Пояснительная записка
В условиях модернизации российского образования перед общеобразовательной школой ставится задача профильной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию их обучения и социализацию. Филологическое направление является одним из приоритетных в образовательной политике российской школы. Оно призвано обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего образования.
Элективный курс «Технология грамматического анализа текста» разработан для учащихся 5-7 классов (1 час в неделю, общий объем курса 34 часа) с учетом их дальнейшей профессиональной филологической ориентации. Он позволяет формировать основы филологической грамотности, поэтапное овладение основами письменного творчества, обеспечивает межпредметное филологическое восприятие, когда английский язык выступает средством и основой для получения филологических знаний. Данный курс позволяет формировать основы лингвокультурологической компетенции, что способствует разностороннему развитию личности учащихся.
Основными целями данного курса являются:
- Создание возможностей для овладения учащимися основами филологических знаний и их практического применения для создания некоторых видов письменных творческих работ;
- Приобретение учащимися на этой основе общеучебных и общепрофессиональных знаний и умений;
- Овладение первичными умениями написания эссе
Достижение данных целей предусматривает решение следующих задач:
- помочь учащимся овладеть как навыками перевода, так и навыками устной и письменной английской речи
- помочь учащимся изучить грамматический строй английского языка
- научить учащихся избегать типичных ошибок при переносе в иностранную речь конструкций, свойственных русскому языку
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Тематика курса (5 класс)
- Тема 1. Что изучает курс «Технология грамматического анализа текста» (2 ч.)
- Тема 2. Сопоставление глагольных форм настоящего длительного времени, настоящего, будущего простого времени . (4 ч.)
- Тема 3. Стативные глаголы. (3 ч.)
- Тема 4. Сопоставление глагольных форм настоящего длительного времени, настоящего, прошедшего, будущего простого времени. (3 ч.)
- Тема 5. Сопоставление глагольных форм прошедшего простого времени, прошедшего длительного времени. (3 ч.)
- Тема 6. Пассивный залог. Настоящее простое время страдательного залога. (3 ч.)
- Тема 7. Пассивный залог. Прошедшее простое время страдательного залога. (3 ч.)
- Тема 8. Косвенная речь. (7 ч.)
- Тема 9. Местоимения. (3 ч.)
- Тема 10. Модальные глаголы. (2 ч.)
- Тема 11. Итоговое занятие: «Презентация письменной творческой работы на английском языке» (1 ч.)
Всего: 34 часа.
Таблица тематического распределения количества часов (5 класс)
№ п/п |
Тема |
Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1. | Что изучает курс «Технология грамматического анализа текста» | 2 часа | 2 часа |
2. | Сопоставление глагольных форм настоящего длительного времени, настоящего, будущего простого времени | 4 часа | 4 часа |
3. | Стативные глаголы | 3 часа | 3 часа |
4. | Сопоставление глагольных форм настоящего длительного времени, настоящего, прошедшего, будущего простого времени | 3 часа | 3 часа |
5. | Сопоставление глагольных форм прошедшего простого времени, прошедшего длительного времени | 3 часа | 3 часа |
6. | Страдательный залог. Настоящее простое время страдательного залога | 3 часа | 3 часа |
7. | Страдательный залог. Прошедшее простое время страдательного залога | 3 часа | 3 часа |
8. | Косвенная речь | 7 часов | 7 часов |
9. | Местоимения | 3 часа | 3 часа |
10. | Модальные глаголы | 2 часа | 2 часа |
11. | Итоговое занятие: «Презентация письменной творческой работы на английском языке» | 1 час | 1 час |
Всего за год 34 часа.
Тематика курса (6 класс)
- Тема 1. Повторение (2 ч.)
- Тема 2. «Сопоставление времен группы простого времени (настоящее, прошедшее, будущее)» (3 ч.)
- Тема 3. «Сопоставление глагольных форм в настоящем, прошедшем, будущем простом времени страдательного залога » (4 ч.)
- Тема 4. «Сопоставление времен группы длительного времени (настоящее, прошедшее, будущее)» (4 ч.)
- Тема 5. «Сопоставление глагольных форм настоящего, прошедшего длительного , настоящего совершенного, прошедшего простого, настоящего совершенного длительного времен » (7 ч.)
- Тема 6. «Причастие 1 и причастие 2» (3 ч.)
- Тема 7. «Фразовые глаголы» («видеть», «делать», «дать») (3 ч.)
- Тема 8. «Сложное дополнение» (4 ч.)
- Тема 9. «Придаточные времени и условия в сопоставлении с придаточными дополнительными» (3 ч.)
- Тема 10. Итоговое занятие: «Презентация письменной творческой работы на английском языке» (1 ч.)
Всего: 34 часа
Таблица тематического распределения количества часов (6 класс)
№ п/п |
Тема |
Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1. | Повторение | 2 часа | 2 часа |
2. | Сопоставление времен группы простого времени (настоящее, прошедшее, будущее) | 3 часа | 3 часа |
3. | Сопоставление глагольных форм в настоящем, прошедшем, будущем простом времени страдательного залога | 4 часа | 4 часа |
4. | Сопоставление времен группы длительного времени (настоящее, прошедшее, будущее) | 4 часа | 4 часа |
5. | Сопоставление глагольных форм настоящего, прошедшего длительного, настоящего совершенного, прошедшего простого, настоящего совершенного длительного времен | 7 часов | 7 часов |
6. | Причастие 1 и причастие 2 | 3 часа | 3 часа |
7. | Фразовые глаголы («видеть», «делать», «дать») | 3 часа | 3 часа |
8. | Сложное дополнение | 4 часа | 4 часа |
9. | Придаточные времени и условия в сопоставлении с придаточными дополнительными | 3 часа | 3 часа |
10. | Итоговое занятие: «Презентация письменной творческой работы на английском языке» | 1 час | 1 час |
Всего за год 34 часа.
Тематика курса (7 класс)
- Тема 1. Повторение. (1 ч.)
- Тема 2. Сопоставление глагольных форм настоящего, прошедшего простого времени. (3 ч.)
- Тема 3. Сопоставление глагольных форм настоящего совершенного времени , прошедшего простого времени . (2 ч.)
- Тема 4. Сопоставление глагольных форм настоящего, прошедшего, будущего простого времени в страдательном залоге. (4 ч.)
- Тема 5. Модальные глаголы в сочетании с пассивным инфинитивом. (2 ч.)
- Тема 6. Различия в семантике и употреблении неопределенных местоимений. (2 ч.)
- Тема 7. Сослагательное наклонение глагола. (5 ч.)
- Тема 8. Причастие I и причастие II. (3 ч.)
- Тема 9. Сложное дополнение. (3 ч.)
- Тема 10. Сопоставление глагольных форм настоящего,прошедшего длительного времени , настоящего совершенного длительного времени в страдательном залоге. (5 ч.)
- Тема 11. Фразовые глаголы. (3 ч.)
- Тема 12. Итоговое занятие: «Презентация письменной творческой работы на английском языке» (1 ч.)
Всего: 34 часа.
Таблица тематического распределения количества часов (7 класс)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Авторская программа | Рабочая программа | |||
1. | Повторение | 1 час | 1 час | |
2. | Сопоставление глагольных форм настоящего, прошедшего простого времени. | 3 часа | 3 часа | |
3. | Сопоставление глагольных форм настоящего совершенного времени, прошедшего простого времени. | 2 часа | 2 часа | |
4. | Сопоставление глагольных форм настоящего, прошедшего, будущего простого времени в страдательном залоге | 4 часа | 4 часа | |
5. | Модальные глаголы в сочетании с пассивным инфинитивом | 2 часа | 2 часа | |
6. | Различия в семантике и употреблении неопределенных местоимений | 2 часа | 2 часа | |
7. | Сослагательное наклонение глагола | 5 часов | 5 часов | |
8. | Причастие I и причастие II | 3 часа | 3 часа | |
9. | Сложное дополнение | 3 часа | 3 часа | |
10. | Сопоставление глагольных форм настоящего , прошедшего длительного времени, настоящего совершенного длительного времени в страдательном залоге. | 5 часов | 5 часов | |
11. | Фразовые глаголы | 3 часа | 3 часа | |
12. | Итоговое занятие: «Презентация письменной творческой работы на английском языке» | 1 час | 1 час |
Всего за год 34 часа.
Планируемые результаты
К концу изучения курса учащиеся должны:
- научиться передавать привычные способы выражения мысли в родном языке лексико-грамматическими средствами английского языка;
- уметь понимать те грамматические формы, которые они встречают в иноязычных текстах, но не могут употребить в собственной речи;
- знать, как установить значение омонимочных словоформ в текстах;.
- овладеть основами, необходимыми для написания некоторых видов письменного творчества, таких как литературная зарисовка, художественное описание, эссе, рецензия;
Учащиеся должны также уметь:
- извлечь полную информацию из текста и переработать ее, читать про себя (со словарем) впервые предъявляемые оригинальные тексты различных жанров в рамках тем, выделять в них смысловые опоры и вехи, компрессировать текст, оценивать его коммуникативную значимость;
- извлекать основную информацию, читать про себя без словаря впервые предъявляемый текст;
- перевести письменно с помощью словарей и других справочников с английского на русский неадаптированные или слабо адаптированные тексты, подбирать соответствующий лексико-семантический или грамматический эквивалент, обусловленный контекстом, осуществлять необходимую лексическую и грамматическую трансформацию для сохранения адекватности перевода;
Система средств обучения
В процессе работы над курсом применяются:
Методы:
- иллюстративно-объяснительные (лекции, беседы);
- организационные (групповая, парная, индивидуальная, самостоятельная и фронтальная работа);
Средства:
- презентация материала
- запись лекции;
- слушание и повторение нового материала;
- чтение оригинальных текстов (с соблюдением различных стратегий);
- работа с грамматическим материалом (просмотр, выбор, оценка, адаптация с целью дальнейшего использования), перевод текстов;
- написание письменных творческих работ, их презентация и обсуждение.
Основные формы контроля за уровнем достижений учащихся
В качестве объектов контроля выступают:
- Лингвистическая компетентность (знание лексики, грамматики и правильное ее употребление, произносительные навыки);
- Речевая компетентность (владение навыками аудирования, говорения, чтения, письма, перевода);
- Социолингвистическая компетенция (владение конвенциями устной и письменной речи).
Текущий контроль предполагается после каждых шести уроков в форме лексико-грамматического квиза и в виде предъявляемого конечного продукта.
Литература
- Бим И.Л.