Поиск информации в сети Интернет

Разделы: Информатика


Цель: Организация познавательной деятельности в части поиска информации.

Задачи:

  • Образовательные: Познакомить учащихся с поисковыми системами Интернет и методами поиска в них, отработать практические навыки поиска информации в Интернет.
  • Развивающие: Развивать творческий подход в выполняемой работе.
  • Воспитательные: Воспитывать самостоятельность при выполнении практических работ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: объяснительно-иллюстративная, фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа.

Необходимые материалы и техническое оборудование:

  • компьютерный класс с выходом в Интернет;
  • интерактивная доска;
  • программа Internet Explorer (возможно использование любого другого браузера);
  • файл с адресами поисковых машин (приложение 1);
  • файл с описанием операторов, использующихся при создании запроса (приложение 2);
  • файл с презентацией для урока (приложение 3).

План урока.

  1. Организационный момент, постановка цели урока (2мин).
  2. Актуализация знаний (5 мин).
  3. Изучение нового материала (12 мин).
  4. Домашнее задание (2 мин).
  5. Первичное закрепление изученного материала (практическая работа) (19 мин).
  6. Подведение итогов урока (5 мин).

Ход урока

I. Проверка подготовленности учеников к уроку, включение компьютеров, постановка цели урока. На экран выводится Слайд 1 (тема урока, эпиграф) (Приложение 3).

Сегодня цель нашего урока – научиться пользоваться поисковыми системами сети Интернет, для этого мы с вами должны познакомиться с этими системами, познакомиться с методами поиска в них и отработать навыки поиска информации, выполнив практическую работу. При выполнении практической работы вы покажете свою самостоятельность и творческий подход в решении поставленной задачи.

II. Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте повторим основные понятия, изученные ранее по теме “Глобальная сеть Интернет”. Они нам обязательно сегодня пригодятся.

На экран выводится Слайд 2 – термины для фронтального опроса. Проводится опрос учащихся.

III. В Интернете содержится огромное количество информации: число документов Всемирной паутины приближается к населению Земли. В Интернете отсутствует единая систематизация ресурсов сети. Если неизвестен электронный адрес компьютера с нужной информацией, найти необходимые сведения может оказаться непросто. Хотя практически все узлы в Интернете взаимосвязаны, обнаружить нужный документ, путешествуя по сети с помощью ссылок, как правило, невозможно.

Для поиска информации обычно используют специальные сайты – поисковые машины (Приложение 1), которые позволяют быстро обнаружить необходимые сведения. Чтобы найти нужную информацию, достаточно задать на этих сайтах ключевые слова, наиболее точно отражающие искомые сведения. Для уточнения области поиска есть возможность создать более сложный запрос из ключевых слов.

Поисковые слова.

Запрос может состоять из одного или нескольких слов, разделенных пробелами. Могут быть использованы как русские, так и английские слова и словосочетания. По умолчанию находятся только те документы, в которых встретились все введенные Вами слова.

Например: информационные технологии.

Логические связки.

Слова запроса могут быть соединены логическими связками And ("и"), Or ("или"). Вместо связок (или в сочетании с ними) могут использоваться также символы '&', '|'.

Например: информационные & технологии.

Логические группы.

Части запроса могут быть сгруппированы с помощью круглых скобок (). Возможна многократная вложенность скобок в сочетании с логическими операторами.

(информационные and технологии) or (информационные and системы)

Проверяйте орфографию.

Если поиск не нашел ни одного документа, то вы, возможно, допустили орфографическую ошибку в написании слова. Проверьте правильность написания. Если вы использовали при поиске несколько слов, то посмотрите на количество каждого из слов в найденных документах (перед их списком после фразы "Результат поиска"). Какое-то из слов не встречается ни разу? Скорее всего, его вы и написали неверно.

Регистр.

Некоторые поисковые сервера учитывают регистр, некоторые нет. Например:

Rambler:

Все равно, с какой буквы написаны слова запроса: с большой или с маленькой. И при построении индекса, и при поиске по запросу все заглавные (большие) буквы "понижаются".

Информационные Системы => информационные системы

Yandex:

Не пишите большими буквами. Начиная слово с большой буквы, вы не найдете слов, написанных с маленькой буквы, если это слово не первое в предложении. Поэтому не набирайте обычные слова с Большой Буквы, даже если с них начинается ваш вопрос Яндексу. Заглавные буквы в запросе рекомендуется использовать только в именах собственных. Например, "группа Черный кофе", "телепередача Здоровье".

Подробнее об операторах, использующихся при построении запроса, рассказано в Приложении 2.

IV. Домашнее задание: Выполнить сравнение поисковых систем Google, Yandex и Rambler на одинаковых поисковых запросах, предварительно сформулировав критерий успешности. Дать свое резюме. На экран выводится Слайд 3 с домашним заданием, даются краткие комментарии по выполнению задания.

V. Практическая работа “Поиск информации в Интернете”

(На экран выводится Слайд 4 – практическая работа.)

1. Запустить программу Internet Explorer.

2. Зайти на одну из поисковых систем, предложенных в Приложении 1.

3. Используя операторы, описанные в Приложении 2, заполнить приведенную ниже таблицу.

Вопрос Ответ Адрес страницы
Найти сведения о погоде на ближайшие 3 дня в городе Минусинске, Красноярске, Новосибирске.    
Найти сервера, предоставляющие бесплатные услуги по дистанционному обучению.    
Какой год может считаться началом эры Интернет и почему?    

4. Найти информацию по нескольким метапоисковым системам Рунета, дать их краткий сравнительный обзор.

VI. Подведение итогов урока.

Подведем итоги урока (спросить):

1. С какими поисковыми системами мы познакомились – (Rambler, Yandex, Апорт, Русская машина поиска, Alta Vista, Google).

2. Какие методы поиска мы изучили – в поисковых системах вводим ключевые слова, наиболее точно отражающие искомые сведения (есть простые и сложные запросы, сложные образуются с помощью логических связей или групп – скобками).

3. Какие трудности возникли (говорит сам учитель).

Оценки за урок: объявляются оценки за урок.

Урок закончен, прошу всех отключить компьютеры, дежурные проверяют порядок в классе и все могут быть свободны. Выводится Слайд 5 – Спасибо всем за плодотворную работу на уроке!