Занятие "Путешествие по царству математики"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Продолжать учить детей сужению поля поиска при освоении порядкового счёта и пространственных ориентировок в числовом ряду, линейном пространстве.
  2. Учить описывать объекты по предложенным признакам (форма, количество, части, время).
  3. Учить выстраивать временные цепочки жизни животных (рыбы, лягушки).

Оборудование описано в конспекте.

Ход занятия

Организация Содержание
Ребята, подойдите ко мне, я хочу вас посчитать. В.: Марго ты первая, Филипп – шестой, Герман – второй, Артем – первый и т.д.
В.: ребята, как я вас посчитала по порядку или вперемешку?
Д.: вперемешку.
В.: а какая нужна наука, чтобы вас посчитать по порядку?
Д.: математика.
Игра линейная «Да – нет».

Игровая задача: в линейно построенном ряду необходимо отгадать предмет, загаданный воспитателем. При этом используется алгоритм сужения поля поиска в пространстве.

Условие: не допускается перечисление объектов, принимаются вопросы, содержащие понятия: «середина», «право – лево»

Оборудование 11 любых игрушек, которые можно поставить на стол.
Воспитатель выставляет в ряд 11 игрушек (мишка, кошка, зайчик, кубик, собака, муравей, мячик, жук, кукла, цилиндр, машина).
Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по царству математики?
В царстве математики нашими помощниками будут два объекта

В.: один объект нужно отгадать, это одна из игрушек.
Для этого сыграйте со мной в игру линейную «Да – нет».
Ход игры:
Д.: это слева от муравья?
В.: нет
Д.: это справа от муравья?
В.: да
Д.: это кукла?
В.: нет
Д.:- это слева от куклы?
В.: нет
Д.: это справа от куклы?
В.: да
Д.: это машина?
В.: да. Молодцы отгадали. Первый объект машина.
Игра числовая «Да – нет».

Игровая задача: отгадать число, загаданное воспитателем, с помощью алгоритма сужение поля поиска.
Выявить серединное число с последующим отсечением половинного множества вопросами «это больше серединного числа? – это меньше серединного числа?»

Условие: не допускается перечисление чисел; принимаются вопросы, сужающие поле поиска.

Оборудование: демонстрационная лента 12 на 88 см (11 ячеек)
Второй объект я спрятала за цифрами в числовом ряду. Давайте сыграем в числовую «Да – нет».
Ход игры:
В.: я загадала число, задавайте мне вопросы.
Д.: это пять?
В.: нет
Д.:это больше пяти?
В.: да
Д.: это восемь?
В.: нет
Д.: это меньше восьми?
В.: да
Д.: это семь?
В.: да. Молодцы. За цифрой спрятан второй объект – рыбка.
По царству математике мы будем путешествовать с этими объектами.
На доске приготовлен ватман, который разделен по вертикали на 4 столбца, а по горизонтали 4 строки.
Объект 6 часы
машина      
Рыбка      


Морфотаблица – пересечение значений этих показателей является основой аналитической деятельности.
В.: ставлю на горизонтальные строки наши объекты.
В нашем царстве матаматики есть несколько деревень, вот по трём из них мы отправимся путешествовать.
Первый столбец – деревня форм (обозначаем любой геометрической фигурой), второй – деревня цифр (любая цифра), третий – деревня времени (часы).
В.: давайте рассмотрим наши объекты.
Из каких геометрических форм состоят наши объекты.
Д.: машина состоит из квадрата, прямоугольника, 4 колеса – 4 круга.
Д.: рыбка состоит из овала и трех треугольников.
Ответы детей воспитатель заносит в столбцы, зарисовывает в столбцы – деревня форм

В.: отправляемся в следующую деревню – деревню цифр. Нужны ли нам цифры?
Д.: да нужны.
В.: скажите, что можно посчитать у наших объектов?
Д.: части объектов. Рыбка имеет 4 части. Машина имеет 6 частей.
Воспитатель заносит число частей у каждого объекта в столбец – деревня цифр.
Игра «Что сначала, что потом»
Методическое пособие в картинках – развитие рыбы и развитие лягушки.
В.: отправляемся в следующую деревню – деревню времени. Расскажите, чем были наши объекты, чем стали, чем будут?
В.: я предлагаю вам сыграть в игру «Что сначала, что потом». Давайте разделимся на две команды. Первая команда будет раскладывать ряд развития рыбы, вторая команда ряд развития лягушки.
Дети первой команды: - сначала появляется икринка, затем малёк, маленькая рыбка, взрослая рыба.
Дети второй команды: - икринка, головастик, лягушонок, взрослая лягушка.
В.: Молодцы, вы здорово справились со всеми заданиями.
Рефлексия. В.: по какому царству мы сегодня путешествовали?
Д.: по царству математике.
В.: в какой деревне вам больше понравилось?
Д.: в деревни времени.
В.: в какие игры мы играли?
Д.: в игру «Да – нет», «Что сначала, что потом»

Список используемой литературы:

  1. Воображаем, размышляем, творим…: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006.
  2. Воспитание, образование и развитие детей 5-6лет в детском саду: метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.
  3. Математика и логика для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Е.В.Соловьёва. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

Приложение.