Поиски оптимальных форм совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя

Разделы: Логопедия


Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые патологии, подвели нас к вопросу о планировании и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей в условиях логопедической группы МДОУ.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Так же повысить эффективность коррекционно-образовательной работы.

Дошкольное учреждение – это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в важных для его развития сферах жизни. Возможность получения такого социального опыта расширяется при условии создания в группе развивающей образовательной среды, позволяющей включать в активную познавательную, творческую, игровую деятельность всех детей группы.

Взаимодействие с воспитателем логопед осуществляет в разных формах. Одна из них эта логопедические пятиминутки. Логопед может рекомендовать воспитателям использовать пятиминутки на определенных занятиях и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой темы. В последнее время активируется интерес к парадоксальной гимнастике Стрельниковой. Гимнастика названа парадоксальной, так как, в отличии от классической гимнастики, где четко регулируется вдох и выдох, в парадоксальной обращается внимание только на интенсивный вдох, а выдох-пассивный ПАРАДОКС. При коррекции речевых нарушений такие упражнения особенно эффективны. Эта гимнастика способствует ускоренному развитию мышц, помогающих дыханию, укрепляет голосовые связки, тонизирует верхние дыхательные пути встречные противотоком воздуха, который поступает в легкие при сжатии грудной клетки.

Упражнения и методика выполнения упражнения "ладошки" (разминочное).

Цель дыхательных упражнений – увеличить жизненную емкость легких, научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе.

Описание: и.п.о.с. ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Обычно сравниваем с “маленьким ручейком”. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты. На счет: “Раз!” делаем хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки) и одновременно с движением – шумно (на всю группу) шмыгаем носом. Вдох делаем резкий, короткий, активный. Сразу же после вдоха – ладошки разжимаются (пальцы при этом не растопыривать), выдох уходит самостоятельно через нос или рот. Итак, на 4 счета сделаем подряд 4 коротких шумных вдоха носом с одновременным сжатием ладошек в кулачки, – затем отдохнуть 3–5 сек. Норма: 4 раза по 4 вдоха – движения. Всего 16.

В нашей дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить "отработанный" воздух. Гимнастику вы должны выполнять дважды в день: утром и вечером.

Далее эффективной формой работы является, артикуляционная гимнастика. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научить артикуляционная гимнастика. И для того, чтобы обучение проходило занимательно и интересно мы придумали такую дидактическую игрушку – собачку Тошку. Дидактическая игрушка – в руках педагога настоящая находка, так как на логопедических минутках педагог вместе с Тошей в игровой форме показывает в каком положении должен находиться наш язычок.

А кукую, радость доставляет Тоша детям!

Дети сами самостоятельно просовывают руку через отверстие на затылке у Тоши. И рука принимает положение языка, в каком положении должен находиться язычок.

Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). У детей с задержкой речевого развития отстает и развитие движений пальцев рук, при этом может быть нормальной и даже выше нормы общая моторика. У детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.
Работая с детьми с ОНР, приоритетной целью нашей деятельности определили развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук к коррекционной работе с детьми.

Игрушка-тренажер “Терем-теремок” представляет собой многофункциональное развивающее пособие для детей 5–7 лет. Она предназначена как для совместной с взрослым, так и для самостоятельной игры. При работе с пособием у ребенка развиваются мелкая моторика пальцев рук, сенсорное и пространственное восприятие, внимание, память, мышление, воображение, связная речь, расширяется словарный запас, формируется культура общения. Кроме того, “Терем-теремок” позволяет детям получить заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса игры.

Пособие включает в себя, съемное дверце, окошки, шляпка соединяющихся при помощи пуговиц, шнурков, молний, ремешков, пряжек, зажимов, кнопок, крючков, пуговиц, завязывание узлов, бантиков, выполнение шнуровки.

Специально вырезаны прорези для размещения в них различных предметов. Предметы могут заменяться по усмотрению педагога в соответствии с развивающими целями игры, а значит, в игрушке-тренажере заложены большие возможности для вариативного ее использования.

Игрушка-тренажер на развитие мелкой моторики рук.

Цели: застегивание и расстегивание разъемных и неразъемных молний, ремешков, пряжек, зажимов, кнопок, крючков, пуговиц, завязывание узлов, бантиков, выполнение шнуровки.

Руководство:

Опознание предмета на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его описывает.

В дальнейшем игру можно усложнить, предложив ребенку вытащить предмет (при этом очень хорошо отрабатывается “пинцетный захват”), рассмотреть и описать предмет по схеме “Игрушки”.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя.

Список литературы:

  1. Флерова Ж.М. Логопедия. Неправильности речи, встречающиеся у детей. / Р-на-Д. “Феникс”, 2000.
  2. Дошкольная; педагогика /июль/ 2008. Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
  3. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда. /Ред. сост. В.И. Селиверстов. М, 1987.
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. 2004.