Цель урока: на основе знаний об эволюционной зависимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представления о результатах эволюции, сформулировать закономерности эволюционного процесса, правила эволюции.
Методическая цель: использование ИКТ - как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта самостоятельной деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.
Методы: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов, проблемные.
Уровень усвоения знаний: частично-поисковый.
Межпредметные связи: биология, экология, география.
Учебно-методическое обеспечение:
- учебник "Общая биология, 11 кл." Захаров В. Б.
- презентация по теме: "Закономерности эволюционного процесса. Правила эволюции"
Ход урока
I. Организационный момент
Объявление темы урока, выявление связи с ранее изученными темами, обоснование проверки домашнего задания. (Слайд 1)
II. Проверка домашнего задания
1. Повторение основных понятий темы:
1.1. Найдите соответствие (Слайд 2)
Термин | Латинское название | Содержание |
Ароморфоз | А. "Прилаживание", "приноравливание" | Б. Упрощение общей организации организма |
Дегенерация | В. "Вырождаться" | Г. Совершенствование форм организма, способствующее повышению общей организации, обеспечивающее преимущества в разной среде обитания |
Идиоадаптация | Д. "Поднимаю" + "форма" | Е. Приспособления к специальным условиям, но не изменяющие уровень организации |
Ответы: 1-Д-Г; 2-В-Б; 3-А-Е
1.2. Что из перечисленного относится к ароморфозу, идиоадаптации, дегенерации? (Слайд 3)
- Ячеистые легкие у рептилий
- Первичная кора головного мозга у рептилий
- Голый хвост у бобра
- Отсутствие конечностей у змей
- Отсутствие корней у повилики
- Молочные железы у млекопитающих
- Образование ласт у моржей
- Отсутствие кровеносной системы у цепней
1.3. Решить биологическую задачу. (Слайд 4)
"Поставлен эксперимент: в два аквариума были помещены головастики лягушек одного возраста. В первый аквариум в воду опустили сетку, которая не давала возможности головастикам всплывать и дышать атмосферным воздухом.
Результаты:
а) в первом аквариуме размеры головастиков увеличились;
б) во втором аквариуме появились лягушата.
Укажите причины различий полученных результатов"
III. Изучение нового материала
1. Закономерности эволюции (Слайд 5)
Задание учащимся: работая с учебником с. 87-90 (Захаров В. Б. Общая биология: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. - М. : дрофа, 2005.) найдите ответы на поставленные вопросы:
1.1. Дивергенция (обсуждение вопросов с помощью слайдов 6,7,8,9)
- что такое дивергенция?
- каков механизм дивергенции?
- результат дивергенции?
1.2. Конвергенция (обсуждение вопросов с помощью слайдов 10,11,12,13)
- что такое конвергенция?
- каков механизм конвергенции?
- результат конвергенции?
1.3. Параллелизм (обсуждение вопросов с помощью слайдов 14,15)
- что такое параллелизм?
- каков механизм параллелизма?
- результат параллелизма?
2. Правила эволюции (Слайд 16)
Задание учащимся: работая с учебником с. 92-93, сформулируйте правила эволюции.
2.1. Правило необратимости эволюции. (Слайды17,18,19)
Бельгийский палеонтолог Л. Долло: "Организм никогда не возвращается точно к прежнему состоянию, даже в том случае, если он оказывается в условиях существования, тождественных тем, через которые он прошел. Но вследствие неразрушимости прошлого он всегда сохраняет какой-нибудь след промежуточных этапов, которые были им пройдены"
Вопрос классу: Какие доказательства необратимости эволюции можно привести? (Возможные ответы: рептилии не дают вновь начало амфибиям, наземные позвоночные - ихтиозавры и киты, вернувшись в воду не превратились в рыб)
2.2. Правило чередования необратимых эволюций. (Слайды 20,21,22)
Вопросы классу:
2.2.1. Что определяют ароморфозы в эволюции? (высшие по организации группы организмов занимают новую среду обитания)
2.2.2. Что определяют идиоадаптации или дегенерации? (обеспечивают организмам обживание новой среды обитания)
IV. Закрепление изученного материала
Ответить на вопросы: (Слайд 23)
- Что такое дивергенция?
- Результаты дивергенции?
- Что такое гомологичные органы?
- Что такое конвергенция?
- Результаты конвергенции?
- Что такое аналогичные органы?
Рассмотрите рисунки (Слайды 24,25). Определите, какие из органов являются примерами гомологии, а какие аналогии? Укажите номера: А - аналогичных органов; Г- гомологичных органов.
Выводы (Слайд 26)
Задание классу: сформулировать выводы по теме, взяв за основу опорные точки на с. 93, основные положения с. 95-96.
V. Домашнее задание (Слайд 27)
Инструктаж: изучить 2.2, терминология с. 94, основные положения главы 2, с. 95-96
Литература. (Слайд 28)
- Захаров В. Б. Общая биология: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. - М. : дрофа, 2005.
- Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина / авт.-сост. Т. И. Чайка. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Анастасова Л. П. самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1989.
- Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица / авт.-сост. О. А. Пустохина.- Волгоград: Учитель, 2008.
- При подготовке презентации были использованы материалы: http://images.yandex.ru/yandsearch?text