Цели:
- Продолжать учить детей сужению поля поиска при освоении порядкового счёта и пространственных ориентировок в числовом ряду, линейном пространстве.
- Учить описывать объекты по предложенным признакам (форма, количество, части, время).
- Учить выстраивать временные цепочки жизни животных (рыбы, лягушки).
Оборудование описано в конспекте.
Ход занятия
Организация | Содержание | ||||||||||||
Ребята, подойдите ко мне, я хочу вас посчитать. | В.: Марго ты первая, Филипп – шестой, Герман – второй, Артем – первый и т.д. В.: ребята, как я вас посчитала по порядку или вперемешку? Д.: вперемешку. В.: а какая нужна наука, чтобы вас посчитать по порядку? Д.: математика. |
||||||||||||
Игра линейная «Да – нет». Игровая задача: в линейно построенном ряду необходимо отгадать предмет, загаданный воспитателем. При этом используется алгоритм сужения поля поиска в пространстве. Условие: не допускается перечисление объектов, принимаются вопросы, содержащие понятия: «середина», «право – лево» Оборудование 11 любых игрушек, которые можно поставить на стол. Воспитатель выставляет в ряд 11 игрушек (мишка, кошка, зайчик, кубик, собака, муравей, мячик, жук, кукла, цилиндр, машина). |
Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по царству математики? В царстве математики нашими помощниками будут два объекта В.: один объект нужно отгадать, это одна из игрушек. Для этого сыграйте со мной в игру линейную «Да – нет». Ход игры: Д.: это слева от муравья? В.: нет Д.: это справа от муравья? В.: да Д.: это кукла? В.: нет Д.:- это слева от куклы? В.: нет Д.: это справа от куклы? В.: да Д.: это машина? В.: да. Молодцы отгадали. Первый объект машина. |
||||||||||||
Игра числовая «Да – нет». Игровая задача: отгадать число, загаданное воспитателем, с помощью алгоритма сужение поля поиска. Выявить серединное число с последующим отсечением половинного множества вопросами «это больше серединного числа? – это меньше серединного числа?» Условие: не допускается перечисление чисел; принимаются вопросы, сужающие поле поиска. Оборудование: демонстрационная лента 12 на 88 см (11 ячеек) |
Второй объект я спрятала за цифрами в числовом ряду. Давайте сыграем в числовую «Да – нет». Ход игры: В.: я загадала число, задавайте мне вопросы. Д.: это пять? В.: нет Д.:это больше пяти? В.: да Д.: это восемь? В.: нет Д.: это меньше восьми? В.: да Д.: это семь? В.: да. Молодцы. За цифрой спрятан второй объект – рыбка. |
||||||||||||
По царству математике мы будем путешествовать с этими объектами. На доске приготовлен ватман, который разделен по вертикали на 4 столбца, а по горизонтали 4 строки.
Морфотаблица – пересечение значений этих показателей является основой аналитической деятельности. |
В.: ставлю на горизонтальные строки наши объекты. В нашем царстве матаматики есть несколько деревень, вот по трём из них мы отправимся путешествовать. Первый столбец – деревня форм (обозначаем любой геометрической фигурой), второй – деревня цифр (любая цифра), третий – деревня времени (часы). В.: давайте рассмотрим наши объекты. Из каких геометрических форм состоят наши объекты. Д.: машина состоит из квадрата, прямоугольника, 4 колеса – 4 круга. Д.: рыбка состоит из овала и трех треугольников. Ответы детей воспитатель заносит в столбцы, зарисовывает в столбцы – деревня форм В.: отправляемся в следующую деревню – деревню цифр. Нужны ли нам цифры? Д.: да нужны. В.: скажите, что можно посчитать у наших объектов? Д.: части объектов. Рыбка имеет 4 части. Машина имеет 6 частей. Воспитатель заносит число частей у каждого объекта в столбец – деревня цифр. |
||||||||||||
Игра «Что сначала, что потом» Методическое пособие в картинках – развитие рыбы и развитие лягушки. |
В.: отправляемся в следующую деревню – деревню времени. Расскажите, чем были наши объекты, чем стали, чем будут? В.: я предлагаю вам сыграть в игру «Что сначала, что потом». Давайте разделимся на две команды. Первая команда будет раскладывать ряд развития рыбы, вторая команда ряд развития лягушки. Дети первой команды: - сначала появляется икринка, затем малёк, маленькая рыбка, взрослая рыба. Дети второй команды: - икринка, головастик, лягушонок, взрослая лягушка. В.: Молодцы, вы здорово справились со всеми заданиями. |
||||||||||||
Рефлексия. | В.: по какому царству мы сегодня путешествовали? Д.: по царству математике. В.: в какой деревне вам больше понравилось? Д.: в деревни времени. В.: в какие игры мы играли? Д.: в игру «Да – нет», «Что сначала, что потом» |
Список используемой литературы:
- Воображаем, размышляем, творим…: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006.
- Воспитание, образование и развитие детей 5-6лет в детском саду: метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.
- Математика и логика для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Е.В.Соловьёва. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.