Пояснительная записка.
“Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу,
чем изменить каждого из них в отдельности”
Курт Левин.
Термин "Социометрия" возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии – эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).
Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест,) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.
. Актуальность данного метода является измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения конфликтной ситуации.
Название игра: Социометрия “Дружба” (для детей от 8 до 15 лет).
Длительность игра: рассчитана на 1 час.
Цель: измерение степени сплоченности-разобщенности в группе и выявление авторитета членов группы по признакам симпатии –антипатии, (“лидер” и “отвергнутый”);
Задачи:
- сплотить коллектив;
- создать психоэмоциональный комфорт в коллективе;
- зазвивать навыки эффективного общения.
- формировать толерантное отношение друг к другу.
Оборудование:
- заранее заготовленный ватман;
- цветы – ромашки. Размер лепестков ромашек – 10 см.
- Два комплекта фотографий детей, размер фотографий диаметром – 3 см.
Количество фотографий и ромашек зависит от количества детей. Ромашки клеят на ватман так, чтобы они поместились на ватмане. Один комплект фотографий вклеивают в каждую ромашку, а второй отдают детям. Дети должны получить только свои фотографии.
В процессе игры с детьми психолог или воспитатель обеспечивает безопасность и поддержку.
Примечание для ведущего:
- Обозначить правило для детей не бить друг друга и не выражаться нецензурно.
- Демонстрировать положительное отношение к детям.
- Проводить игру в сформированном классе, группе.
Данная игра имеет два направления:
– Диагностическое направление предполагает наблюдение учащегося в ситуациях игры, изучение его личностных проблем, характера межличностных отношений, социального статуса в группе.
Развивающее направление направленно на создание условий для развития личностного роста учащихся, бесконфликтного общения, саморегуляции эмоций и поведения, Создание ситуации достижения успеха, предоставляется возможность, высказывать свое отношение к негативному поведению.
- Коррекционное направление предполагает создание условий для коррекции конфликтности в общении, сплочение коллектива. Развитие толерантного отношения в группе.
- Воспитательная направленность обеспечивает усвоение этических норм поведения. Эти задачи решаются в процессе игры.
Предполагаемый психологический результат:
В результате игры дети перестают проявлять негативное поведение друг к другу (физическая и вербальная агрессия) налаживает взаимоотношение между одноклассниками. Коллектив становится сплоченным. Появляется взаимопомощь. Улучшается успеваемость.
Ход игры
Психолог предлагает разделиться детям на две команды и придумать название своей страны.
– Ребята, представите, что вы иностранцы, вы приехали в другую страну, и никто из вас не знает иностранного языка. Ваша задача подружиться с иностранцами. Психолог, предлагает детям приклеить фотографии на лепестки. Фотографии нужно клеить на тот цветок, в центре которого есть фотография с кем вы хотели бы познакомиться. Дети приклеиваю свои фотографии по очереди.
А теперь давайте посмотрим, кто больше всего из ребят познакомился с иностранцами, а кто меньше.
Психолог смотрит, на каком цветке больше всего фотографий. Где больше всего фотографий – там лидер. Где одна, две, три психолог спрашивает у детей, почему у этого иностранца мало друзей. Дети дают ответы.
Психолог предлагает помочь этому иностранцу приобрести друзей. Решить проблему в общении с другими иностранцами.
Вопросы для обсуждения:
– Почему у этого иностранца нет друзей, почему?
– Что необходимо сделать этому иностранцу для того чтобы приобрести друзей?
Задать ребенку который имеет меньше всего фотографий в чем он видит свою проблему, какой выход он видит в сложившейся ситуации.
При необходимости ребенок может попросить помощи в решении проблемы.
В конце недели можно провести социометрическое исследование и занятие направленное на сплочение коллектива.
Вопросы для поиска решений выхода из конфликтной ситуации.
Как бы ты решил эту ситуацию?
Что бы ты изменил в этой ситуации, чтобы ситуация разрешилась благополучно?
Из ходя из ситуации, вопросы могут быть разные.
В результате игры детям приходиться учиться общаться друг с другом, учиться договариваться. Благодаря этой игре дети учатся сотрудничать, принимать себя и других, таким, какие они есть. Проявляется толерантное отношение друг к другу. Научатся выходить из негативной ситуации без конфликта.
Ведущему важно делать акцент на положительных качествах или ситуациях, помогать увидеть в каждой ситуации решение и положительные моменты в любой ситуации. Ведущий должен заострить внимание детей на то, что в каждом ребенке есть положительные качества.
Создать традицию в классе, по окончании учебной недели дети организовывают круглый стол с чаепитием, где обсуждают свои достижении и ставят новые цели и пути их достижений. В конце каждого месяца, ребята дарят открытки с пожеланиями. Открытки дети делают сами.
Список литературы.
- Морено Д.Л. Социометрия. М., 1958.
- Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. – М. : Академический Проект, 2001.
- © PsyLab.info 2009–2012 Подбор, оформление, расположение материалов.