В программе представлено содержание оздоровительно-познавательной деятельности с обучающимися образовательных учреждений. Программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма под руководством специально подготовленного педагога, таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью – окружающей природной и социальной средой. При этом адаптация организма ребенка к физическим нагрузкам предполагает необходимость их строгого дозирования по объему, продолжительности и напряженности в соответствии с полом и возрастом, а также индивидуальным уровнем функционального и биологического развития занимающихся.
Учебно-воспитательный процесс требует от обучающегося в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность и непосредственное познание окружающего мира.
В современном мире очень актуальной стала проблема экологического воспитания подрастающего поколения. Эту проблему поставил человечеству глобальный экологический кризис, возникший из-за игнорирования законов природы, неуемного развития промышленности и уничтожения естественных экосистем. Выход из кризиса возможен при созданной и функционирующей системе непрерывного экологического образования, базирующейся на положении, что человек является частью природы и живет по ее законам.
Цель обучения:
- формирование и воспитание у обучающихся экологической культуры;
- привития любви к родному краю и бережному отношению к окружающей природе;
- развития двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся;
- укрепление здоровья обучающихся, психическое и физическое оздоровление организма в процессе туристско-познавательной деятельности;
- получение теоретических знаний и практических навыков в прогнозируемых экстремальных ситуациях.
При этом предполагается решение следующих основных задач:
воспитательные:
- привитие экологической культуры, воспитание экологически грамотных людей;
- оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;
образовательная:
- овладение умениями и навыками выполнения простейших вдов экологических работ и исследований.
развивающая:
- развитие интереса к проблемам охраны природы и здоровья человека, а так же творческой и исполнительной активности учащихся в процессе освоения материала.
В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и специально подготовленного организатора туристической деятельности.
Отличительная черта данной программы от существующих в том, что она построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» – путешествия в окружающую среду с элементами ее познания.
Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры; мини соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся экскурсии; беседы о природе, о туризме, о путешественниках; просмотр фильмов и фотографий о пройденных маршрутах, зарисовка природных объектов; изготовление индивидуального туристического снаряжения).
«Образовательные маршруты» способствуют приобретению санитарно-гигиенических навыков, организации туристического быта в полевых условиях; ориентирования на местности; формированию физкультурно-туристских знаний, умений и навыков; обучению двигательным навыкам и действиям; общему укреплению здоровья и закаливания организма; развитию физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей и скоростно-силовых качеств); овладению техникой преодоления простейших естественных и искусственных препятствий во время туристских тренировок, походах выходного дня, дальних походах.
Систематическая оздоровительно-познавательная деятельность строится на непрерывно сменяющих друг друга, а в некоторых случаях и накладывающихся друг на друга циклах, каждый из которых должен включать подготовку к мероприятию, его организацию, его проведение и подведение итогов (совместный анализ достижений и промахов).
I. Цели и задачи
Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного, физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. А также занятия в туристско-краеведческом объединении дисциплинирует, сплачивает ребят, развивает чувство ответственности за свой коллектив, бережное отношение к природе. Для реализации задач данной программы используются различные формы и методы обучения, это и теоретические беседы, работа с картами, экскурсии, походы, игры, викторины, которые способствуют закреплению полученных знаний. Результаты работы творческого объединения отражаются на стендах, конференциях, во внеурочных мероприятиях школы. Особо велико значение данной работы в том, что формирует навыки чтения, жизни в природе, приемы оказания первой медицинской помощи, дает физическую подготовку ребят.
II. Документы и материалы, с учетом которых составлена данная программа занятий «Туристическое краеведение первого года обучения»
- Федеральный закон «Об образовании».
- Модернизация московского образования (Столичное образование 5).
- План мероприятий по развитию дополнительного образования в Москве.
- Программа «Юные инструкторы туризма».
- Программа ЦДТМ «Матвеевское».
- Целевая комплексная программа «Я – Москвич».
- Целевая комплексная программа «Чтобы рос человек».
- Дополнительные инструкции руководителя творческого объединения.
- Инструкции по технике безопасности.
III. Пояснительная записка
Общие сведения о творческом объединении.
Количество членов – 15 человек, состав постоянный, возраст ребят средний. Первый год обучения, занятия проводятся 2 раза в неделю, количество часов за учебный год – 144. Место занятий ГБОУ ЦО «Школа здоровья» № 97, кабинет географии.
IV. Тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 6 | 6 | - |
2 | Основы туристской подготовки | 35 | 15 | 20 |
3 | Топография и ориентирование | 40 | 10 | 30 |
4 | Краеведение | 41 | 6 | 35 |
5 | Основы гигиены, первая доврачебная помощь | 20 | 10 | 10 |
6 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Итого | 144 | 47 | 97 |
V. Календарный план
Тема 1: Вводное занятие 6 часов. | |
1. Инструктаж по технике безопасности, правила дорожного движения, противопожарной безопасности, действия в ЧС (чрезвычайной ситуации) | Знакомство с учащимися, их интересами, беседа о туризме.Необходимость знаний техники безопасности, сюжетная игра по правилам поведения. |
2. Туристические путешествия. | Туризм – средство познания своего края, оздоровление, навыки самостоятельности. Создание эмблемы, туристические песни. |
3. История развития туризма. | История развития туризма, виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Экскурсионный и зарубежный туризм. |
Тема 2: Основы туристической подготовки. 35 часов. | |
1. Воспитательная роль туризма. | Волевые усилия и их значение в походах: целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность, самообладание. |
2. Воспитательная роль туризма. | Законы, правила туризма, проведение игры «Последний герой». |
3. Личное и групповое снаряжение туриста. | Понятие о снаряжении, перечень его. Типы рюкзаков, спальных мешков, их преимущества и недостатки. |
4. Личное, групповое снаряжение туриста. | Упаковка рюкзака, размещение снаряжения. Одежда, обувь для туристического похода. Типы лыж. |
5. Групповое снаряжение | Типы палаток, походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы, аптечка. |
6. Организация туристического быта, привалы и ночлеги. | Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность привалов в зависимости от природных условий и физического состояния участников. |
7. Организация привала. | Выбор места для привала, основные требования к месту привала. |
8. Развертывание, свертывание лагеря. | Выбор места для палаток, костра, забор воды, мусорной ямы, туалета, заготовка дров. |
9. Типы костров. | Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила переноски колющих, режущих предметов. |
10. Установка палаток. | Установка палаток, размещение в ней вещей, предохранение от промокания и насекомых. |
11. Уборка лагеря перед уходом. | Уборка лагеря. |
12. Уход за одеждой, обувью в походе. | Игра на закрепление, полученных знаний. |
13. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком, правила купания. | Меры безопасности и оказание медицинской помощи. |
14. подготовка к походу. | Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. |
15. Разработка маршрута похода. | Изучение района похода: литература, карты, запросы, сведения от людей. Составление маршрута. |
16. Питание в походе. | Значение правильного питания. Организация питания в однодневном и 2-3 дневном походе. Составление меню, приготовление пищи на костре, питьевой режим. |
17. Правила движения в походе. | Порядок движения в походе. Отработка движения колонной по разным местностям. |
18. Туристские должности в походе. | Должности постоянные и временные. |
Тема 3: Топография. | |
1. Понятие топографической карты. | Карта-модель реальной действительности. Свойства карт: наглядность, обзорность, знаковость. |
2. Определение расстояний. | Понятие о масштабе карты, числовой, линейный и использование его для измерений расстояний. |
3. Измерение расстояний. | Измерение расстояний на карте с помощью масштаба и на местности. |
4. Условные знаки. | Кодовое изображение объектов на карте, умение их определять, читать, проведение игры «Прочитай информацию» |
5. Ориентирование. Азимут. | Основные направления сторон горизонта, дополнительные, вспомогательные стороны. Азимутное кольцо. Практическое задание: построение на бумаге заданных углов, измерение азимута по карте. |
6. Измерение высот, крутизны склонов, определение рельефа. | Рельеф, его способы изображения на карте. Бергштрихи. Высоты абсолютные и относительные. Определение крутизны склонов, изображение рельефа на картах. Игра «Определи что, где находится?» |
7. Компас. Работа с компасом. | Компас. Типы компасов, правила обращения с компасом. |
8. Ориентирование по компасу. | Определение сторон горизонта, ориентирование карты, игра – определение азимута на предметы. |
9. Способы ориентирования. | Ориентирование с помощью карты, необходимость непрерывного ориентирования, чтения карты в походе. Движение по легенде, опрос жителей. |
10. Ориентирование по местным признакам. | Суточное движение Солнца, определение азимута по Солнцу, Луне, Полярной звезде. |
Тема 4: Краеведение. 41 час. | |
1. Родной край-Подмосковье. | Знакомства с природными особенностями (климат, растительность, животный мир, рельеф, реки, озера Подмосковья. |
2. Родной край-Подмосковье. | История освоения данного края. Памятники истории и культуры. |
3. Родной край-Подмосковье. | Административное деления Края. Промышленность, экономика Подмосковья. |
4. Родной край-Подмосковье. | Известные земляки, знатные люди Москвы, Подмосковья, их вклад в развитие земли Московской. |
5. Организация экскурсии. | Музей Истории Москвы, Археологии Москвы, Музей Гармоники. Посещение предприятий «Очаковский молочный комбинат». Москва военная «Музей Великой отечественной войны на Поклонной горе». Поздравление ветеранов Великой отечественной войны, встречи, беседы. |
Тема 5: Основы гигиены и первая доврачебная помощь. 20 часов. | |
1. Личная гигиена туриста. | Понятие о гигиене, гигиена тела, значение водных процедур. Гигиена одежды, обуви. |
2. Сущность закаливания. | Роль закаливания в занятиях туризма. Закаливание солнцем, воздухом, водой. |
3. Сущность закаливания. | Знакомство с системой Иванова. |
4. Физические упражнения и туризм. | Систематичность занятий физкультурой для достижения результатов, проведение «Веселых стартов». |
5. Вредные воздействия курения, алкоголя. | Беседа, конкурс плаката на данную тематику. |
6. Походная медицинская аптечка. | Составление аптечки, хранение, транспортировка. Перечень лекарственных средств и их назначение. |
7. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. | Заболевания в походе. Различные травмы. Ожоги, солнечный тепловой удар. Помощь утопающему, обморожение. Искусственный массаж. Укусы животных. Пищевые отравления. Наложение жгута, обработка ран, промывание желудка. |
8. Приемы транспортировки пострадавшего. | Изготовление носилок, волокуш, зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения. |
Тема 6: Итоговое занятие. 2 часа. | Оформление стендов; участие в окружной конференции «Наш дом-Земля» |
VI. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы в ходе работы творческого объединения используются следующие материалы:
- фильмы о природе, природных закономерностях,
- таблицы, знакомящие учащихся со способами ориентирования,
- таблицы, раскрывающие приспособления растительные и животные к различным условиям жизни,
- аптечка, жгуты, бинты,
- фонограммы песен, звуков леса (голоса птиц),
- компасы,
- Красная книга растений и животных,
- таблицы, кульвиметры, карты.
VII. Прогнозируемый результат
Программа модифицированная. Она формирует разновозрастные и разноуровневые группы детей. Отличается нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания. Результаты работы объединения будут отражены в концертных программах, на стендах, выставках, конференциях, во внеурочных мероприятиях школы (проведение викторин, конкурсов).
VIII. Образовательно-воспитательная работа
I. Социальная | Благоустройство территории ЦДТМ, микрорайона. Участие в программе «Детское движение милосердия». |
Сентябрь-апрель По плану ЦДТМ |
II. Развитие познавательного интереса и творческих способностей | Беседы, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ, викторины, праздники. | Сентябрь-июнь |
III. Участие в массовых делах ЦДТМ | По плану УДТМ. |
IX. Литература
- Справочные материалы: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1989.
- Андреев Н.В. «Топография и картография – М.: Просвещение, 1985.
- Берлянт А.М. «Карта-второй язык географии» – М.: Просвещение, 1985.
- Берлянт А.М. «Геоизображения и геоиконика» – М.: Знание, 1990.
- Гедымин А.В. «Картографические проекции советских школьных карт» – М.: Просвещение, 1984.
- Куприн А.М. «Слово о карте» – М.: Недра, 1987.
- Кусов В.С. «Картографическое искусство Русского государства» – М.: Недра, 1989.
- Преображенский А.И. «Экономические карты в преподавании географии» – М.: Просвещение, 1980.
- Эдельштейн А.В. «Как создается карта» – М.: Недра, 1978.
- Берлянт А.М. «Образ пространства: карта и информация» – М.: Мысль, 1986.
- «Картография с основами топографии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов», под редакцией Г.Ю. Грюнберга – М.: Просвещение, 1991.
- Постников А.В. «Развитие картографии и вопросы использования старых карт» – М.: Наука, 1985.
- Салищев К.А. «Картоведение», 3 издание, – М.: Издательство МГУ, 1990.
- Справочник по картографии – М., 1998.