Цель урока: Ознакомление с понятиями база данных.
Задачи:
- Обучающие: Познакомить учащихся с понятием базы данных, сформировать представление о возможностях СУБД по форме представления данных.
- Развивающие: Развитие логического мышления, репродуктивного воображения, умения анализировать, сравнивать.
- Воспитательные: Воспитание у учащихся умственного труда, умения целенаправленно работать с информацией и формирование материального мировоззрения.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся: конспект урока, практическое задание за компьютером
Необходимое техническое оборудование:
- маркерная доска;
- проектор с экраном;
- презентация.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Организационный момент. Приветствие учащихся, сообщение темы, целей и плана урока. |
Приветствуют учителя. | 2 мин |
2 | Проверка ранее изученного материала. Актуализация
изученного материала. Фронтальный опрос. 1. Что такое информационная модель? |
Отвечают на вопросы учителя. |
3 мин |
3 | Изучение новой темы. Тема урока: Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных. (Презентация) (Слайд 1) База данных (БД) – совокупность определенным образом организованной информации на какую-то тему. (Примеры БД) (Слайд 2) Базы данных бывают фактографическими и документальными. (Слайд 3) В фактографических БД содержатся краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате. Документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную. Сама по себе база данных не может обслужить запросы пользователя на поиск и обработку информации. БД – это только “информационный склад”. Обслуживание пользователя осуществляет информационная система Информационная система – это совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем. (Примеры.) (Слайд 4) База данных – организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения. Если разные части одной базы данных хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью, то такая БД называется распределенной базой данных. (Слайд 5) Информация в базах данных может быть организована по-разному. Чаще всего используется табличный способ. Реляционные базы данных имеют табличную форму организации. (Слайд 6) В реляционных БД строка таблицы называется записью, а столбец – полем. (Слайд 7) В реляционной базе данных не должно быть совпадающих записей. Разные поля отличаются именами. Записи различаются значениями ключей. (Слайд 8) Первичным ключом в базе данных называют поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей. (Слайды 9, 10) С каждым полем связано важное свойство – тип поля. Тип поля определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях. (Слайд 11) В реляционных базах данных используют четыре основных типа поля: логический. |
Записывают тему.
Слушают учителя.
Рисуют схему, записывают
Записывают заголовок – Информационная система.
Записывают определение. |
19 мин |
4 | Закрепление изученного материала. В форме фронтального опроса: 1. Что такое база данных? (Слайд 12) |
Отвечают на вопросы. | 8 мин |
5 | Итог урока. Рефлексия.
1. Повторим тему урока. |
Отвечают устно на вопросы. | 10 мин |
6 | Домашнее задание : Уровень 1: 1. Читать параграф 10 стр.60–65, вопросы 1–12 ответить устно. Уровень 2: 1. Читать параграф 10 стр.60–65, вопросы 1–12 ответить устно. (Слайд 13) |
Записывают домашнее задание. | 3 мин |
Всего: | 45 мин |
Литература:
- Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова.– 2-е издание., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
- Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов(http://school-collection.edu.ru/).
- Сайт: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов(http://fcior.edu.ru/).