Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования – подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Чтобы лучше понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра».
Мы вступили в стремительно меняющийся мир. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в деле образования на всех уровнях.
Очевидна новая потребность, а вместе с ней и новая проблема педагогов: как научить детей жить динамичном, в быстро меняющемся мире? Основные составляющие этого умения: понимать: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач.
Соответственно встаёт вопрос: каким образом строить сегодня образовательный процесс? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная с дошкольного возраста? Некоторые ответы на этот вопрос даёт педагогическое направление, называемоё сегодня ТРИЗ-педагогикой.
ТРИЗ-педагогика – направление, которое раскрывает сущность, цели и задачи процесса воспитания и основано на теории решения изобретательских задач.
Дошкольное учреждение, в котором я работаю, реализует методики и технологии ТРИЗ-педагогики уже 6 лет. В целях формирования сильного мышления, как одного из показателей готовности к школе, работаю по индивидуальной поисково-исследовательской теме «Сужение поля поиска при обучении детей освоению порядкового счёта и пространственных ориентировок», разработанные и представленные мною конспекты занятий основаны на данном методе.
В ТРИЗ-педагогике выработаны определённые правила обучения детей работе с задачами. Для этого в технологии предложены творческие задачи, с недостатком данных основанные на дихотомии. Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных. В ТРИЗ-педагогике разработаны серии игр, основанных на дихотомии. Выглядит это как игра «Да-нет». В ходе игры ребёнок превращается в активного участника процесса познания, он учится задавать вопросы, направленные на сужение поля поиска и анализировать ответы других. Метод дихотомии позволяет детям научиться сужать поле поиска в числовом ряду, при этом достаточно быстро освоить порядковый счёт, сформировать умение различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда и осваивать промежуточные числа. Освоение числового ряда начинается с освоения алгоритма сужения поля поиска в числовом ряду. Это происходит на фоне устойчивого интереса к данному виду деятельности у дошкольников и развития познавательных способностей. Игра «Да-нет» с детьми дошкольного возраста чаще всего проводится коллективно и может являться частью занятия по развитию элементарных математических представлений.
В дошкольном возрасте формируются понятия, связанные с ориентацией в пространстве. Дети с трёх лет могут усваивать информацию о предметно-пространственном окружении, получать обобщённые знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации. Это позволяет быстрее адаптироваться в окружающем мире. При освоении разных видов пространства дети учатся сужать поле поиска объекта в пространстве; находить точку отсчёта в пространстве (по отношению к себе или другому объекту); развивают умение давать словесную характеристику пространственной ситуации; использовать при решение задач ориентировки на линии, на плоскости, в объёмном пространстве; обогащать словарь предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о преметно-пространственном окружении.
Освоение разных видов пространства необходимо начинать с освоения алгоритма сужения поля поиска в пространстве. При освоении пространственных ориентировок необходимо строить работу таким образом, чтобы у детей формировалось умение ориентироваться в линейном пространстве, затем плоскостном, а затем в объёмном пространстве.
Цели:
- Продолжать учить детей сужать поле поиска на разных видов пространства ( линейного, плоскостного вертикального и горизонтального).
- Развивать интерес к окружающему миру.
- Развивать восприятие, внимание, память, воображение, мышление (аналитико-синтетическую деятельность, операции сравнения, классификации, обобщения).
Задачи:
- Продолжать учить находить центральный объект, правую и левую части линейного и плоскостного пространства (вертикальное – доска и горизонтальное – стол).
- Учить выявлять противоречивые свойства у объекта (зима).
- Упражнять детей в названии объектов природного мира в соответствии с заданной классификационной группой (фрукты).
- Учить сравнивать объекты (фрукты) по признакам (цвет, форма, вкус) с другими объектами.
Оборудование:
- методическое пособие «Яблоко противоречий" (яблоко, разделённое пополам: одна половинная чёрная, другая белая и на каждой половинке имеется по 5 карманов);
- предметные и сюжетные картинки на тему зимы;
- посуда: чашка, блюдце, мелкая тарелка, глубокая, ваза для фруктов; 6 разных настоящих фруктов;
- мольберт; 5 картинок с изображением разных фруктов.
Ход занятия
Организация | Содержание |
Воспитатель приглашает детей присесть на коврик Игра «Хорошо – плохо». Используется пособие «Яблоко противоречий». Предметные картинки, сюжетные картинки (всё, что хорошо дети ставят на белую половину яблока, а что плохо на чёрную). |
В.: ребята, а какое время года наступает, а у нас на севере уже наступило? Д.: зима. В.: ребята, скажите, зима – хорошо? Почему? Д.: играть в снежки, кататься на коньках, лыжах. В.: зима – это плохо? Почему? Д.: холодно, много одежды одевать, можно простудиться и заболеть. В.: ребята, а что нужно делать, чтобы не болеть? Д.: тепло одеваться, закаляться, пить витамины, правильно питаться. В.: а чем именно? Д.: нужно есть вощи и фрукты, в них много витаминов. В.: а, что вы больше любите, овощи или фрукты? Д.: фрукты. |
Игра «Теремок» Стулья для детей стоят полукругом. |
В.: вот мой теремок, в моём теремке живут только фрукты. Назовите любой фрукт, и я вас пущу в свой теремок. Д.: отвечают и садятся на стульчики. В.: молодцы, много фруктов вы знаете. Сегодня я вам предлагаю собрать фрукты. А, фрукты мы будем собирать с помощью игры «Да – нет». |
Игра «Да – нет» линейная. Дети сидят полукругом на стульях. Перед ними стоит стол, на котором стоит в линию посуда: чашка, блюдце, мелкая тарелка, глубокая, ваза для фруктов. Цель игры: · развивать умение сужать поле поиска объекта на линии; · обучать умению ориентироваться в линейном пространстве; · обогащать словарь терминами: ««середина», «право – лево». Игровая задача: в линейно пространственном ряду необходимо угадывать объект, загаданный ведущим. При этом используется алгоритм сужения поля поиска в пространстве. Условие: не допускается перечисления объектов; принимаются вопросы , содержащие в себе понятия: «середина», «право – лево», «между». |
В.: ребята, а во что мы будем собирать фрукты? Давайте вы угадаете. Поднимаю салфетку со стола. Что стоит у меня на столе? Д.: дети перечисляют. В.: а, как назвать одним словом? Д.: посуда. В.: какую функцию выполняет посуда? Д.: удержание. В.: давайте сыграем в игру «Да – нет». Какое самое главное правило игры? Д.: находим серединку, убираем половинку. В.: я загадала объект, задавайте мне вопросы. Д.: это чашка? В.: нет. Д.: это слева от чашки? В.: да. Д.: это тарелка? В.: нет. Д.: это ваза? В.: да. Молодцы, фрукты, которые вы угадаете, мы положим в вазу. Теперь у нас есть, куда складывать фрукты. |
Динамическая пауза «Овощи – фрукты». В центре комнаты ставят стулья. Дети делятся на две группы: «девочки – фрукты» – мальчики «овощи». На команду «овощи» меняются местами, на команду «фрукты» дети – «фрукты» меняются местами. На команду: «салат» – меняются местами все дети. Примечание. Для соблюдения техники безопасности необходимо провести с детьми предварительную работу. |
|
Игра «Да – нет» плоскостная – горизонтальная. На столе разложены фрукты: яблоки, апельсины, киви, гранат, груша, банан. Дети стоят перед столом полукругом. Цели игры: · развивать умение детей сужать поле поиска объекта на плоскости; · обучать умению ориентироваться в двухмерном пространстве; · обогащать словарь детей терминами: «Центр», «правая – левая часть стола», «дальняя – ближняя часть стола», «угол». Игровая задача: отгадать объект, загаданный ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве. Условие. Не допускается перечисление объектов, расположенных на плоскости; принимаются вопросы, сужающие поле поиска в двухмерном пространстве. |
В.: давайте, сыграем в плоскостную «Да – нет». Я загадала фрукт, задавайте мне вопросы. Д.: это гранат? В.: нет. Д.: это левая часть стола? В.: нет. Д.: это правая часть стола? В.: да. Д.:это ближняя часть стола? В.: нет. Д.: это дальняя часть стола? В.: да. Д.: это киви? В.: да. Молодцы, положите киви в вазу для фруктов. |
Игра «Да – нет» плоскостная вертикальная. Дети сидят на стульчиках полукругом, перед ними стоит мольберт, на котором расставлены предметные картинки с изображением фруктов(5 картинок, затем усложнение игры 9 картинок). Цели игры: · развивать умение детей сужать поле поиска объекта на плоскости; · обучать умению ориентироваться в двухмерном пространстве; · обогащать словарь терминами: «центр», «правая – левая часть доски», «верхняя – нижняя часть доски», ««углы». Игровая задача: отгадать объект, загаданный ведущим, с помощью алгоритма сужение поля поиска в пространстве. Использовать слова, связанные с ориентировкой на плоскости. Условие: не допускается перечисление объектов, расположенных на плоскости; принимаются вопросы, сужающие поле поиска в двухмерном пространстве. |
В.: давайте сыграем ещё в одну игру «Да – нет» плоскостную (вертикальную) В.: я загадала фрукт, задавайте мне вопросы. Д.: это киви? В.: нет. Д.: это правя часть доски? В.: да. Д.: это верхняя часть доски? В.: нет. Д.: это нижняя часть доски? В.: да. Д.: это мандарин? В.: да. Молодцы, положите его в вазу для фруктов. Дети кладут настоящий фрукт, приготовленный на столе. Игра повторяется, только картинки меняются местами. |
Игра «На что похожи?». Цель: учить сравнивать объекты по признакам, с другими объектами. |
В.: посмотрите вот вы и собрали все фрукты. А, на что похожи фрукты по цвету? По форме? Дети сравнивают каждый фрукт с другим объектом по различным признакам (цвет, форма, вкус) В.: а сколько фруктов мы собрали? Д.: 3. В.: а вас сколько? Посчитайте. Д.: 6. В.: кого больше? Д.: детей. А как же нам быть? Что можно приготовить из фруктов, чтобы все дети смогли попробовать? Д.: компот, варенье, фруктовый салат. В.: хорошо, давайте попросим нашу няню приготовить фруктовый салат. И угостим всех детей. |
Рефлексия. | В.: какое время года наступает? Д.: зима. В.: какая игра вам понравилась? Д.: ответы В.: какое самое главное правило в игре «Да – нет»? Д.: находим серединку, убираем половинку. В.: какая функция у посуды? Д.: удержание пищи и воды. В.: фрукты, какими бывают по вкусу? Д.: ответы. |
Используемая литература:
- Воображаем, размышляем, творим…: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун.
- Воспитание, образование и развитие детей 5-6лет в детском саду: метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.
- Математика и логика для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Е.В.Соловьёва. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
- Одиссея разума. Сборник методических материалов МДОУ «Детский сад «Радуга» ХМАО – Югра г. Югорск, выпуск № 1 / под ред. Т.А. Сидорчук – Ульяновск, 2007.