Решение квадратных уравнений

Разделы: Математика


Предварительная подготовка к уроку: обучающиеся должны знать следующие темы: “Квадратные уравнения”, “Неполные квадратные уравнения”, “Решение квадратных уравнений”, “Теорема Виета”, уметь решать квадратные уравнения различными способами.

Цели урока:
систематизация и закрепление знаний по теме “Квадратные уравнения”;
– формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
– развитие логического мышления, способности находить оптимальное решение.

Оборудование: Плакат с девизом занятия и изображенным под ним деревом без листвы “Дерево знаний”, написанные на доске примеры для устной и самостоятельной работы, карточки-задания.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Девизом нашего урока будут слова Я.-А Каменского “Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию”.

2. Актуализация знаний.

Блиц-опрос по теории.

– Дайте определение квадратного уравнения.
– Какие квадратные уравнения называются неполными?
– Как найти корни неполного квадратного уравнения aх2 + bх = 0?
– Как найти корни неполного квадратного уравнения aх2 + c = 0?
– Какие квадратные уравнения называются приведенными?
– Расскажите алгоритм решения квадратного уравнения.
– Назовите формулы для нахождения дискриминанта и вычисления корней квадратного уравнения.

3. Устный счет.

– Правильно ли записано на доске квадратное уравнение?

1. 3х2 + 5х – 2 = 0, где a = 3, b = 5, c = 2. Ответ: нет (с = –2).

2. х2 – 5х = 0, где a =1, b = – 5, c = 0. Ответ: да.

3. 4х2 + 8х + 2 = 0, где a = 4, b = 2, c = 8. Ответ: нет (b = 8, с = 2).

4. –х2 = 0, где a = –1, b = 0, c = 0. Ответ: да.

5. 5х2 – 3х + 7 = 0, где a = 5, b = – 3, c = 7. Ответ: да.

6. х2 + 16 = 0, где a = 1, b = 16, c = 0. Ответ: нет (b = 0, с = 16).

– Составьте квадратное уравнение с заданными коэффициентами (на доске начерчена таблица, в которой не заполнен последний столбец).

а b с уравнение
1 1 –2 0 х2 – 2х = 0
2 5 0 –1 2 – 1 = 0
3 –1 3 6 –х2 + 3х + 6 = 0
4 2 –1 0 2 – х = 0
5 –3 3 –4 –3х2 + 3х – 4 = 0
6 4 2 1 2 + 2х + 1 = 0

4. Выполнение заданий различных уровней сложности.

– Определите, сколько корней имеет квадратное уравнение.

1) х2 – 7х + 6 = 0.

Решение. Так как D = 25 > 0, то данное уравнение имеет два корня.

2) 2х2 – 16х + 32 = 0.

Решение. Так как D = 0, то данное уравнение имеет один корень.

3) 2х2 + 18 = 0.

Решение. Уравнение не имеет корней, так как сумма неотрицательного и положительного чисел не может быть равной нулю.

4) 15х2 + 30х = 0.

Решение. Неполное квадратное уравнение вида aх2 + bх = 0 всегда имеет два корня.

– Решите уравнения.

Группа А.

уравнение ответ
1 х2 – 2х = 0 0; 2
2 х2 –16 = 0 –4; 4
3 7х – 2х2 = 0 0; 3,5
4 2 = 0 0
5 2 = 8х 0; 2
6 х2 – 5х + 6 = 0 2; 3
7 х2 – 8х + 7 = 0 1; 7
8 х2 – 4х + 4 = 0 2
9 х2 + 3х + 6 = 0 корней нет
10 2 + х – 3 = 0 –1,5; 1

Группа В.

– При каких значениях параметра а уравнения имеют одно решение?

1) ах2 – 6х + 9 = 0.

Решение. Так как данное уравнение имеет один корень при D = 0, получим уравнение относительно параметра а. 36 – 36а = 0, а = 1.

2) 4х2 ах + а – 3 = 0.

Решение. Так как данное уравнение имеет один корень при D = 0, получим уравнение относительно параметра а.

а2 16(а – 3) = 0, а1 = 4, а2 = 12.

5. Историческая минутка.

Ученики выступают с сообщением (презентацией) о Франсуа Виете.

По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого:
Умножишь ты корни – и дробь уж готова?
В числителе с, в знаменателе а.
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь, что за беда!
В числителе b, в знаменателе а.

6. Решение уравнений с применением теоремы Виета.

– Составьте приведенное квадратное уравнение:

1) х1 = 5, х2 = 2.

Решение. По теореме Виета х1 + х2 = – р, х1х2 = q. Следовательно уравнение имеет вид х2 – 7х + 10 = 0.

1) х1 = 3, х2 = –4.

Решение. По теореме Виета х1 + х2 = – р, х1х2 = q. Следовательно уравнение имеет вид х2 + х – 12 = 0.

– В уравнении х2 + рх – 18 = 0 один из корней равен –9. Найдите другой корень и коэффициент р.

Решение. Используя теорему Виета, получаем следующие выражения:

–9 + х2 = – р, –9 х2 = –18. Решив второе уравнение получаем х2 = 2. Подставив полученное значение в первое уравнение найдем р = 7.

7. Самостоятельная работа.

– Решите уравнения.

Вариант 1 Вариант 2
уравнение ответ уравнение ответ
1 х3 – 4х = 0 0; 2; –2 х3 – 25х = 0 0; 5; –5
2 х4 + 4х2 – 5 =0 –1; 1 8 + 5х4 – 7 = 0 –1; 1
3 х3 – 3х2 – х + 3 = 0 –1; 1; 3 х3 + х2 – х – 1 = 0 –1; 1

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

На столе находятся вырезанные из самоклеющейся бумаги листья, которыми учащимся предложено украсить дерево на плакате:

– зеленые листочки означают – “Я хорошо понял тему, умею решать квадратные уравнения”;
– желтые листья – “Я не все понял. У меня были ошибки”;
– красные листья – “Я не понял, как решать квадратные уравнения”.

В результате получается летнее, зеленое деревце, или осеннее, с разноцветными листьями.