Освоение детьми младшего дошкольного возраста разных видов пространства. Занятие "Соберем вазу фруктов"

Разделы: Работа с дошкольниками


Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования – подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Чтобы лучше понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра».

Мы вступили в стремительно меняющийся мир. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в деле образования на всех уровнях.

Очевидна новая потребность, а вместе с ней и новая проблема педагогов: как научить детей жить динамичном, в быстро меняющемся мире? Основные составляющие этого умения: понимать: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач.

Соответственно встаёт вопрос: каким образом строить сегодня образовательный процесс? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная с дошкольного возраста? Некоторые ответы на этот вопрос даёт педагогическое направление, называемоё сегодня ТРИЗ-педагогикой.

ТРИЗ-педагогика – направление, которое раскрывает сущность, цели и задачи процесса воспитания и основано на теории решения изобретательских задач.

Дошкольное учреждение, в котором я работаю, реализует методики и технологии ТРИЗ-педагогики уже 6 лет. В целях формирования сильного мышления, как одного из показателей готовности к школе, работаю по индивидуальной поисково-исследовательской теме «Сужение поля поиска при обучении детей освоению порядкового счёта и пространственных ориентировок», разработанные и представленные мною конспекты занятий основаны на данном методе.

В ТРИЗ-педагогике выработаны определённые правила обучения детей работе с задачами. Для этого в технологии предложены творческие задачи, с недостатком данных основанные на дихотомии. Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных. В ТРИЗ-педагогике разработаны серии игр, основанных на дихотомии. Выглядит это как игра «Да-нет». В ходе игры ребёнок превращается в активного участника процесса познания, он учится задавать вопросы, направленные на сужение поля поиска и анализировать ответы других. Метод дихотомии позволяет детям научиться сужать поле поиска в числовом ряду, при этом достаточно быстро освоить порядковый счёт, сформировать умение различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда и осваивать промежуточные числа. Освоение числового ряда начинается с освоения алгоритма сужения поля поиска в числовом ряду. Это происходит на фоне устойчивого интереса к данному виду деятельности у дошкольников и развития познавательных способностей. Игра «Да-нет» с детьми дошкольного возраста чаще всего проводится коллективно и может являться частью занятия по развитию элементарных математических представлений.

В дошкольном возрасте формируются понятия, связанные с ориентацией в пространстве. Дети с трёх лет могут усваивать информацию о предметно-пространственном окружении, получать обобщённые знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации. Это позволяет быстрее адаптироваться в окружающем мире. При освоении разных видов пространства дети учатся сужать поле поиска объекта в пространстве; находить точку отсчёта в пространстве (по отношению к себе или другому объекту); развивают умение давать словесную характеристику пространственной ситуации; использовать при решение задач ориентировки на линии, на плоскости, в объёмном пространстве; обогащать словарь предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о преметно-пространственном окружении.

Освоение разных видов пространства необходимо начинать с освоения алгоритма сужения поля поиска в пространстве. При освоении пространственных ориентировок необходимо строить работу таким образом, чтобы у детей формировалось умение ориентироваться в линейном пространстве, затем плоскостном, а затем в объёмном пространстве.

Цели:

  1. Продолжать учить детей сужать поле поиска на разных видов пространства ( линейного, плоскостного вертикального и горизонтального).
  2. Развивать интерес к окружающему миру.
  3. Развивать восприятие, внимание, память, воображение, мышление (аналитико-синтетическую деятельность, операции сравнения, классификации, обобщения).

Задачи:

  1. Продолжать учить находить центральный объект, правую и левую части линейного и плоскостного пространства (вертикальное – доска и горизонтальное – стол).
  2. Учить выявлять противоречивые свойства у объекта (зима).
  3. Упражнять детей в названии объектов природного мира в соответствии с заданной классификационной группой (фрукты).
  4. Учить сравнивать объекты (фрукты) по признакам (цвет, форма, вкус) с другими объектами.

Оборудование:

  • методическое пособие «Яблоко противоречий" (яблоко, разделённое пополам: одна половинная чёрная, другая белая и на каждой половинке имеется по 5 карманов);
  • предметные и сюжетные картинки на тему зимы;
  • посуда: чашка, блюдце, мелкая тарелка, глубокая, ваза для фруктов; 6 разных настоящих фруктов;
  • мольберт; 5 картинок с изображением разных фруктов.

Ход занятия

Организация Содержание
Воспитатель приглашает детей присесть на коврик


Игра «Хорошо – плохо».
Используется пособие «Яблоко противоречий».
Предметные картинки, сюжетные картинки (всё, что хорошо дети ставят на белую половину яблока, а что плохо на чёрную).
В.: ребята, а какое время года наступает, а у нас на севере уже наступило?
Д.: зима.
В.: ребята, скажите, зима – хорошо?
Почему?
Д.: играть в снежки, кататься
на коньках, лыжах.
В.: зима – это плохо? Почему?
Д.: холодно, много одежды одевать,
можно простудиться и заболеть.
В.: ребята, а что нужно делать,
чтобы не болеть?
Д.: тепло одеваться, закаляться, пить
витамины, правильно питаться.
В.: а чем именно?
Д.: нужно есть вощи и фрукты, в них
много витаминов.
В.: а, что вы больше любите, овощи
или фрукты?
Д.: фрукты.
Игра «Теремок»
Стулья для детей стоят полукругом.
В.: вот мой теремок, в моём теремке живут только фрукты. Назовите любой фрукт, и я вас пущу в свой теремок.
Д.: отвечают и садятся на стульчики.
В.: молодцы, много фруктов вы знаете.
Сегодня я вам предлагаю собрать фрукты. А, фрукты мы будем собирать с помощью игры «Да – нет».
Игра «Да – нет» линейная.
Дети сидят полукругом на стульях. Перед ними стоит стол, на котором стоит в линию посуда: чашка, блюдце, мелкая тарелка, глубокая, ваза для фруктов.

Цель игры:
· развивать умение сужать поле поиска объекта на линии;
· обучать умению ориентироваться в линейном пространстве;
· обогащать словарь терминами: ««середина», «право – лево».

Игровая задача: в линейно пространственном ряду необходимо угадывать объект, загаданный ведущим. При этом используется алгоритм сужения поля поиска в пространстве.

Условие: не допускается перечисления объектов; принимаются вопросы , содержащие в себе понятия: «середина», «право – лево», «между».
В.: ребята, а во что мы будем собирать фрукты?
Давайте вы угадаете. Поднимаю салфетку со стола.
Что стоит у меня на столе?
Д.: дети перечисляют.
В.: а, как назвать одним словом?
Д.: посуда.
В.: какую функцию выполняет посуда?
Д.: удержание.
В.: давайте сыграем в игру «Да – нет».
Какое самое главное правило игры?
Д.: находим серединку, убираем половинку.
В.: я загадала объект, задавайте мне вопросы.
Д.: это чашка?
В.: нет.
Д.: это слева от чашки?
В.: да.
Д.: это тарелка?
В.: нет.
Д.: это ваза?
В.: да. Молодцы, фрукты, которые вы угадаете, мы положим в вазу.
Теперь у нас есть, куда складывать фрукты.
Динамическая пауза
«Овощи – фрукты». В центре комнаты ставят стулья. Дети делятся на две группы: «девочки – фрукты» – мальчики «овощи». На команду «овощи» меняются местами, на команду «фрукты» дети – «фрукты» меняются местами. На команду: «салат» – меняются местами все дети.
Примечание. Для соблюдения техники безопасности необходимо провести с детьми предварительную работу.
 
Игра «Да – нет» плоскостная – горизонтальная.
На столе разложены фрукты: яблоки, апельсины, киви, гранат, груша, банан.
Дети стоят перед столом полукругом.

Цели игры:
· развивать умение детей сужать поле поиска объекта на плоскости;
· обучать умению ориентироваться в двухмерном пространстве;
· обогащать словарь детей терминами:
«Центр», «правая – левая часть стола»,
«дальняя – ближняя часть стола», «угол».

Игровая задача: отгадать объект, загаданный ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве.

Условие. Не допускается перечисление объектов, расположенных на плоскости; принимаются вопросы, сужающие поле поиска в двухмерном пространстве.
В.: давайте, сыграем в плоскостную «Да – нет».
Я загадала фрукт, задавайте мне вопросы.
Д.: это гранат?
В.: нет.
Д.: это левая часть стола?
В.: нет.
Д.: это правая часть стола?
В.: да.
Д.:это ближняя часть стола?
В.: нет.
Д.: это дальняя часть стола?
В.: да.
Д.: это киви?
В.: да. Молодцы, положите киви в вазу для фруктов.
Игра «Да – нет» плоскостная вертикальная. Дети сидят на стульчиках полукругом, перед ними стоит мольберт, на котором расставлены предметные картинки с изображением фруктов(5 картинок, затем усложнение игры 9 картинок).

Цели игры:
· развивать умение детей сужать поле поиска объекта на плоскости;
· обучать умению ориентироваться в двухмерном пространстве;
· обогащать словарь терминами: «центр», «правая – левая часть доски»,
«верхняя – нижняя часть доски», ««углы».

Игровая задача: отгадать объект, загаданный ведущим, с помощью алгоритма сужение поля поиска в пространстве. Использовать слова, связанные с ориентировкой на плоскости.

Условие: не допускается перечисление объектов, расположенных на плоскости; принимаются вопросы, сужающие поле поиска в двухмерном пространстве.
В.: давайте сыграем ещё в одну игру «Да – нет» плоскостную (вертикальную)
В.: я загадала фрукт, задавайте мне вопросы.
Д.: это киви?
В.: нет.
Д.: это правя часть доски?
В.: да.
Д.: это верхняя часть доски?
В.: нет.
Д.: это нижняя часть доски?
В.: да.
Д.: это мандарин?
В.: да. Молодцы, положите его в вазу для фруктов. Дети кладут настоящий фрукт, приготовленный на столе.
Игра повторяется, только картинки меняются местами.
Игра «На что похожи?».
Цель: учить сравнивать объекты по признакам, с другими объектами.
В.: посмотрите вот вы и собрали все фрукты.
А, на что похожи фрукты по цвету? По форме?
Дети сравнивают каждый фрукт с другим объектом по различным признакам (цвет, форма, вкус)
В.: а сколько фруктов мы собрали?
Д.: 3.
В.: а вас сколько? Посчитайте.
Д.: 6.
В.: кого больше?
Д.: детей.
А как же нам быть? Что можно приготовить из фруктов, чтобы все дети смогли попробовать?
Д.: компот, варенье, фруктовый салат.
В.: хорошо, давайте попросим нашу няню приготовить фруктовый салат. И угостим всех детей.
Рефлексия. В.: какое время года наступает?
Д.: зима.
В.: какая игра вам понравилась?
Д.: ответы
В.: какое самое главное правило в игре «Да – нет»?
Д.: находим серединку, убираем половинку.
В.: какая функция у посуды?
Д.: удержание пищи и воды.
В.: фрукты, какими бывают по вкусу?
Д.: ответы.

Используемая литература:

  1. Воображаем, размышляем, творим…: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун.
  2. Воспитание, образование и развитие детей 5-6лет в детском саду: метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.
  3. Математика и логика для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Е.В.Соловьёва. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
  4. Одиссея разума. Сборник методических материалов МДОУ «Детский сад «Радуга» ХМАО – Югра г. Югорск, выпуск № 1 / под ред. Т.А. Сидорчук – Ульяновск, 2007.