Психолого-педагогическое сопровождение – комплексная технология поддержки и помощи ребенку в период подготовки к школьному обучению

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из направлений единой стратегии развития непрерывного образования является формирование единого стиля педагогического мышления всех его участников. Переориентация целей образования на цели развития и самоопределения требует создания новой системы педагогических координат для всех участников процесса непрерывного образования, потому что результаты непрерывного образования должны быть запланированы изначально не в виде знаний, умений и навыков детей и взрослых, а в виде ценностных ориентаций, личностных смыслов усваиваемых знаний, выражающихся в формировании потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании и способностей к разным видам деятельности, внутренней позиции по отношению к происходящему в обществе [1].

Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Как показала практика прошлых лет, подход учителей, воспитателей, родителей к понятию “готовность к школе” различается. Каждый воспитатель дошкольного учреждения, учитель школы, родитель хочет, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным, чтобы ему было легко учиться.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Это предполагает, что специалисты по психолого-педагогической поддержке владеют методиками диагностики, консультирования, коррекции, обладают способностью к системному анализу и планированию образовательной деятельности. Построение эффективной системы сопровождения дошкольников в период подготовки к школе позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам.

Для выстраивания системы психолого-педагогической поддержки в ДОУ педагогам необходимо знать основные нормативные документы. Обратимся к ним.

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) 2003 г. реализует идею непрерывности дошкольного и начального образования с целью обеспечения преемственности развития ребенка. Она определила приоритеты, психологические и педагогические условия непрерывности образования, обозначила вклад каждой образовательной области в развитии дошкольника и младшего школьника, в содержании образования на каждом из этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации.

“…Школьное образование никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком”, говорил Л.С. Выготский.

В ноябре 2009 г. были утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ). Этот документ введен в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения и доступности для каждого человека качественного образования.

До принятия ФГТ у нас были только Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ (приложение к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 г.), на основании которых в ДОУ использовалась учебная модель обучения.

Наиболее значимое отличие дошкольного образования на современном этапе от образования на других ступенях заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основной контекст развития ребенка представляет собой игра, а не учебная деятельность. Педагогу в своей работе с детьми необходимо учитывать самоценность дошкольного периода жизни, специфику психического развития детей-дошкольников.

Если в стандарте начального общего образования (ФГОС) очень четко обозначены требования к результатам реализации программ общего образования (предметным, метапредметным и личностным), которых каждый обучающийся должен достичь по завершении соответствующей ступени общего образования, то специфика дошкольного возраста такова, что достижения дошкольников определяются, не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе [4].

ФГТ – это некий ориентир для конечной цели деятельности педагогов. Впервые с 2010 г. в этом нормативном правовом документе в обязательной форме установлен ряд концептуальных требований к результатам дошкольного образования, соблюдение которых направлено на обеспечение единого стратегического направления развития системы дошкольного образования в России. Итоговый результат дошкольного образования представляет собой “социальный” портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В его основе – совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном детстве. Если в ходе психолого-педагогического мониторинга будет установлено недостаточное развитие соответствующего интегративного качества, то необходимо разработать дополнительную индивидуальную программу мероприятий, позволяющих активизировать процесс развития интегративного качества.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования [6].

Научно-практический подход в организации качественной подготовки дошкольника к обучению в школе в условиях специально организованной психолого-педагогической работы предполагает осуществление:
– целевой преемственности (согласование целей воспитания, обучения и развития на уровне ДОУ и школы),
– содержательной преемственности (создание и согласование образовательных программ по ведущим образовательным областям),
– технологической преемственности (отбор общих средств обучения, выработка общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса на основе специфических для этого возраста видов детской деятельности,
– психологической преемственности (совершенствование форм и методов работы с учетом общих возрастных особенностей, обеспечение адекватного этому возрасту сочетания интеллектуальных, двигательных, эмоциональных нагрузок),
– управленческой и структурно-организационной преемственности (реализация общих подходов к управлению и организация работы по осуществлению преемственных связей в ходе проведения совместных мероприятий)

На основании данного подхода в рамках совместной работы районного методического объединения дошкольных работников (председателем которого третий год являюсь я) и учителей начальных классов в 2010–2011 учебном году были проведены семинары, направленные на решение проблем преемственности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы детского сада и школы.

Семинары включали в себя взаимопосещениия уроков в первых классах школы и открытых мероприятий в подготовительных группах ДОУ. После просмотров педагоги имели возможность совместно обсудить насущные проблемы, пути совершенствования методов работы с детьми и скорректировать свою деятельность. Для участников семинаров были организованы тематические выставки, распространялся раздаточный материал: примерные программы преемственности между дошкольным и начальным образованием, памятки для педагогов и родителей по подготовке детей к школе, тесты готовности детей к школе, вопросники для бесед с детьми, карты индивидуального развития ребенка-дошкольника и другие материалы.

В январе 2012 года был проведен городской семинар-практикум для заместителей заведующих и старших воспитателей дошкольных учреждений города на тему “Психолого-педагогическая подготовка детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к школе” (Приложение 1). Для сопровождения выступления по данной теме на городском семинаре-практикуме мною была создана презентация. (Приложение 2).

О состоянии работы в выпускных группах ДОУ свидетельствует следующая информация:
– листы здоровья воспитанников,
– педагогическая диагностика воспитанников,
– психологическая диагностика,
– план работы с педагогами,
– план работы с детьми,
– план работы с родителями,
– план взаимодействия со школой,
– программы дополнительного образования.

Анализ и контроль в системе работы включает:
– комплексная система психолого-медико-педагогических экспресс-наблюдений за детьми,
– анализ результатов диагностики освоения образовательной программы,
– мониторинг интегративных качеств личности,
– анализ коллективных и дифференцированно-индивидуальных форм работы с детьми, педагогами, родителями,
– анализ развивающей образовательной среды.

Итоги подготовки детей к школе обсуждаются на педагогическом совете, совместных со школой педсовете и семинаре, представляются на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.

Завершающий этап – отслеживание успешности адаптации и обучения бывших выпускников детского сада в начальных классах школ города. Анализ информации, полученной из бесед с завучами, учителями, родителями позволяет сделать вывод об эффективности и качестве работы детского сада по поддержке и помощи ребенку в период подготовки к школьному обучению.

Постоянное, тесное сотрудничество со школой позволяет дошкольным педагогам наблюдать за выпускниками, следить за их адаптацией к школе и успеваемостью. Несомненно, сотрудничество детского сада и школы одно из условий, обеспечивающих возможность дошкольникам безболезненно перейти с одной образовательной ступени на другую.

Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85 % выпускников детских садов района высокий уровень адаптации к школе, у 15 % средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей практически нет.

Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79 % детей, средний уровень у 20 % детей.

Мониторинг успеваемости учащихся, бывших выпускников ДОУ, показал, что образовательная программа (в большинстве ДОУ района используется “Программа воспитания и обучения в детском саду”) успешно реализуется и дает хорошие результаты в развитии детей. Например, из выпускников ДОУ № 131, обучающихся в МОУ СОШ № 93 – отлично учатся 22 %, хорошо – 55 %; в МОУ СОШ № 73 – отлично учатся 24 %, хорошо – 63 %. Кроме того, выпускники детского сада поступают учиться в десять разных школ, четыре гимназии, шесть лицеев города.

По результатам анкетирования родителей ДОУ № 131 выявлено, что 91 % родителей знакомы с программой ДОУ и считают, что она полностью обеспечивает качество подготовки к школе, мнение о работе педагогов с детьми высокое.

Результатом проведения данной работы стала разработка методических рекомендаций РМО по вопросам преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГТ и ФГОС для отдельных категорий: воспитателей, родителей, учителей начальной школы.

Вместе с тем вскрыты определенные проблемы подготовки детей к школе:

  1. Сегодня очевидны проблемы, вскрытые ведущими психологами: стирание границ между дошкольным и начальным школьным обучением, в последствии которого происходит сколяризация системы ДОУ, которая характеризуется переориентацией дошкольного воспитания на учебную деятельность. Включение ребенка в учебную деятельность – это продолжение дошкольного детства или его сокращение? [5].
  2. Проблема завышенных требований школы к готовности ребенка к школьному обучению:
    – листы здоровья воспитанников,
    – дети достаточно развитые, современно мыслящие, хотят учиться, но не умеют правильно вести себя на уроке,
    – отвлекаются, переключаются на посторонние действия, следовательно не слушают учителя,
    – не умеют сосредотачиваться на учебном действии,
    – не умеют правильно реагировать на замечания учителя, т.е. строить свои действия в соответствии с указаниями
  3. По мнению авторитетных психологов, пребывание в группе до 30 человек 5-7 летних детей старшего дошкольного возраста не дает возможности организовать качественный образовательный процесс, создать развивающую среду, обеспечить индивидуальный подход к ребенку и его полноценную психологическую поддержку.
  4. В последнее время после 8–9 часового пребывания детей в ДОУ, их вынуждают посещать другие дополнительные занятия, организуемые при школах, которые очень похожи на уроки. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
  5. Проблема выбора школы для обучения ребенка и выбора программы обучения. Например, в отдельной школе в одной параллели начальных классов реализуются сразу несколько программ: УМК “Начальная школа XXI века” под ред. Виноградовой Н.Ф., система Занкова Л.В. и образовательная система “Школа 2100”. Какую преемственную программу, в таком случае, использовать детскому саду?
  6. Сегодня остро стоит проблема освобождения воспитателя от своего стремления к, так называемой, регламентации. Воспитателю необходимо отказаться от привычки получать как можно более подробные программы и методики, и осуществлять поиск собственного педагогического стиля, индивидуального творчества, формирования профессиональной интуиции и жизненного опыта.
  7. Современное личностно-развивающее дошкольное образование требует несравненно более высокой квалификации педагога, чем ранее. Эффективность программ, технологий зависит от того, в чьих руках они окажутся. От профессионализма, творческих усилий, мастерства педагога зависит качество дошкольного образования.
  8. В каждом коллективе встречаются определенные трудности по обеспечению качественного состава педагогических кадров, в организации повышения их профессионального уровня. Например, сокращается число педагогов со специальным дошкольным средним или высшим образованием (до 50 %), растет в детских садах количество воспитателей, бывших учителей школ, которые поверхностно знают дошкольные методики и работают, как правило, по школьному типу. Переучивание таких педагогов требует длительного времени.

Чтобы чувствовать себя сегодня уверенно, педагогу необходимо знание как минимум трех принципиально различающихся технологий: продуктивной (предметно-ориентированной), щадящей (личностно-ориентированной), технологии сотрудничества (партнерства). Технологи в работе педагога очень скоро будут на 80 % определять успех, а индивидуальное мастерство – только на 20 % [7] .

Задача методической службы помочь педагогам предусмотреть и понять возможные риски в процессе совместной деятельности взрослых и детей, подсказать приемы взаимодействия с ребенком. Нашим педагогам предстоит сегодня пересмотреть и переосмыслить сущность занятия как “занимательного дела для детей”, найти новые методы и формы работы, овладеть новыми технологиями для осуществления “правильно организованного обучения” (термин Л.С.Выготского) в соответствии с теоретико-методологическими подходами к проблемам развития ребенка.

В период поэтапного введения ФГТ каждое дошкольное учреждение обязано разработать и утвердить свою основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” дошкольное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников.

Оттого как будут взаимодействовать все службы детского сада и начальной школы: педагогическая, психологическая, коррекционная, медицинская, будут зависеть условия, позволяющие создать общий благоприятный фон для физического, эмоционального, интеллектуального развития ребенка, способствующие сохранению и укреплению его физического и психического здоровья и успешной подготовке к обучению в школе.

Литература.

  1. Болотина. Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Методическое пособие . – 2-е изд. – М. Айрис-пресс, 2006. С.14.
  2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
  3. Методические рекомендации “О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования” // Дошкольное воспитание. 2010. №12. С. 5.
  4. Скоролупова О., Федина Н.В. Федеральные требования. Комментарии // Дошкольное воспитание. 2010. № 8. С. 8.
  5. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н. Мнение родителей о дошкольном образовании // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. № 5. С. 28.
  6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2010. № 4. С. 4.
  7. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО “Издательство “Детство-ПРЕСС”, 2011. С. 14.