Среди многообразия современных образовательных технологий в преподавании физики можно выделить системно – функциональный подход в обучении. Этот подход широко используется в методических работах по различным учебным предметам и прежде всего, требует выделения элементов знания в изучаемом материале и определения их функций. Данный подход можно использовать как для изучения физических величин, так и для изучения физических законов. Главное при изучении законов, которых в физике большое множество – это не автоматическое запоминание, а самостоятельное углубленное осмысление каждого слова в формулировке и каждой буквы в формуле. Познание законов является основной задачей науки, смыслом ее существования. Цель любого учителя подготовить ученика к жизни. Физические законы являются фундаментальными, и правильное их понятие и осмысление школьником повлияет на формирование целостной картины мира его мировоззрения. Познав законы, человек получает возможность управлять явлениями природы, ставит их себе на службу.
Современные стандарты в обучении делают ученика не объектом, а субъектом образовательного процесса. Сколько законов изучается в курсе физики средней школы? А если рассмотреть все изучаемые дисциплины. Их большое количество, и все очень важны. Но самое главное – сделать их изучение легче, доступней для понимания, и при этом ученик должен приложить максимум самостоятельности. Применение системно – функционального подхода в обучении развивает у ребенка исследовательские навыки, навыки по нахождению и обработке информации. При применении данного подхода учитель выступает в роли консультанта, таким образом, ученик больше запоминает на уроке, у него лучше работает логическое мышление, появляется потребность к творчеству.
На своих уроках я использую данный подход для изучения не отдельных тем, а целых разделов, в которых есть физический закон. Например, тема: «Основы электростатики» и закон Кулона. Ее изучение я даю блоками с использованием системно-функционального подхода. Большое значение уделяется анализу закона, расшифровке каждой букве в формуле, которая приводит к выделению фундаментальных понятий, например, электрический заряд, электрическое поле. Рассматриваются единицы измерения коэффициента пропорциональности. Применение данного подхода повышает у учащихся интерес к предмету, повышается качество и обученость знаний.
В представленном материале в практической форме отражены основные положения системно – функционального подхода: анализ структуры, выделение элементов и их функций, систематизация по общности функций. Сделана попытка не только выявления состава знаний о системе элементов, имеющих одинаковые функции, но и разработка технологии их усвоения.
В заключение, хотелось бы отметить, что предложенные на ваше рассмотрение планы уроков были успешно апробированы, о чем свидетельствуют полученные результаты. Качество знаний увеличилось на 8% и составляет 63% по данной теме, обученность – 100%.
Уроки с использованием системно-функционального подхода в обучении
Урок №1. Вводный
Тема: «Электрический заряд. Квантование заряда»
Цель: научиться обнаруживать электрический заряд на телах. Сформулировать закон сохранения электрического заряда. Дать определение замкнутой системе.
Ход урока:
1. Организационный момент урока.
2. Предварительная беседа проводится с целью вспомнить материл изученный в 8-м классе.
Какие частицы, обладающие зарядом, вы знаете?
Эксперимент 1 (подготавливает
предварительно ученик и демонстрирует его).
Подвесили на нитку кусочек фольги. И поднесем к
нему палочку из оргстекла.
Есть ли взаимодействие между данными телами?
(взаимодействия не наблюдается).
Вывод 1: тела не обладают зарядами, они
электрически нейтральны.
Какие тела называются электрически
нейтральными? Значит ли это, что они не обладают
заряженными частицами?
Эксперимент 2 (подготавливает
предварительно ученик и демонстрирует его).
Натрем палочку из оргстекла о бумагу. Кусочек
фольги притягивается.
Вывод 2: тело приобрело заряд. Вопрос: Как можно наэлектризовать тело и почему одни тела приобретают положительный заряд, а другие отрицательный, с чем это связанно?
Эксперимент 3.
К подвешенной фольге поднести заряженную палочку, фольга притягивается. Если же фольга коснется палочки, фольга будет отталкиваться.
Вывод 3: Это доказывает, что взаимодействие между зарядами проявляется в виде притяжения и отталкивания заряженных частиц. И что существуют заряды двух знаков.
3. Объяснение нового материала.
На уроке предстоит определить, от чего зависит сила взаимодействия между зарядами. Для этого воспользуемся учебником и с его помощью заполним таблицу с карточкой №1 (Приложение 1).
Для заполнения этой карточки учащимся
понадобиться проработать несколько параграфов
с.226-241. Урок рассчитан на два часа. В данной
карточке содержаться вопросы, ответы на которые
требуют понимания изученного материала
(качественные и вычислительного характера).
Таким образом, выполняется и закрепление
изученного материала. Так как урок вводный и
ученики работают первый раз по данной системе, то
карточка не содержит разноуровневых задач.
4. Домашнее задание: Проработать карточку и выучить наизусть все ДЭЗ, предложенные в ней.
Урок №2
Тема: «Закон Кулона. Решение задач»
Цель: дать силу оценку силы взаимодействия зарядов.
Ход урока:
1. Организационный момент урока.
2. Проверка домашнего задания.
Проверка знаний проводится таким образом:
ученик отвечает по вопросам карточки, а саму
карточку отдают учителю. Далее учитель проходит
по рядам и проверяет заполняемость карточек, так
как работа на уроке основывается на
предыдущей теме.
Несколько человек отвечают у доски.
Чтобы оценить эффективность данной методики
проводиться стандартный физический диктант, с
целью проверки качества усвоения нового
материала.
Содержание физического диктанта (Приложение
3).
Данная методика была опробована в классе со
средними способностями учеников, результат
хороший, активность на уроке высокая.
3. Следующий этап закрепление и переход к решению задач. При изучении закона Кулона предлагается заполнить карточку №2. (Приложение 2)
4. После заполнения карточки решается несложная задача уровня тройки.
Задача. Два тела с зарядами 4*10–9
и 1*10–9 Кл находятся на расстоянии 24см друг
от друга. В какой точке на линии, соединяющей эти
тела, надо поместить заряженное тело, чтобы оно
оказалось в равновесии?
Сначала предлагается решить задачу
самостоятельно, затем разбор с чертежом у доски.
5. Домашнее задание: составить рассказ: «Взаимодействие электрически заряженных тел» по структурной схеме учащимся предлагается на дом. На следующий урок несколько человек зачитывают вслух свои сочинения и получают оценки (структурная схема в приложении к урокам).
Урок №3
Тема: «Решение задач»
Цель: научить решать задачи по теме «Закон Кулона».
Занятие проводится по карточке №4 (Приложение
4), в которой есть разноуровневые
задания и комментарии для учащихся. Оценка
выставляется по количеству набранных баллов.
Оценка 5: от 18 баллов, оценка 4: от 12 до16 баллов;
оценка 3: от 10 до 12 баллов.
Итоговый урок проводится в виде дифференцированного зачета, на котором учащиеся должны предоставить все заполненные карточки.
Литература:
1. Крутский А.Н., О.С. Косихина.
Психодидактика: новые технологии в преподавании
физики. Москва Педагогический университет
«Первое сентября», 2006.
2. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев Учебник Физика 10
Москва, «Просвещение», 2008.
3. Волков Н.А., Полянский С.Е. Поурочные
разработки по физике: 10 класс. – 2-е изд., перераб.
И доп. – М.: ВАКО, 2009.
4. А.П. Рымкевич Задачник 10-11. Дрофа, 2007.