности" по материалам XII Международной сессии "Права человека, культура мира, толерантность - содержание и методы обучения" и Декларации толерантности, принятой на Генеральной Конференции ЮНЕСКО. | Ноябрь 2011 года. |
2.3. | Проведение заключительного открытого мероприятия "В дружбе сила" (по технологии "Фестиваль приключений") | Ноябрь 2012 г. |
2.4. | Сотрудничество с психологической службой образовательного учреждения в форме бесед, консультаций, наблюдений и т. д. | Сентябрь 2011 г. - ноябрь 2012 г. |
3. | Заключительный этап: | |
3.1. | Оценка результатов. Представление результатов на семинарах и конференциях соответствующей тематики. | Ноябрь-декабрь 2012г. |
3.2. | Перспективное планирование последующей деятельности в рамках программы "Учусь быть толерантным"; | Октябрь-ноябрь 2012г. |
3.3. | Участие в социальных проектах ДО, МУК "Центр национальных культур", УДСМ. | 4 ноября - День народного единства и
примирения. 16 ноября - Международный день толерантности. |
3.4. | Обобщение опыта работы по формированию толерантного сознания. Разработка буклетов. листовок, памяток по результатам проделанной работы в рамках программы. Освещение в СМИ о результатах проделанной работы. | Ноябрь-декабрь 2012 г. |
Бюджет программы
Смета расходов
I. | Оборудование и материалы | |||
1.1. | Видеокамера | 1 | 20 000 | 20 000 |
1.2. | Ксерокс | 1 | 7 000 | 7 000 |
1.3. | Принтер | 1 | 6 000 | 6 000 |
1.4. | Диски (CD- RW, DVD) | 30 | 45 | 1 350 |
1.5. | Картридж для ксерокса | 5 | 2 500 | 12 500 |
1.6. | Картридж для принтера | 12 | 2 500 | 30 000 |
Итого: | 76850 | |||
II. | Канцелярские товары | |||
2.1. | Бумага для ксерокса А 4 | 6 | 200 | 1 200 |
2.2. | Бумага писчая А 4 | 6 | 50 | 3 000 |
2.3. | Бумага "Радуга" А4 (цветная ксероксная 1 пачка - 250 листов, 5 цветов) | 3 | 300 | 900 |
2.4. | Бумага А3 | 3 | 200 | 600 |
2.5. | Ватман | 50 | 15 | 750 |
2.6. | Блокнот для флипчарта | 3 | 500 | 1 500 |
2.7. | Бумага цветная | 12 | 85 | 1 020 |
2.8. | Фотобумага | 3 | 600 | 1 800 |
2.9. | Бумага для буклетов (глянцевая) | 3 | 600 | 1 800 |
2.10. | Пленка для ламинирования | 3 | 1500 | 4 500 |
2.11. | Файловый лист | 6 | 150 | 900 |
2.12. | Папка скоросшиватель | 6 | 75 | 450 |
2.13. | Папка-конверт | 30 | 50 | 1 500 |
2.14. | Папка архивная | 6 | 75 | 450 |
2.15. | Фломастеры | 15 | 150 | 2 250 |
2.16. | Карандаши цветные | 6 | 150 | 900 |
2.17. | Ручки гелевые | 6 | 150 | 900 |
2.18. | Ручки цветные | 6 | 50 | 300 |
2.19. | Набор маркеров | 15 | 170 | 2 550 |
2.20. | Карандаши простые | 15 | 5 | 75 |
2.21. | Клей-карандаш | 15 | 50 | 750 |
2.22. | Стикеры (2 вида) | 15 | 50 | 750 |
2.23. | Скрепки канцелярские | 3 | 100 | 300 |
2.24. | Магниты (крупные) | 3 | 70 | 210 |
2.25. | Скотч (ширина 5 см) | 3 | 50 | 150 |
2.26. | Скотч бумажный | 6 | 80 | 480 |
2.27. | Скотч двусторонний (ширина 5 см) | 3 | 60 | 180 |
2.28. | Жидкость корректирующая | 6 | 50 | 300 |
2.29. | Скобы для степлера | 6 | 100 | 600 |
Итого: | 31 065 р. | |||
III. | Методическое обеспечение | |||
3.1. | Литература | 10 | 300 | 3 000 |
3.2. | Издание полиграфической продукции (буклеты, обобщающие опыт работы) | 1 000 | 100 | 100 000 |
Итого: | 103 000 р. | |||
IV. | Расходы на Интернет и связь | |||
4.1. | Интернет | 100 ч. | 60 р. | 6 000 |
4.2. | Сотовая связь | 10 000 | ||
Итого: | 16 000 р. | |||
ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ: | 226 915 р. |
Кадровое и ресурсное обеспечение программы
1. | Участники программы: |
1.1. | Управление по делам семьи и молодежи администрации города Ноябрьска. |
1.2. | Департамент образования администрации города Ноябрьска. |
1.3. | Муниципальное учреждение "Центр психолого-педагогической помощи населению "Доверие". |
2. | Кадровое обеспечение программы: |
2.1. | Методист - 3 человека |
2.2. | Педагог - психолог - 2 человека |
3. | Ресурсное обеспечение программы: |
3.1. | Аудитории для проведения мероприятий. |
3.2. | Проектор, ПК. |
3.3. | Музыкальный центр. |
3.4. | Интерактивная доска, флипчарт. |
3.5 | Канцелярские товары. |
3. Теоретическое обоснование программы
Влияние толерантности на профилактику экстремизма в молодежной среде
Молодежь - это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству.
Войтек Бартошевский.
Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Укоренение в подростках духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад образования в развитие культуры мира на Земле.
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
В целях разработки и реализации единой государственной политики по формированию толерантности и профилактики экстремизма в российском обществе была создана специальная межведомственная программа "Формирование толерантного сознания и борьбы с экстремизмом", так как решение такой задачи требует скоординированного взаимодействия многих министерств и ведомств. Эта программа позволяет обеспечить внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации в России и создание основы для снижения социальной напряженности.
Толерантность охватывает все стороны человеческих отношений: социально-экономические, политические, религиозные. Энциклопедический словарь трактует толерантность как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Каков же характер механизмов, которые участвуют в формировании толерантности в обществе. Во-первых, существуют экономические и социально-политические реалии, несомненно, влияющие на степень толерантности общества. Большую роль играют определённые институты, которые через производство и распределение ценностей упорядочивают и структурируют поведение индивидов и поддерживают общепринятые нормы поведения, создавая тем самым общепринятый потенциал в обществе. Во-вторых, существует ощутимая нехватка специалистов и общеобразовательных предметов в школах и ВУЗах, которые бы прививали знания и представления о структуре современной культуры, о различии менталитетов.
Одним из методов предупреждения проявления экстремизма в молодёжной среде должен стать диалог между разными общностями. Взаимный диалог, взаимопонимание и сопереживание объединят людей в борьбе против экстремизма. Каждый должен осознавать, что все мы являемся продуктами многих культур, традиций, принимая и уважая которые, воспитаем общество способное проявлять толерантное отношение друг к другу.
Проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма в молодежной среде стоит особенно остро. Большой толковый психологический словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм - это приверженность к крайним взглядам и мерам, отрицание существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или объединений (групп). Однако оно не отражает сути этого явления. При определении экстремизма акцент должен делаться на действиях, а не на людях, так как наименование людей и группировок экстремистами довольно не однозначно, поскольку зависит от позиции и групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу.
По мнению экспертов, развитию толерантности среди молодежи мешает неблагоприятная социально-экономическая ситуация. Здесь серьезно сказывается возрастающее социальное расслоение, а отсюда - усугубляющееся раздражение против богатых, правительства, олигархов.
Также одним из неблагоприятных факторов в молодежной среде эксперты считают наличие в массовом сознании и на бытовом уровне стереотипов неприятия некоторых национальностей. Это проявляется в нетерпимом отношении среди некоторых слоев к другим национальностям. Устраиваются погромы, осквернения могил и памятников, даже взрывы в синагогах, часто среди молодых людей сеются антисемитские настроения.
Среди факторов мешающих развитию толерантности в молодежной среде также относится религиозный экстремизм, ксенофобия, особенно против беженцев и мигрантов, ограничения свободы слова, свободы мнений, дискриминация меньшинств, половая дискриминация, масштабные нарушения прав человека, особенно инвалидов, заключенных, военнослужащих, коренных малочисленных народов, социально уязвимых слоев общества.
Несмотря на все эти факторы, формирование толерантного пространства в молодежной среде на данном этапе времени набирает свои обороты. Всем уже становится понятным актуальность проблем толерантности, поэтому для их решений уделяется пристальное внимание, особенно в школах и учреждениях дополнительного образования.
Наверно потому, что проще объяснить подросткам, насколько важна терпимость в нашем мире, чем людям с уже сложившимися взглядами. В школах и учреждениях дополнительного образования проводятся занятия, мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков. Проводятся часы, посвященные проблемам толерантности. Ведутся исследовательские работы, с целью выявления процента детей выбравших для себя принципы интолерантного пути развития.
Проблема этнической толерантности в научных исследованиях
Проблема формирования толерантности в последние годы затрагивается в многочисленных исследованиях педагогов и психологов. Как правило, речь идет о воспитании у подростков и юношей толерантности как уважения и принятия любых различий между людьми (религиозных, тендерных, в том числе этнических). В трудах А.В.Васильева, А.Т.Кинкулькина, И.Я.Кленицкой, A.И.Репиницкого анализируются возможности и методы формирования толерантной позиции молодежи в рамках изучения различных дисциплин образовательных программ. Разработаны и предлагаются "Уроки толерантности", ориентированные на молодежь различных возрастных категорий (Н.М.Березина, Н.А.Никитова, В.Б.Новичков, Н.Б.Щеголихина). Большое внимание уделяется формированию толерантности подростков в полиэтнических регионах, где уровень межэтнической напряженности выше (Б.З.Вульфов, В.Н.Галяпина, B.Н.Гуров, Г.Палаткина). В большинстве работ педагогов предлагаются такие формы работы как беседы с детьми, изучение культуры, истории, фольклора, встречи с представителями других этнических групп. Социальные, социально-психологические и личностные факторы формирования этнической толерантности исследуются в диссертационных исследованиях С.Д.Гуриевой, Е.П.Непочатых, Г.Р.Фархшатовой, Е.В.Федосовой.
Воспитание этнотолерантности приобретает особое значение в старшем школьном возрасте, когда укрепляется осознание своей этнической принадлежности и конструируется этническое мировоззрение. В это время на формирование этнического сознания подростков наибольшее воздействие оказывает образовательное учреждение, целенаправленно влияющее на процесс развития самосознания личности. Поиск самоопределения, социальной и личностной идентичности в юношестве обусловливает появление более осознанного отношения старшеклассников к межэтническим отношениям и формирование собственной позиции.
Критерии толерантности
Определение критериев толерантности одна из определяющих задач формирования духовно-нравственных ценностей подростков. Критерии - это теоретически разработанные показатели уровня оценки сформированности толерантности. Мы, в процессе разработки данной программы, при подготовке и проведении мониторингового исследования основываемся на ниженазванных критериях оценки толерантности.
По мнению Белинской Е.П., критериями оценки толерантности являются:
- равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);
- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
- охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
- сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Кроме названных критериев, необходимо понимать и уметь классифицировать различные проявления нетерпимости в молодежной среде. Изученная нами литература показывает, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей подвергаются различным проявлениям интолерантности, к которым относятся:
- оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
- игнорирование (отказ в беседе, в признании);
- негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки;
- этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
- поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
- преследования, запугивания, угрозы;
- дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
- расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
- ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");
- национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
- фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
- империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
- эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
- осквернение религиозных или культурных символов;
- религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
- изгнание (официальное или насильственное);
- сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);
- репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, этническим насилием, порождающими потоки мигрантов, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости.
Принципы групповой работы
Мы в своей программе основываемся на следующих принципах групповой работы:
Предоставление детям полной информации о работе группы: ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к участникам. Желательно, чтобы каждый потенциальный участник дал согласие на свое участие в тренинге.
Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия.
Принцип добровольности. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях, и ведущий должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы. Также любой участник имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении не только ведущему, но и всем участникам.
Обеспечение психологической и физической безопасности участников группы. В группе недопустима физическая и вербальная агрессия, употребление психоактивных веществ. Ведущий должен быть гарантом безопасности всех участников группы. С самого начала вводится правило, согласно которому участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга.
Участников группы необходимо ознакомить с этой информацией еще на этапе отбора. Она послужит основой для принятия правил работы группы.
Структура занятия
Каждое занятие в данной программе состоит из трех частей:
Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности группы.
Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении.
Практическая часть программы
Тематический план серии занятий "Не будь равнодушным!"
№ | Тема занятия | Цели и задачи | Кол-во часов |
1. | Толерантность: что это? | Ознакомить подростков с понятием
толерантность. Стимулировать воображение в поисках собственного понимания толерантности на основе выработки "научного определения", посредством экспрессивной формы и использования ассоциативного ряда. |
2 |
2. | Толерантная личность. | Получить представление об особенностях
толерантной и интолерантной личности и их
основных различиях. Провести первичное исследование уровня сформированности этнической толерантности у старших подростков - участников программы методом тестирования (Автор: Битянова М. А.). |
1 |
3. | Толерантность в семье. Молодежные
проблемы и пути их решений. (Родительское собрание) |
Способствовать формированию у
родителей позиции активного участника в
процессе воспитания. Расширить рамки педагогических знаний у родителей участников программы. Объяснить родителям, в чем заключается суть воспитания толерантной личности в семье. |
1 |
4. | Мы вместе: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства. | Показать, как отношение к себе связано с
толерантностью к другим. Показать, как толерантность к другим вырастает из толерантности к себе и толерантности по отношению друг другу в группе. |
1 |
5. | Мы вместе: толерантность к себе и другим. Самопознание. | Показать функциональную роль чувства
собственного достоинства в системе
самоотношения личности. Поддержать процесс формирования у старшеклассников позитивной самооценки. |
1 |
6. | Толерантное общение. | Дать возможность подростку осознать
свои возможности, способности, личностные черты
и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят
окружающие. Показать, какими способами можно сделать общение толерантным. |
2 |
7. | Разные миры и все мы разные. | Показать масштабы и опасность
проявлений нетерпимости между народами и
культурами. Дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур. Провести прмежуточное исследование уровня сформированности этнической толерантности у старших подростков - участников программы методом анкетирования. (Автор: Глухарева Г.Р.)
|
2 |
8. | Толерантность к другим или учимся сочувствию. | Развивать у подростков способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию. | 1 |
9. | Границы толерантности. | Формировать понимание границ толерантного поведения, развитие критического анализа, самостоятельного мышления, нахождение критерия, определяющего допустимость толерантного поведения в том или ином случае, развитие социального восприятия. | 1 |
10. | Завершение. | Совместное осмысление результатов
занятий, получение обратной связи от группы. Провести заключительное исследование уровня сформированности этнической толерантности у старших подростков - участников программы методом тестирования (Автор: Битянова М. А.). |
1 |
11. | В дружбе сила (фестиваль приключений). | Настроить подростков на доверительные
отношения со сверстниками, учить быть
искренними, замечать и ценить положительное в
окружающих людях, друзьях. Способствовать формированию добрых взаимоотношений между подростками в классе. Создать благоприятную психологическую атмосферу общения в ходе состязаний и игр разных народов. |
2 |
ИТОГО: | 16 часов |
Заключение
Мы надеемся, что программа формирования духовно нравственных ценностей "Учусь быть толерантным" позволит сделать образовательный процесс в учреждениях, где она будет реализовываться, содержательной и плодотворной, так как она решает наиболее важные задачи воспитания старших школьников. Анализ результатов бесед с социальными педагогами, психологами школ показал, что в большинстве школ проводится деятельность по формированию толерантности, но она не носит системный характер. В большинстве школ используются различные формы работы, однако наиболее доступной формой воспитательной деятельности, по мнению педагогов, является беседа на классном часе.
Предложенная нами программа занятий с элементами тренинга, направленная на формирование толерантности у подростков, на мой взгляд, даст достаточный эффект, что продемонстрировали результаты первых моих пробных занятий. После участия в занятиях у старшеклассников изменяется не только представления о других этнических группах, знания о толерантности и прочее, но и отношение к представителям других этнических групп. Ребята становятся добрее, терпимее, демонстрируют способность понимать проблемы друг друга, готовы помочь слабому и старому в трудный момент. Это говорит о том, что именно системный подход в работе дает свои результаты.
Работа над программой "Учусь быть толерантным" продолжается. В ходе реализации она будет изменяться и дополняться. Мы считаем, что эта программа способна открыть новые возможности для развития образования и воспитания старших подростков в духе толерантности в современном обществе.
Список использованной литературы.
Абдулкаримов Г.Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности / Г.Г.Абдулкаримов // Дополнительное образование. 2002. - № 2. - С.49-54.
2. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания / Г.Г.Абдулкаримов // Образование в современной школе. 2002. - № 4. - С.35-40.
3. Авдуевская Е.П. Проблема юношеского самоопределения в практике школьной психологической службы / Е.П.Авдуевская, Т.А.Араканцева. // Введение в практическую социальную психологию. М.: Просвещение, 1994. - С.30-47.
4. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы / В.С.Агеев. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 128с.
5. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. / В.С.Агеев. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 144с.
6. Агеев B.C. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации / В.С.Агеев, А.К.Толмасова. // Личность и социальная среда. М.: Просвещение, 1981. - С. 66-79.
7. Андреева Г.М. Психология социального познания. / Г.М.Андреева. М.: Аспект пресс, 1997. - 239с.
8. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. М.: Аспект пресс, 1996.-375с.
9. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию / Отв.ред. А.Г.Асмолов. М.: Смысл, 2000. - 255с.
10. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа / А.Г.Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. М.: Смысл, 1998. - С.34-45.
11. Асмолов А.Г. О смыслах понятия "толерантность" / А.Г. Асмолов, 20. Баклушинский С. А. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе / С.А. Баклушинский, Н.Г.Орлова // Этнос.
12. Безюлева Г.В. Толерантность в педагогике / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. М.: Изд.центр АПО, 2002. - 92с.
13. Белинская Е.П. Социально-психологические методы анализа особенностей этнической социализации / Е.П.Белинская, Т.Г.Стефаненко. // Этническая социализация подростка. М., Воронеж, 2000. - С. 163-193.
14. Березина Н.М. Мой первый урок толерантности / Н.М.Березина // История "Первое сентября". 2002. - № 20,- С.20-22.
15. Битянова М.А., Вачкова И.Б. Встреча со вселенной: Игра на развитие толерантности для старшеклассников / М.А.Битянова, И.Б.Вачкова // Первое сентября. -2002. № 74. - С.6-9; Управление школой. - 2002. - № 39. -С.9-12.
16. Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника / Г.Бондарева // История "Первое сентября". 2002. - № 20. -С. 13-15.
17. Бондырева С.К. Толерантность. Введение в проблему / С.К.Бондырева, Д.В.Колесов. Москва - Воронеж: Изд-во НПО "ТОДЖ", 2003. - 240с.
18. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В.Бромлей. М.: Наука, 1993,- 356с.
19. Валитова P.P. Толерантность: порок или добродетель / Р.Р.Валитова // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1996. - № 1. - С.33-37.
20. Васильев А.В. "Терпимость трудная добродетель": Разработка урока обществознания в 8-10 классах / А.Васильев // Учитель года. - 2002. - № 3. -С.5660.
21. Васильев В.А. К вопросу о толерантности в современной России / В.А.Васильев // Социально-гуманитарные знания. 2000. - № 3. - С.249-262.
22. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. / И.В.Вачков. М.: Ось-8, 2000. -224с.
23. Век толерантности: научно-публицистический вестник. М.: Изд-во МГУ, 2001.-152с.
24. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. / Под ред. В.С.Собкина. М.: Центр социологии образования РАО. - 2003. - Т.8. - Вып. 14. - 208с.
25. Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь / Под общ.ред. А.Г.Козловой / Серия: В помощь классному руководителю. СПб.: ООО НЕСТОР, 2005.-316с..
26. Гасанов З.Г. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З.Г.Гасанов // Педагогика. 2001. - № 4. - С.24-30.
27. Гатагова Л.О. Уроки толерантности или вражды? / Л.Гатагова //
28. История "Первое сентября". -2002. № 33. -С.29-34.
29. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценнрстно-целевых приоритетов образования / Б.С.Гершунский // Педагогика. 2002. -№ 7, - С.З-13.
30. Голдберг JI.P. Межкультурное исследование лексики личностных черт: "Большая пятерка" факторов в английском и русском языках / Л.Р.Голдберг, А.Г.Шмелев // Психологический журнал. 1993. - Т.14. - № 4. -С.32-39.
31. Греков А.А. О деятельности ученых южного отделения РАО по комплексной разработке теории личностно-ориентированного образования / А.А.Греков // Известия МСАО им. Я.А. Коменского. 2004. - № 2. - С.20.
32. Григорьев Д.М. Педагогическая поддержка культурной толерантности старшеклассников / Д.М.Григорьев // История "Первое сентября". 2002. - № 7. -С. 11-14.
33. Громова О.И. Трудное слово "толерантность": Оно обозначает еще более сложное понятие "терпимость" / О.И.Громова // Библиотека в школе. -2001. -№ 3. -С.2-4.
34. Исмаилов Ш.И. Педагогика дружбы народов, веротерпимости, патриотизма / Ш.И.Исмаилов // Педагогика. 2000. - № 2. - С. 107-108.
35. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности / Н.В.Кленова,. Кленицкая И.Я. Четыре разговора о толерантности / И.Я.Кленицкая // История "Первое сентября". 2002. -№ 7. - С.8-11.
36. Курганова М.Ф. От нетерпимости к толерантности / М.Ф.Курганова // Граждановедение. 2003. - № 7. - С.2-14.
37. Кон И.С. Открытие "Я" / И.С.Кон. М.: Политиздат, 1978. - 367с.
38. Кон И.С. Психология предрассудка (О социально-психологических корнях этнических предубеждений) / И.С.Кон // Новый мир. 1996. -№ 9. -С. 187-205.
39. Кон И.С. Психология юношеского возраста / И.С.Кон. М.: Просвещение, 1979.-224с.
40. Кон И.С. К проблеме национального характера / И.С.Кон П История и психология / Под ред. Б.Ф.Поршнева, Л.И.Анцыферовой. М.: Наука, 1971. -313с.
41. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994.-576с. "Университетская книга", 1996. - 592с
42.Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России)
43.Николаева М.А. Становление толерантности в условиях модернизации образования// Воспитание толерантности: взаимодействие различий: Сб.научн. и метод.под.ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко и др. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО
44.Стрижова К. И. Ягодина Е.Б. Кудинова М.Ф. Стахова М.Б. Комплексно-целевая программа "Формирование толерантного сознания участников образовательного процесса" - Москва 2001
45. "Учимся толерантности"/под ред. С.В.Баныкиной, В.К.Егоровой.// Первое сентября. 2007.
46. Шалин В.В. Толерантность. Ростов -на -Дону, 2006.