Программа творческого объединения «Туристическое краеведение первого года обучения»

Разделы: География, Спорт в школе и здоровье детей


В программе представлено содержание оздоровительно-познавательной деятельности с обучающимися образовательных учреждений. Программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма под руководством специально подготовленного педагога, таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью – окружающей природной и социальной средой. При этом адаптация организма ребенка к физическим нагрузкам предполагает необходимость их строгого дозирования по объему, продолжительности и напряженности в соответствии с полом и возрастом, а также индивидуальным уровнем функционального и биологического развития занимающихся.

Учебно-воспитательный процесс требует от обучающегося в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность и непосредственное познание окружающего мира.

В современном мире очень актуальной стала проблема экологического воспитания подрастающего поколения. Эту проблему поставил человечеству глобальный экологический кризис, возникший из-за игнорирования законов природы, неуемного развития промышленности и уничтожения естественных экосистем. Выход из кризиса возможен при созданной и функционирующей системе непрерывного экологического образования, базирующейся на положении, что человек является частью природы и живет по ее законам.

Цель обучения:

  • формирование и воспитание у обучающихся экологической культуры;
  • привития любви к родному краю и бережному отношению к окружающей природе;
  • развития двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся;
  • укрепление здоровья обучающихся, психическое и физическое оздоровление организма в процессе туристско-познавательной деятельности;
  • получение теоретических знаний и практических навыков в прогнозируемых экстремальных ситуациях.

При этом предполагается решение следующих основных задач:

воспитательные:

  • привитие экологической культуры, воспитание экологически грамотных людей;
  • оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;

образовательная:

  • овладение умениями и навыками выполнения простейших вдов экологических работ и исследований.

развивающая:

  • развитие интереса к проблемам охраны природы и здоровья человека, а так же творческой и исполнительной активности учащихся в процессе освоения материала.

В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и специально подготовленного организатора туристической деятельности.

Отличительная черта данной программы от существующих в том, что она построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» – путешествия в окружающую среду с элементами ее познания.

Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры; мини соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся экскурсии; беседы о природе, о туризме, о путешественниках; просмотр фильмов и фотографий о пройденных маршрутах, зарисовка природных объектов; изготовление индивидуального туристического снаряжения).

«Образовательные маршруты» способствуют приобретению санитарно-гигиенических навыков, организации туристического быта в полевых условиях; ориентирования на местности; формированию физкультурно-туристских знаний, умений и навыков; обучению двигательным навыкам и действиям; общему укреплению здоровья и закаливания организма; развитию физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей и скоростно-силовых качеств); овладению техникой преодоления простейших естественных и искусственных препятствий во время туристских тренировок, походах выходного дня, дальних походах.

Систематическая оздоровительно-познавательная деятельность строится на непрерывно сменяющих друг друга, а в некоторых случаях и накладывающихся друг на друга циклах, каждый из которых должен включать подготовку к мероприятию, его организацию, его проведение и подведение итогов (совместный анализ достижений и промахов).

I. Цели и задачи

Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного, физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. А также занятия в туристско-краеведческом объединении дисциплинирует, сплачивает ребят, развивает чувство ответственности за свой коллектив, бережное отношение к природе. Для реализации задач данной программы используются различные формы и методы обучения, это и теоретические беседы, работа с картами, экскурсии, походы, игры, викторины, которые способствуют закреплению полученных знаний. Результаты работы творческого объединения отражаются на стендах, конференциях, во внеурочных мероприятиях школы. Особо велико значение данной работы в том, что формирует навыки чтения, жизни в природе, приемы оказания первой медицинской помощи, дает физическую подготовку ребят.

II. Документы и материалы, с учетом которых составлена данная программа занятий «Туристическое краеведение первого года обучения»

  • Федеральный закон «Об образовании».
  • Модернизация московского образования (Столичное образование 5).
  • План мероприятий по развитию дополнительного образования в Москве.
  • Программа «Юные инструкторы туризма».
  • Программа ЦДТМ «Матвеевское».
  • Целевая комплексная программа «Я – Москвич».
  • Целевая комплексная программа «Чтобы рос человек».
  • Дополнительные инструкции руководителя творческого объединения.
  • Инструкции по технике безопасности.

III. Пояснительная записка

Общие сведения о творческом объединении.

Количество членов – 15 человек, состав постоянный, возраст ребят средний. Первый год обучения, занятия проводятся 2 раза в неделю, количество часов за учебный год – 144. Место занятий ГБОУ ЦО «Школа здоровья» № 97, кабинет географии.

IV. Тематический план

Название темы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 6 6 -
2 Основы туристской подготовки 35 15 20
3 Топография и ориентирование 40 10 30
4 Краеведение 41 6 35
5 Основы гигиены, первая доврачебная помощь 20 10 10
6 Итоговое занятие 2 - 2
  Итого 144 47 97

V. Календарный план

Тема 1: Вводное занятие 6 часов.  
1. Инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения, противопожарной безопасности, действия в ЧС (чрезвычайной ситуации) Знакомство с учащимися, их интересами, беседа о туризме.Необходимость знаний техники безопасности, сюжетная игра по правилам поведения.
2. Туристические путешествия. Туризм – средство познания своего края, оздоровление, навыки самостоятельности. Создание эмблемы, туристические песни.
3. История развития туризма. История развития туризма, виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Экскурсионный и зарубежный туризм.
Тема 2: Основы туристической подготовки. 35 часов.
1. Воспитательная роль туризма. Волевые усилия и их значение в походах: целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность, самообладание.
2. Воспитательная роль туризма. Законы, правила туризма, проведение игры «Последний герой».
3. Личное и групповое снаряжение туриста. Понятие о снаряжении, перечень его. Типы рюкзаков, спальных мешков, их преимущества и недостатки.
4. Личное, групповое снаряжение туриста. Упаковка рюкзака, размещение снаряжения. Одежда, обувь для туристического похода. Типы лыж.
5. Групповое снаряжение Типы палаток, походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы, аптечка.
6. Организация туристического быта, привалы и ночлеги. Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность привалов в зависимости от природных условий и физического состояния участников.
7. Организация привала. Выбор места для привала, основные требования к месту привала.
8. Развертывание, свертывание лагеря. Выбор места для палаток, костра, забор воды, мусорной ямы, туалета, заготовка дров.
9. Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила переноски колющих, режущих предметов.
10. Установка палаток. Установка палаток, размещение в ней вещей, предохранение от промокания и насекомых.
11. Уборка лагеря перед уходом. Уборка лагеря.
12. Уход за одеждой, обувью в походе. Игра на закрепление, полученных знаний.
13. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком, правила купания. Меры безопасности и оказание медицинской помощи.
14. подготовка к походу. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе.
15. Разработка маршрута похода. Изучение района похода: литература, карты, запросы, сведения от людей. Составление маршрута.
16. Питание в походе. Значение правильного питания. Организация питания в однодневном и 2-3 дневном походе. Составление меню, приготовление пищи на костре, питьевой режим.
17. Правила движения в походе. Порядок движения в походе. Отработка движения колонной по разным местностям.
18. Туристские должности в походе. Должности постоянные и временные.
Тема 3: Топография.
1. Понятие топографической карты. Карта-модель реальной действительности. Свойства карт: наглядность, обзорность, знаковость.
2. Определение расстояний. Понятие о масштабе карты, числовой, линейный и использование его для измерений расстояний.
3. Измерение расстояний. Измерение расстояний на карте с помощью масштаба и на местности.
4. Условные знаки. Кодовое изображение объектов на карте, умение их определять, читать, проведение игры «Прочитай информацию»
5. Ориентирование. Азимут. Основные направления сторон горизонта, дополнительные, вспомогательные стороны. Азимутное кольцо. Практическое задание: построение на бумаге заданных углов, измерение азимута по карте.
6. Измерение высот, крутизны склонов, определение рельефа. Рельеф, его способы изображения на карте. Бергштрихи. Высоты абсолютные и относительные. Определение крутизны склонов, изображение рельефа на картах. Игра «Определи что, где находится?»
7. Компас. Работа с компасом. Компас. Типы компасов, правила обращения с компасом.
8. Ориентирование по компасу. Определение сторон горизонта, ориентирование карты, игра – определение азимута на предметы.
9. Способы ориентирования. Ориентирование с помощью карты, необходимость непрерывного ориентирования, чтения карты в походе. Движение по легенде, опрос жителей.
10. Ориентирование по местным признакам. Суточное движение Солнца, определение азимута по Солнцу, Луне, Полярной звезде.
Тема 4: Краеведение. 41 час.
1. Родной край-Подмосковье. Знакомства с природными особенностями (климат, растительность, животный мир, рельеф, реки, озера Подмосковья.
2. Родной край-Подмосковье. История освоения данного края. Памятники истории и культуры.
3. Родной край-Подмосковье. Административное деления Края. Промышленность, экономика Подмосковья.
4. Родной край-Подмосковье. Известные земляки, знатные люди Москвы, Подмосковья, их вклад в развитие земли Московской.
5. Организация экскурсии. Музей Истории Москвы, Археологии Москвы, Музей Гармоники. Посещение предприятий «Очаковский молочный комбинат». Москва военная «Музей Великой отечественной войны на Поклонной горе». Поздравление ветеранов Великой отечественной войны, встречи, беседы.
Тема 5: Основы гигиены и первая доврачебная помощь. 20 часов.
1. Личная гигиена туриста. Понятие о гигиене, гигиена тела, значение водных процедур. Гигиена одежды, обуви.
2. Сущность закаливания. Роль закаливания в занятиях туризма. Закаливание солнцем, воздухом, водой.
3. Сущность закаливания. Знакомство с системой Иванова.
4. Физические упражнения и туризм. Систематичность занятий физкультурой для достижения результатов, проведение «Веселых стартов».
5. Вредные воздействия курения, алкоголя. Беседа, конкурс плаката на данную тематику.
6. Походная медицинская аптечка. Составление аптечки, хранение, транспортировка. Перечень лекарственных средств и их назначение.
7. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Заболевания в походе. Различные травмы. Ожоги, солнечный тепловой удар. Помощь утопающему, обморожение. Искусственный массаж. Укусы животных. Пищевые отравления. Наложение жгута, обработка ран, промывание желудка.
8. Приемы транспортировки пострадавшего. Изготовление носилок, волокуш, зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения.
Тема 6: Итоговое занятие. 2 часа. Оформление стендов; участие в окружной конференции «Наш дом-Земля»

VI. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы в ходе работы творческого объединения используются следующие материалы:

  • фильмы о природе, природных закономерностях,
  • таблицы, знакомящие учащихся со способами ориентирования,
  • таблицы, раскрывающие приспособления растительные и животные к различным условиям жизни,
  • аптечка, жгуты, бинты,
  • фонограммы песен, звуков леса (голоса птиц),
  • компасы,
  • Красная книга растений и животных,
  • таблицы, кульвиметры, карты.

VII. Прогнозируемый результат

Программа модифицированная. Она формирует разновозрастные и разноуровневые группы детей. Отличается нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания. Результаты работы объединения будут отражены в концертных программах, на стендах, выставках, конференциях, во внеурочных мероприятиях школы (проведение викторин, конкурсов).

VIII. Образовательно-воспитательная работа

I. Социальная Благоустройство территории ЦДТМ, микрорайона.
Участие в программе «Детское движение милосердия».
Сентябрь-апрель
По плану ЦДТМ
II. Развитие познавательного интереса и творческих способностей Беседы, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ, викторины, праздники. Сентябрь-июнь
III. Участие в массовых делах ЦДТМ По плану УДТМ.  

IX. Литература

  1. Справочные материалы: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1989.
  2. Андреев Н.В. «Топография и картография – М.: Просвещение, 1985.
  3. Берлянт А.М. «Карта-второй язык географии» – М.: Просвещение, 1985.
  4. Берлянт А.М. «Геоизображения и геоиконика» – М.: Знание, 1990.
  5. Гедымин А.В. «Картографические проекции советских школьных карт» – М.: Просвещение, 1984.
  6. Куприн А.М. «Слово о карте» – М.: Недра, 1987.
  7. Кусов В.С. «Картографическое искусство Русского государства» – М.: Недра, 1989.
  8. Преображенский А.И. «Экономические карты в преподавании географии» – М.: Просвещение, 1980.
  9. Эдельштейн А.В. «Как создается карта» – М.: Недра, 1978.
  10. Берлянт А.М. «Образ пространства: карта и информация» – М.: Мысль, 1986.
  11. «Картография с основами топографии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов», под редакцией Г.Ю. Грюнберга – М.: Просвещение, 1991.
  12. Постников А.В. «Развитие картографии и вопросы использования старых карт» – М.: Наука, 1985.
  13. Салищев К.А. «Картоведение», 3 издание, – М.: Издательство МГУ, 1990.
  14. Справочник по картографии – М., 1998.