Тип урока: урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.
Цели урока:
- Обобщить ранее изученные знания о законе сохранения импульса.
- Дать понятие реактивного движения, сформировать представление о движении ракет и их запуске.
- Познакомить с особенностями и характеристиками реактивного движения с, историей развития реактивного движения.
Задачи урока:
- выяснить в основе реактивного движения лежит закон сохранения импульса.
- дать определение реактивного движения;
- рассмотреть виды реактивного движения;
- рассмотреть устройство и запуск ракет;
- выяснить каким образом происходит полет ракеты;
- узнать историю изобретения ракет;
- сделать самоанализ урока.
Приобретаемые навыки детей:
- мотивация к учебно-познавательной деятельности;
- одновременно зрительная и слуховая память, а использование ресурсов привлекает внимание, что делает восприятие и закрепление более эффективным;
- учащиеся учатся работать с формулой закона сохранения импульса, определять по известному значению массы и скорости импульс тел до взаимодействия и после взаимодействия;
- разработка вопросов позволяет использовать полученные умения и навыки;
- актуализируются ранее усвоенные знания, концентрируется внимание, раскрываются потенциальные и реальные возможности учащихся;
- развитие логического мышления, памяти, речи учащихся;
- целенаправленная учебная деятельность, когда каждый ученик и класс в целом объединяются одной целью;
- развитие пространственного воображения;
- повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;
- включение ученика в сам процесс активного участия в добывание новых знаний, в поиск способов их получения, формирования собственных ответов на поставленные учителем вопросы;
- возможность учащимся увидеть свои ошибки и не допустить их при выполнении домашнего задания;
- воспитание внимательного отношения к окружающим, друг к другу, учебной дисциплины;
- подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.
Формы организации работы детей:
- словесно-иллюстративный метод;
- метод синтезирующей беседы нацеленной на систематизацию знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении проблем;
- репродуктивный метод;
- практический метод;
- проблемный метод, в котором учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения;
- метод, беседа-сообщение;
- метод письменного текущего контроля.
Формы организации работы учителя:
- проверка ранее изученного;
- постановка цели занятия перед учащимися;
- организация восприятия новой информации;
- первичная проверка понимания;
- организация усвоения нового материала путем практического применения новой информации;
- творческое применение и добывание знаний;
- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
- домашнее задание к следующему уроку.
Технические условия: урок можно проводить, если в классе один компьютер и проектор, а также в компьютерном классе (в этом случае материалы с индивидуальными заданиями не распечатываются а выполняются каждым учащимся за компьютером)
Оборудование: компьютер, проектор, экран, ТСО, портреты ученых, карточки- задания( если урок проводится не в компьютерном классе).
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Используемые ресурсы из других общедоступных источников: учебник физики 9класс. Автор: А.В.Перышкин.
“Книг было тогда вообще мало, и у меня в особенности. Поэтому приходилось больше мыслить самостоятельно и часто идти по ложному пути. Нередко я изобретал и открывал давно известное! Я учился, творя, хотя часто неудачно и с опозданием... Зато я привык мыслить и относиться ко всему иронически».
(К.Э.Циолковский)
План урока:
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
3. Проверка ранее изученного.
4. Постановка цели занятия перед учащимися.
5. Организация восприятия новой информации.
6. Первичная проверка понимания.
7. Творческое применение и добывание знаний.
8. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в
систему ранее усвоенных знаний.
9. Домашнее задание к следующему уроку.
10. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
1) Учитель приветствует учащихся.
2) Учитель выявляет отсутствующих, выясняет
причину отсутствия.
3) Проверка готовности учащихся к уроку (внешний
вид, рабочая поза, состояние рабочего места).
4) Проверка подготовленности классного помещения
к уроку (чистая доска, мел, тряпка, порядок в
классе).
5) Организация внимания.
2. Подготовка к восприятию нового материала
Учитель: По словам русского поэта ХIХ века Якова Петровича Полонского,
Царство науки не знает предела –
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.
Эти слова по праву можно отнести к теме, которую мы изучаем сейчас – закон сохранения импульса, реактивное движение, подарившую нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько, еще неопознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры. Так что запускайте свой «вечный двигатель», и вперед!
3. Проверка ранее изученного (слайды 1-2)
Учитель: Поскольку тема реактивного движения основана на глубоком понимании закона сохранения импульса, то в начале давайте вспомним что такое импульс тела и импульс силы?
Ученики: Произведение массы тела на его скорость называется импульсом силы. Произведение силы на время действия этой силы, называется импульсом силы.
Учитель: А теперь, дайте характеристику каждой из этих величин, по следующему плану:
- Название величины.
- Что характеризует данная величина?
- По какой формуле находится?
- В каких единицах измеряется?
Слайды 3-4
Ученики: Импульс тела – обозначается p, , импульс силы
Учитель: Ребята, скажите, а импульс тела и импульс силы векторная величина или скалярная?
Ученики: Импульс силы и импульс тела – векторные величины, т.е. имеют направление.
Учитель: Правильно! Молодцы!
Учитель: Сформулируйте закон сохранения импульса.
Ученики: Геометрическая сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, остается постоянной при любых движениях и взаимодействиях тел системы.
Учитель: Какая система называется замкнутой?
Ученики: Система тел называется замкнутой, если взаимодействующие между собой тела, не взаимодействуют с другими телами.
Устные задания (разминка)
1. Тележка массой 100 г движется со скоростью 5 м/с. Её импульс равен:
а) 0,5 кг·м/с б) 5 кг·м/с в) 50 кг·м/с г) 0 кг·м/с
2. Тело массой 2 кг движется согласно уравнению X = 2 – 8t. Следовательно, модуль импульса тела равен:
а) 2 кг·м/с б) 4 кг·м/с в) 8 кг·м/с г) 16 кг·м/с
3. Две материальные точки движутся навстречу. Чему равен их импульс?
4. Выберите условие выполнения закона сохранения импульса.
а) В поле внешних сил. б) В замкнутой системе тел. в) В неинерциальной системе отсчёта. г) В движущейся прямолинейно системе отсчёта.
5. Какое выражение соответствует закону сохранения импульса?
4. Постановка цели занятия перед учащимися (слайд 5)
Учитель: Закон сохранения импульса связан с таким понятием как реактивное движение. Рассмотрим несколько примеров, подтверждающих справедливость закона сохранения импульса. Наверняка многие из вас наблюдали, как приходит в движение надутый воздушный шарик, если развязать нить, стягивающую его. Объясните это движение с помощью закона сохранения импульса. (Слайд 4)
Ученики: Пока отверстие шарика завязано, шарик покоится и его импульс равен нулю. При открытие из него с довольно большой скоростью вырывается струя сжатого воздуха. Движущийся воздух обладает импульсом, направленным в противоположную сторону его движения. Для того чтобы соблюдался закон сохранения импульса, суммарный импульс взаимодействующих тел должен быть равен нулю.
Учитель: Правильно. Движение шарика является примером реактивного движения. Запишите в тетрадь:
Движение, которое возникает как результат, отделения от тела какой-либо части, называют реактивным движением.
Учитель: Реактивное движение оказывает не только струя газа, но и жидкости.
5. Организация восприятия новой информации. Слайд 6
Ученики подготовили сообщение о сегнеровом колесе.
Сегнерово колесо — двигатель,
основанный на реактивном действии вытекающей
воды. Первая в истории гидравлическая турбина.
Расположенное в горизонтальной плоскости колесо
без обода, у которого спицы заменены
трубками с отогнутыми концами так, что
вытекающая из них вода приводит сегнерово колесо
во вращение. Изобретено Иоганном Зегнером.
Рис. 1
Учитель: Ребята, а где еще в природе и в жизни вы наблюдали реактивное движение?
Ученики: Реактивное движение используют для своего перемещения некоторые живые существа, например осьминоги и кальмары.
Рис. 2
Учитель: Правильно. Молодцы!
Принцип реактивного движения находит широкое
применение в авиации и космонавтике.
Рассмотрим устройство и принцип работы при
запуске ракет.
Рис. 3
6. Первичная проверка понимания
Учитель: Что составляет основную массу ракеты?
Ученики: Основную массу ракеты составляет топливо. Сгорая, топливо превращается в газ высокой температуры и давления.
Учитель: В чем состоит назначение сопла?
Ученики: Назначение сопла в том, чтобы повысить скорость струи.
Учитель: Рассмотрим теперь принцип движения ракеты на основе полета многоразового космического корабля Энергия-Буран.
Слайды 7-13
7. Творческое применение и добывание знаний
Учитель: Ребята, а что вы знаете об ученых, посвятивших свою жизнь ракетостроению и космонавтике?
(Ученики приготовили сообщения об ученых физиках по ресурсам рекомендуемым учителем)
Слайды 14-15
Ученики: Константин Эдуардович
ЦИОЛКОВСКИЙ
«Отец русской космонавтики», учитель,
изобретатель, просветитель, автор «Исследования
мировых пространств реактивными приборами». Ему
принадлежат слова: «Земля – это колыбель разума,
но нельзя вечно жить в колыбели».
Ученики: Сергей Павлович Королёв –
конструктор, создатель ракеты Восток на которой
в первые в космос полетел человек.
«То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением!»
С.П. Королёв
8. Творческое применение и добывание знаний.
Учащиеся решают задачи у доски и в тетради.
Задание
№1. Какую скорость преобретает ракета, если масса m мгновенно выброшенных газов составляет 0,2 m ракеты, а их скорость = 1 км/с.
Решение:
По формуле нахождения скорости оболочки ракеты найдем об:
об = (mг • г)/mоб = (0,2 mp • 9,8 м/c)/mp = 200 м/c.
№2. Определить скорость p ракеты, если выход газов происходит со = 300 м/c. До взлета mp с горючим равна 600 г, а горючего – 350 г.
Решение:
Сначала найдем массу ракеты mp без горючего:
mp = 600 г – 350 г = 250 г.
Далее по формуле найдем скорость ракеты:
p = (mг • г)/mp = (350 г • 300 м/с)/250 г = 420 м/c.
Физическая пауза
Учитель: Прежде чем приступить к решению задач проведем физическую паузу.
Представим, что мы с вами пассажиры автобуса…
– автобус резко трогается с места – ученики
должны наклониться назад.
– автобус тормозит – отклонится вперед.
– автобус поворачивает направо – наклоняются
влево.
– автобус поворачивает налево – наклоняются
вправо.
Учитель: Какое физическое явление вы изображали?
Ученики: Инерция – явление сохранения скорости тела, когда на это тело не действуют внешние силы.
9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Учитель: Давайте теперь еще раз вернемся к цели нашего урока и выясним, достигли мы ее или нет.
Учитель просит учащихся вспомнить, какую цель поставил перед ними учитель в начале урока.
Ученики: Выяснили, что такое реактивное движение, на каких законах оно основано. Разобрали устройство и принцип работы ракеты-носителя.
Учитель: Справились ли мы с поставленной целью?
Ученики делают выводы о проделанной работе на уроке, о тех практических навыках, которые они получили в процессе работы.
10. Домашнее задание к следующему уроку (слайд 16): п.23, упр.22 № 1, 2. Подготовить сообщение по теме «Первый человек на Луне», «Женщина в космосе».
11. Подведение итогов урока, оценки работы учащихся.
Учитель: Молодцы ребята, очень хорошо потрудились, хорошо решали задачи, внимательно слушали и принимали активное участие в «реактивном движении». Как для каждого прошел урок, мы сейчас увидим по результатам самодиагностики. (Слайд 17)
Самодиагностика (учащиеся поднимают одну из трех карточек, лежащих у них на парте).
Красная карточка – удовлетворен уроком, урок полезен для меня, я работал и получил заслуженную оценку; я понимал все, о чем говорилось.
Желтая карточка – урок был интересен, я отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий. Мне на уроке достаточно комфортно.
Зеленая карточка – пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, к ответу на уроке я был не готов.
Слайд 18
Используемая литература и интернет ресурсы:
- Е.А. Демченко Нестандартные уроки физики 7-11 классы.
- Боброва С.В. Нестандартные уроки физики.
- П. С. Кудрявцев. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982.
- Л.А. Горлова Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия 7-11 классы. Москва «Вако»2006
- А.И. Семке Уроки физики в 9 классе. Ярославль: Академия развития,2004.
- Учебник физики 9 класс. Автор: А.В.Перышкин
- http://school-collection.edu.ru
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E8%EE%EB%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9,_%CA%EE%ED%F1%F2%E0%ED%F2%E8%ED_%DD%E4%F3%E0%F0%E4%EE%E2%E8%F7
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Королёв,_Сергей_Павлович