Лепка животных по памяти и представлению

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: практическая работа

Методическая цель: формировать практические умения и навыки у школьников; научить лепить предметы комбинированным способом, сочетая конструктивный и пластический способы лепки при изготовлении одной фигуры.

Задачи:

  • Познакомить с анималистическим жанром
  • Совершенствовать и закреплять навыки грамотного изображения животных, их пропорций и характера, пространственного положения.
  • Развивать у учащихся творческое воображение

Оборудование и материалы:

  • для учителя:
    • таблицы с приёмами и этапами выполнения работ (лепки);
    • рисунки животных;
    • компьютер;
    • проектор;
  • для учащихся: пластилин, доска, стеки разной формы.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Кто такие анималисты (беседа)
  3. Беседа о животных
  4. Объяснение конструктивного строения животных ( показ презентации).
  5. Практическая работа
  6. Рефлексивный анализ

План урока:

Учитель входит в класс, приветствует учеников.

Все учащиеся рассаживаются произвольно по группам (как стоят парты)

Учитель: Прошу приготовиться к уроку. Подготовить пластилин, инструменты, доски для лепки. Сегодня у нас тема «Животные». Мы должны попытаться по памяти и представлению вылепить некоторых из них (кролика, кошку и лису)

Изображение животных и птиц в живописи, скульптуре и графике получило название анималистического жанра (записано на доске). А человек (художник) их изображающий называется

А-Н-И-М-А-Л-И-С-Т.

Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. Художник-анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания. Декоративная выразительность фигуры, силуэта животного важна во всех видах искусства – в парковой скульптуре, живописи, мелкой пластике. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного (например, в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе). Об острой наблюдательности художников-охотников свидетельствуют изображения зверей и птиц в первобытном искусстве

(Приложение 2 – первобытное искусство

Ярко жизненны стилизованные фигуры животных в памятниках звериного стиля (в том числе у скифов).
Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках. В 19 — начале 20 вв. наряду с романтическим восхищением силой и ловкостью зверя определяется стремление к точному изучению животных и их изображению. Творчество анималистов (живопись, скульптура, эстамп, иллюстрации к научным и детским книгам и т. д.) отмечено тонким знанием животного мира, сочетанием познавательных задач с остротой характеристикой и декоративной выразительностью образов.

Просмотр иллюстраций

Учитель: Кто может назвать художников или скульпторов анималистов ?
Ученики: В. А. Ватагин, Е. И. Чарушин.
Учитель: Хорошо, а также П. К. Клодт, Е. А. Лансере, И. С. Ефимов и др.(Приложение 2)
– Итак, сегодня мы с вами будем говорить о наших соседях – животных.
– Многие птицы и животные оказывают неоценимую помощь человеку.
Помимо практической пользы, они имеют не менее важное эстетическое значение. Своим живым и веселым нравом птицы и животные домашние или дикие доставляют людям искреннюю радость, пробуждают интерес и любовь к природе.
В народе образы некоторых представителей животного мира послужили поводом для сравнений, символов, ассоциацией:
Например, храбрых и гордых людей называли – орлами, соколами.

Учитель: Филин – олицетворение чего?
Ученики: – мудрости.
Учитель: – Лиса?
Ученики : – хитрости
Учитель: Голубь?
Ученики: – символ мира.
Учитель: А заяц?
Ученики: – трусости
Учитель: Ну а кошка?
Ученики: – независимости
Учитель: Правильно.У каждого животного есть свои повадки, характер и выразить их можно не только словами, но и позой, движением присущими именно этому животному (Приложение 2 – характер животных)
Учитель: Животные живут в разных местах – лес, поле, пустыня. По виду и по характеру они очень разные. А ещё какие отличия?
Ученики: Клюв, лапы, крылья, хвосты, размеры, цвет.

Показ презентации

Слайды 1-2

Учитель: Действительно. Отличий много. Но если внимательно рассмотреть форму тела – туловища, крыльев, хвоста, конечностей, головы, шеи, мы убеждаемся, что в основе их лежат простейшие геометрические фигуры (овал, окружность прямоугольник и т. д.), которыми можно обобщить сложную форму. (Приложение 1)

Слайд 3

ШАР, овал, конус, цилиндр, яйцо, вытянутое яйцо – это основные формы подобные тем, что можно найти на контурных эскизах любого животного. Они являются фундаментальными составляющими и для скульптуры

Слайд 4

Лепка крольчонка

Лепка туловища: Сначала из целого куска пластилина лепится спина (овоид). Один край туловища слегка вытягиваем (это шея). Затем лепим голову и лапы.

Слайд 5

Лепка головы: голова формуется в виде сужающегося яйца.

  • Скатать круглый шарик, а затем, раскатывая на ладони, придать ему форму капли.
  • Прикрепить подушечки усиков (два маленьких диска ) по обе стороны головы
  • Сформировать маленький цилиндр сплющить его и прикрепить по центру головы от затылка до кончика мордочки (это нос), разровнять стыки.
  • Два шарика сплющить и прикрепить по бокам головы (это щёки), два шарика меньшего размера, поместить их позади площадок для усиков и вдавить их (это глаза).
  • Тонким стеком выдавить на кончике носа букву «Y»,расширить ротовое отверстие.
  • Прикрепить голову к суженому концу туловища. Пользуясь стеками разровнять стыковые швы.

Слайд 6

Лепка задних лап.

Задние лапки лепятся из двух частей – диска и вытянутого яйца.
1. Формируются два диска в форме капли.
2. Присоедините их так, чтобы сужающийся конец примыкал к задней части кролика.
3.Заровняйте стыки в месте соединения бедра и туловища.
4.Сформируйте из пластилина вытянутое яйцо. Нужно расплющить большой конец и слегка защепить носок ступни. Изогнуть заготовки так, чтобы получились левая и правая ступни.
5.Используя стек, наметить по четыре пальца на каждой ступне.

Передние конечности:

Каждая из передних лапок изготавливается из такого же шарика, что и задняя лапка.
1.Шарик вытягивается в яйцо и далее в колбаску.
2.Намечаются четыре пальца.
3.Верхняя часть лапки сплющивается в направлении, перпендикулярном основанию лапки.

Слайд 7

1. Прикрепить заднюю ступню к основанию бедра
2. Передние конечности присоединяются к туловищу сразу за головой, сместив пластилин на спину кролика и вылепив тем самым плечи.

Слайд 8

Уши:

1. Слепить вытянутые яйца, расплющить их.
2. Посередине между глазом и затылком закрепить уши и придать им нужную форму.

Хвост:

1. Слепить яйцо и заострить оба конца.
2. Присоединить хвост к основанию крестца.

Слайд 9

Заровнять все швы при помощи стеков и нанести длинные гладкие штрихи имитирующие шерсть.

Слайд 10

Кошка

Рассмотрев фигурку кошки, желательно определить, характер движений ( в спокойном она состоянии или приготовилась к прыжку), обратить внимание на туловище(оно имеет овоидную форму, выделить переходы от грудной клетки к спине и тазу (голова округлой формы, нос и подушечки усов похожи по форме на кроличьи, но чуть шире, в то время как глаза и уши напоминают части тела лисы.Уши у кошки короткие и острые, лапы тонкие и высокие.
Надо обратить внимание на то, что некоторые части тела кошки не видны, они скрыты густой шерстью, однако общую форму их можно увидеть. Например, когда кошка сидит, задние ноги лишь слегка просматриваются.
Сначала лепится исходная форма, она напоминает цилиндр, мысленно она сопоставляется с пропорциями кошки, затем отдельно вылепливаются остальные части тела голова, передние и задние ноги (аналогично частям тела крольчонка, но со своими пропорциями), ещё раз проверяются пропорции туловища, ног головы.
В работе используются пластический и конструктивный способы лепки.
Все части соединяются, швы заглаживаются, стекой намечается шерсть.

Слайды 11-12

Лиса

У лисы маленькая круглая головка, заострённая к носу, острые уши, удлиненное туловище и примерно такой же по длине хвост, ноги короткие и тонкие.
У бегущей лисы голова, туловище и хвост вытянуты в одну линию, поэтому лепить их лучше из одного куска. Наметив основные части нужно присоединить ноги.. После того как основные части найдены по форме и пропорциям производится окончательная доводка фигурки и нанесение фактуры шерсти стекой.
Итак, данные фигурки зверей удобнее всего лепить комбинированным способом, сочетая пластический и конструктивный

Практическая работа

Ученики делятся на 3 группы (по желанию) и лепят 3-х зверей : крольчонка, лису, кошку.

Этапы работы (показаны на доске):

1. Определение длины и толщины туловища, размеры головы, хвоста, положение лапок.
2. Уточнение характера всей формы.
3. Финишная проработка ( нанесение фактуры)

Желаю творческих успехов!

Использованная литература :

  1. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» авт. В.Б. Косминская, Н.В.Халезова.
  2. «Научитесь лепить животных» авт. Кэтрин Дьюи.
  3. «Животные. Полная энциклопедия » авт.Юлия Школьник
  4. «Изображение птиц и зверей» авт. Карлов Г.Н.