Понятия "база данных" и "информационная система". Реляционные базы данных

Разделы: Информатика


Цель урока: Ознакомление с понятиями база данных.

Задачи:

  • Обучающие: Познакомить учащихся с понятием базы данных, сформировать представление о возможностях СУБД по форме представления данных.
  • Развивающие: Развитие логического мышления, репродуктивного воображения, умения анализировать, сравнивать.
  • Воспитательные: Воспитание у учащихся умственного труда, умения целенаправленно работать с информацией и формирование материального мировоззрения.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: конспект урока, практическое задание за компьютером

Необходимое техническое оборудование:

  • маркерная доска;
  • проектор с экраном;
  • презентация.

Структура и ход урока

Этап урока Деятельность ученика Время

(в мин.)

1 2 3 4
1 Организационный момент.

Приветствие учащихся, сообщение темы, целей и плана урока.

Приветствуют учителя. 2 мин
2 Проверка ранее изученного материала. Актуализация изученного материала.

Фронтальный опрос.

1. Что такое информационная модель?
2. Виды информационных моделей.
3. В чем состоит удобство табличного представления информации?

 

Отвечают на вопросы учителя.

3 мин
3 Изучение новой темы.

Тема урока: Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных. (Презентация) (Слайд 1)

База данных (БД) – совокупность определенным образом организованной информации на какую-то тему.

(Примеры БД) (Слайд 2)

Базы данных бывают фактографическими и документальными. (Слайд 3)

В фактографических БД содержатся краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате. Документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.

Сама по себе база данных не может обслужить запросы пользователя на поиск и обработку информации. БД – это только “информационный склад”. Обслуживание пользователя осуществляет информационная система

Информационная система – это совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.

(Примеры.) (Слайд 4)

База данных – организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения.

Если разные части одной базы данных хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью, то такая БД называется распределенной базой данных. (Слайд 5)

Информация в базах данных может быть организована по-разному. Чаще всего используется табличный способ.

Реляционные базы данных имеют табличную форму организации. (Слайд 6)

В реляционных БД строка таблицы называется записью, а столбец – полем. (Слайд 7)

В реляционной базе данных не должно быть совпадающих записей.

Разные поля отличаются именами. Записи различаются значениями ключей. (Слайд 8)

Первичным ключом в базе данных называют поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей. (Слайды 9, 10)

С каждым полем связано важное свойство – тип поля.

Тип поля определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях. (Слайд 11)

В реляционных базах данных используют четыре основных типа поля:
числовой;
символьный;
дата;

логический.

 

Записывают тему.

 

Слушают учителя.

 

Рисуют схему, записывают

 

 

 

 

Записывают заголовок – Информационная система.

 

 

Записывают определение.

19 мин
4 Закрепление изученного материала.

В форме фронтального опроса:

1. Что такое база данных?
2. В чем различие между фактографическим и документальными базами данных?
3. Что такое запись, поле?

(Слайд 12)

Отвечают на вопросы. 8 мин
5 Итог урока. Рефлексия.

1. Повторим тему урока.
2. Сформулируйте определение базы данных и информационной системы.
3. Где в повседневной жизни встречаются базы данных?
4. Выставление оценок учащимся.

Отвечают устно на вопросы. 10 мин
6 Домашнее задание :

Уровень 1:

1. Читать параграф 10 стр.60–65, вопросы 1–12 ответить устно.
2. Письменно выполнить задание № 7. (Приложение1)

Уровень 2:

1. Читать параграф 10 стр.60–65, вопросы 1–12 ответить устно.
2. Рассмотреть этапы создания базы данных(http://fcior.edu.ru/card/28639/etapy-razrabotki-is.html).
3. Рассмотреть правила ввода данных в базу данных(http://fcior.edu.ru/card/23364/vvod-dannyh-v-bd.html)

(Слайд 13)

Записывают домашнее задание. 3 мин
Всего: 45 мин

Литература:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова.– 2-е издание., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
  2. Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов(http://school-collection.edu.ru/).
  3. Сайт: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов(http://fcior.edu.ru/).