Лекция "Проблемы эстетического воспитания молодежи"

Разделы: Внеклассная работа


Презентация.

Эстетика (от греч. aistheticos – чувствующий, чувственный), система законов и категорий, осмысляющая в свете художественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности творения, функционирования искусства, его восприятия и развития. (Cлайд 1)

Эстетика философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и, прежде всего, в художественном творчестве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о творении, законах бытия, восприятия, функционирования и развития художественной культуры. (Cлайд 2)

Эстетика система знаний о художественной и эстетической практике человечества.

Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира. (Cлайд 3)

Начиная с Сократа, происходит процесс отделения эстетики от философии. Эстетика Аристотеля – это общефилософские проблемы поэтики, природы красоты и искусства. Эстетика Платона – это вопросы государственного контроля над искусством и роль последнего в воспитании человека. Эстетика Террулиана и Фомы Аквинского эстетика – аспект богословия. Ее задачей являлось нацелить человека на служение богу с помощью искусства. Для Леонардо да Винчи эстетика – это выяснение взаимоотношений художественной деятельности и природы. Для Н. Буало эстетика – нормы творчества. Эстетика А. Баумгартена – это предмет, изучающий чувственное познание мира, присущее искусству. Эстетика И. Канта – это критика эстетической способности суждения. Для Г. Гегеля эстетика – это “обширное царство прекрасного”, “изящное искусство” и его место в общей системе мирового духа.Н.Г. Чернышевский рассматривал эстетические отношения человека к действительности.

Предмет современной эстетики – весь мир в его эстетическом богатстве, взятый в свете общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений. В чем же смысл эстетики?

По законам эстетики творит художник, даже если он думает, что следует только велению души. Когда художник решает творческую задачу, оценивает свое произведение, ищет выход из кризиса, ему на помощь приходит эстетика. Эстетика помогает художнику выработать художественную концепцию мира и личности.

Великими исследователями тайн искусства являлись Аристофан, Леонардо да Винчи, Шекспир, Гете, Шиллер, Пушкин, Толстой, Достоевский.

Платон проповедовал сочетание природных способностей с тренировкой и изучением теории. Эстетика влияет на творчество, подкрепляя дар знанием.

Воспринимающая искусство публика лучше осваивает глубинные смыслы произведения и полнее переживает наслаждение, если ее сознание теоретически развито.

Современная эстетика имеет широкий круг проблем.

Эстетика действительности стала первым проблемным полем отделившийся от философии науки – эстетики, которая рассматривала мир природы в его эстетической значимости. Древнегреческие натурфилософы (Эмпедокл, Гераклит) Вселенную, Космос, Природу трактовали как эстетические феномены. (Cлайд 4 “Видео Космос”)

Человек и искусство входят в сферу эстетики, начиная с Сократа. Возникает классическая эстетика. Большой вклад в развитие классической эстетики внесли Платон, Аристотель, Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Чернышевский, а в ХХ веке Бахтин, Лосев, Столович, Ванслов, М.Поляков и др. Они осмысляют искусство в его эстетических отношениях к действительности. (Cлайд 5)

Возникают два взгляда:

  1. Для Буало эстетика нормативна и предписывает художнику правила;
  2. Для Тэна эстетика обобщает факты искусства.

Современный художник свободен в выборе тем, средств, форм, но если он нарушит постулаты эстетики, его творение окажется за пределами искусства. Эстетика нормативна в той мере, в какой она обобщает законы самого искусства. Ее выводы имеют силу объективных законов. Однако законы искусства исторически изменчивы.

Когда Бетховен ввел в симфонию хор, его сочли безумцем. Однако он раздвинул устоявшиеся рамки творчества. Но художник не может отменить законы, в которых сосредоточен художественный опыт человечества. Он лишь вносить в них продиктованные новым опытом коррективы или открывает и формирует новые законы. (Cлайд 6)

Эстетика техническая – составляет теоретическую основу дизайна. (Cлайд 7) Техническая эстетика изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной среды, создаваемой средствами промышленного производства. Она изучает общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника конструктора. Между художественной и технической деятельностью существует граница. На этой границе со стороны искусства – архитектура, прикладное и декоративное искусство, а со стороны технического освоения мира по законам красоты – дизайн. (Cлайд 8,9)

Сферой интересов практической эстетики являются этикет, быт, научное творчество, спорт, карнавалы, праздники и массовые действия, обряды, игры. (Слайд 10)

Т. Монро в сферу предмета эстетики вводит животноводство, хирургию, косметику, парфюмерию, кулинарию, виноделие, гастрономию, парикмахерское дело, татуировку. Т. Монро называет эти формы видами искусства и насчитывает около 400 их видов. За этими представлениями – давняя традиция. На языке многих народов различные виды человеческой деятельности назывались искусствами. (Слайд 11)

М. Бензе выделил в особую сферу знаний теоретико-информативную эстетику и выявил ее особенности – гедонистический потенциал; отношение к шумам; оригинальность; отношение к знакам; избыточность, характер интерпретации; условия бытия произведения как носителя эстетической информации. (Слайд 12 “Видео Глухарь”)

Социокоммуникативная эстетика является разновидностью теоретико-информативной эстетики. Она изучает эстетическую информацию, создаваемую и передаваемую с помощью телевидения, радио, компакт-дисков, Интернета и других масс-медиа; изучает зависимость культуры от средств ее передачи. Эти эстетические концепции осмысляют художественно-информативную природу искусства. (Слайд 13 “Видео Ельцин”)

В 1970 гг. теоретики Констанцской школы (В. Изер, П.Шонди, Г.Яусс) создали новое направление эстетики – рецептивную эстетику, охватывающую процесс восприятия искусства и его социального функционирования. (Слайд 14)

Эстетические идеи художественных направлений – следующее проблемное поле эстетики. Каждое направление искусства вырабатывает свою систему эстетических идей. Например, эстетику классицизма разработал Н. Буало, романтизма – Л. Тик и Новалис; критического реализма – В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов; экзистенциализма – А. Камю, Ж.П. Сартр; абстракционизма – Г. Рид и т.д. Некоторые их идеи имеют общетеоретическое значение и расширяют наши знания об искусстве, другие – “обслуживают” особенности данного направления. (Слайд 15)

Эстетика, в которой метод рождает теоретические идеи – следующее проблемное поле эстетики. Например, компаративистский (А.Веселовский) и структуралистский (Р. Барт, Ю. Лотман) подходы дают свое понимание проблем природы искусства. (Слайд 16)

Социально-утилитарный подход (эстетические высказывания Ленина, Троцкого, Сталина, Жданова, Гиммлера, Мао) даже ценой утраты искусством художественности мобилизует его на выполнение партийных задач. (Слайд 17 “Видео Ленин”)

Предмет эстетики шире искусства. Эстетика входит в творчество, в труд, быт, в промышленное производство.

В настоящее время большой проблемой является эстетическое воспитание молодежи. Воспитание человека оказывается делом очень сложным, зависящим от многих условий. На результат воспитания большое влияние оказывают наследственные задатки, национальность, социальные условия, сословие, общество, родня и т.д.

Искусство воспитания возникло с самого начала появления человека на земле. Когда возникли общества и государства, то к чисто семейным целям воспитания присоединились цели социальные и религиозные.

В Китае с древнейших времен воспитание имело целью подготовить человека для жизни в семье и сообщить ему премудрость, куда входила религия и наука. Поэтому у китайцев власть родителей над детьми была безгранична и даже взрослые люди должны были быть в повиновении у родителей. (Слайд 18)

У индусов и древних египтян воспитывали для известной касты, поэтому дитя воина или жреца воспитывалось иначе, чем ребенок других каст: каждый человек должен быть полезен для своей касты и никакой общечеловеческой цели воспитания не существовало. (Слайд 19,20)

У древних персов юношей воспитывали многостороннее. Они должны были быть храбрыми, откровенными, любить добродетель и гнушаться пороков, но это относилось только к мальчикам, и все воспитание имело утилитарный характер, подготавливая юношей высшего класса общества к военной и административной деятельности. (Слайд 21)

Воспитание у спартанцев имело некоторое сходство с воспитанием у персов. Мальчиков приучали к умеренности, выносливости, терпению и дисциплине; посредством телесных упражнений их готовили к военной службе. Все это относилось только к господствующему классу – к спартиатам.

У афинян воспитывала, прежде всего, семья. Но государство облегчало обязанности родителей, поощряя некоторые учреждения, где дети получали телесное и умственное образование. Идеал воспитанного человека у афинян был шире, чем у спартанцев. От молодого человека требовали, чтобы он был не только силен и ловок на войне, но умел бы выказать эти качества и на общественных играх; кроме того, красивая речь, знакомство с музыкой и родной поэзией, а также некоторая ученость составляли необходимые качества хорошо воспитанного афинянина. (Слайд 22)

Римляне много заимствовали относительно воспитания у греков, но отличительной чертой римского воспитания, особенно во времена республики, следует считать любовь к отечеству, которая была возведена до культа и была побудительной причиной многих героических подвигов. (Слайд 23)

У древних евреев целью воспитания было сделаться угодным Иегове и научиться исполнять Его завет. Все остальные цели воспитания были второстепенными. (Слайд 24)

В средние века, когда христианство распространилось по всей Европе и духовенство на Западе сильно уклонилось от первоначальной чисто нравственной цели воспитания, началось господство схоластики. Воспитание и наука стали прислужницами церкви, или лучше сказать, западного духовенства, которое мало думало о воспитательной цели, а старалось в школах только обучить латинскому языку, как языку богослужения и науки. На Востоке же духовенство не лишало народ знакомства со Священным писанием на родном языке. (Слайд 25)

Рыцари воспитывали своих детей особенно, и воспитание это имело некоторые положительные стороны. Рыцари старались развить в детях понятие о чести, заботились о физическом их развитии и знакомили их с родным языком и литературой. (Слайд 26)

В эпоху Возрождения снова стали обращать внимание на идеалы воспитания древних греков и римлян. Правительства всех образованных стран проникаются мыслью, что воспитание и обучение детей дело важное. Появляются школьные законы, которые вводят обязательное обучение и определяют минимум познаний и навыков, которые должны быть сообщены каждому ребенку. Начиная с 1820-х годов, стали больше обращать внимание на физическое воспитание детей. (Слайд 27)

В России до Петра I воспитание было семейное, патриархальное и мало зависело от западных идей. После Петра I появляется подражание западным идеалам воспитания, что выразилось главным образом, во внешних приемах, привычках и костюме. (Слайд 28)

К проблемам современного воспитания молодежи относятся и проблемы, связанные с социальной природой языка, его общественными функциями и воздействием социальных факторов на язык.

“Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…”

Петр Андреевич Вяземский.  (Слайд 29)

Культура русской речи и язык средств массовой информации – тема, разумеется, не новая. О бережном и трепетном отношении к русскому языку, о наиболее распространенных ошибках устной и письменной речи и путях их устранения, о необходимости соблюдать правила русского литературного языка было написано немало научных и научно-популярных книг и брошюр, статей и заметок. (Слайд 30)

“Вэчэром дэнги – утром штулья, утром дэнги – вэчэром штулья”. Услышав эту или подобную (по произношению) фразу подчеркнуто иноязычного произношения рекламы в Российском эфире, многие, наверное, вспоминают великого комбинатора, его контору по заготовке рогов и копыт и пишущую машинку с турецким акцентом (“с получэнием сэго прэдлагаэтся нэмэдлэнно явиться для выяснэния нэкоторых обстояэльств”). Правда, в отличие от нас, Остап Бендер знал, кто из детей лейтенанта Шмидта ответственен за коверканье русского языка канцелярией конторы. (Слайд 31)

Трудно не согласиться с мнением ученого – языковеда профессора М.И.Черемисиной: “В кризисе не язык русский, а русская культура. Культура поведения, культура труда, культура жилища, еды, культура внутренней жизни – ну, и конечно же, речи… Когда на таком языке-айсберге, как русский, перестают говорить грамотно и вразумительно, это не трагедия языка, тем более не трагедия речи, - речь в принципе сиюминутна. Это трагедия нации”. (Слайд 32)

Как это ни парадоксально, но возможность свободно выражать свое мнение в печати, на радио и телевидении выявила чудовищную и одновременно унизительную скудость языка многих наших сограждан, приверженность к речевым штампам, косноязычие, безграмотность, неумение говорить и писать правильно и литературно на своем родном языке. К многомиллионной аудитории нередко обращаются люди, исповедующие очень простой принцип: “как могу, так и говорю (или пишу). А ведь большая часть слушателей (и читателей) до сих пор все еще считает письменную и устную речь в средствах массовой информации эталоном русского литературного языка.

Конечно, горько слышать – о напрасно пройденных килoметрах, об имеющих роль событиях, о зарплате в районе девятиста рублей, но в тысячу раз горше слышать и видеть бездумное сравнение, неграмотный оборот, неуместное заимствование, неправильное ударение, нецензурное или грубо-просторечное слово в выступлении или статье писателя, журналиста, комментатора, репортера или диктора Российской телерадиокомпании.

Сейчас на смену профессиональным дикторам пришли комментаторы и ведущие. Молодые, красивые и обаятельные, они смело “обогащают” русский язык новой лексикой и фразеологией, произношением и ударением, интонацией. И неважно, что лексика – просторечная, жаргонная или нецензурная, ударение – неправильное, а интонация чуждая русскому языку.

Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно давно уже перестало быть “лингвистической прерогативой” пьяного грузчика в овощном магазине. Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. Глубоким анахронизмом стало правило “не выражаться при дамах”. Мат нынче не избирателен по полу, и некоторые “дамы”, особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа.

Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времен. Историк и мыслитель XVII века дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал не только ложь, лицемерие, дерзость клятвопреступлений, потерю любовного союза, ненасытное сребролюбие, безмерное употребление вина и обжорство, но и “зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов”.

Конечно, было бы упрощением, говоря о сквернословии, все сводить к социальным или идеологическим причинам.

Оскорбительная и непристойная (выходящая за рамки принятого) лексика существует во многих языках и культурах. Именно из слов такого рода складывается лексический состав сквернословия, или мата.

Вокруг русского мата в обыденном сознании сложился целый ряд мифов. Самый устойчивый из них – представление о том, что наиболее циничные ругательства появились в период татаро-монгольского ига и привнесены в русский язык именно ордынцами. Это неверно: корни большинства нецензурных слов имеют общеславянское или даже индоевропейское происхождение.

Кстати, имея столь древнюю историю, лексика, которая сегодня считается запретной, далеко не всегда осознавалась как неприличная. Например, одно из самых распространенных в наши дни ругательств – нецензурный синоним проститутки и производные от него слова свободно проникали в книжные источники еще в конце XVII века. Однако постепенно эти слова стали восприниматься как “срамные”, и в 1730 году, как говорят специалисты, были запрещены в книжных источниках чуть ли не специальным указом.

Второй миф, в чем-то противоположный первому, - убеждение в особом пристрастии к мату именно русских. Мол, уже в глубокой древности наши предки не могли обойтись без соответствующей лексики в ритуальных действиях, даже в свадебных обрядах. Действительно у восточных славян, как, впрочем, и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба, как источник урожая. Да, на русских свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в будущей жизни), часто, на наш современный взгляд, непристойные, однако тогда эти слова не воспринимались как неприличные. И только по отношению к более поздним временам, когда с понятием христианской культуры плоть стали считать изначально греховной, а на лексику “телесного низа” был наложен запрет, можно говорить о ритуальном сквернословии, которое бытовало еще в прошлом столетии. Например, русский крестьянин, отпугивая нечистую силу, совсем не обязательно осенял себя крестным знаменем, но, веря в то, что “черт матюгов боится”, мог для “обереги” использовать нецензурную лексику.

В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях. Прежде всего – это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. В этом случае матерные слова и выражения для человека, который их употребляет, никак не отмечены, они используются можно сказать автоматически – и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балластные наполнители речевого потока (подобно тому, как некоторые люди поминутно говорят: вот, так сказать, значит). Привычный мат – это абсолютное и законченное проявление бескультурья. Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую. Немало крестьян, за плечами которых 3-4 класса образования начальной школы, но для которых матерное слово столь же противоестественно, как лень или плохая работа. В то же время привычно и уныло матерятся студенты, инженеры и врачи. Основная среда привычного сквернословия – семья, основная причина – культурный вакуум, царящий в ней. Поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители “ласкают” друг друга забористым словом, скорее всего, вырастет “матерноговорящим” и передаст эту привычку своим детям.

Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова и поведение других людей, даже на собственные действия (кто-то, наверное, легко вспомнит слова, которые он произносит или хочет произнести, когда изо всех сил ударяя молотком по гвоздю, попадает себе по пальцу). Часто, хотя и не всегда, аффективный мат представляет собой оскорбление. Существует точка зрения, согласно которой именно возможность снятия сильного психофизического напряжения за счет употребления запретной лексики как раз и является основной причиной ее существования. Причем чем сильнее табу, тем большую эмоциональную разрядку приносит нарушение запрета.

Английский медицинский журнал прошлого столетия писал: “Кто первым на свете обругал своего соплеменника, вместо того чтобы дубиной раскроить ему череп, тем самым заложил основы нашей цивилизации; ведь если вы кому-то наступили на мозоль, он вас или ударит, или обругает, то и другое одновременно вряд ли возможно”.

Хотя последнее утверждение весьма сомнительно, мат как разновидность аффективного поведения реально существует. Но он, разумеется, находится за пределами “культурной рамки” общения. Это хорошо понимают и сами носители языка, причем далеко не только самые интеллигентные из них. В результате предпринимаются попытки (это характерно не только для детской среды) вытеснить нецензурные слова, заменить их другими. Именно в этом причина распространения слова блин. И, хотя здесь присутствует явный и нескрываемый фонетический намек на “первоисточник”, это все же не грязное ругательство.

Еще одно из проявлений сквернословия – намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой разновидности мата весьма широк – от элементарного лингвистического хулиганства, надписей на заборах и в туалетах, до манерно-циничных (на публике) выступлений некоторых представителей интеллигенции, и так сказать произведений искусства – книг, кинофильмов, спектаклей.

Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись многоточием. Но разве есть что-нибудь общее между ними и матом в угоду моде, для создания ореола скабрезной скандальности или просто потому, что иначе говорить не умеют.

Мат – это, увы, объективная суровая реальность. Отчетливо сознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? Вряд ли. Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушительно действует на самого человека.

Нет, и не может быть, каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. Ясно одно: это возможно только при значительном повышении культурного уровня - как общества, так и отдельного человека.

Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося человека или проститутку с площади трех вокзалов никто не научит говорить на другом языке. Но многое можно сделать в микроколлективе – в классе, в студенческой аудитории и особенно в семье. Необходимо быть нетерпимым к сквернословию, наложить на него полный и не подлежащий обсуждению запрет.

Эстетика, к сожалению, не стала ведущим принципом организации нашей жизни – производственной, семейной, общественной, как и не стала важным компонентом системы целостной ориентации каждого из нас. (Слайд 33)

Год от года растет в обществе беспокойство, какими растут наши дети? Нередко вы не знаете, куда идти, где учиться, к чему стремиться, во всем полагаетесь на родителей или на случай, ни за что не отвечаете и при этом еще свое социальное иждивенчество считаете чем-то едва ли не заслуженным.

И в то же время не трудно заметить, что вы очень не глупые ребята – эрудированные, нередко и знаете, и умеете больше, чем их учителя. Честность, чувство товарищества у вас в цене. Но есть и сила, и бравада: курение, сквернословие, алкоголь, как признаки взрослости, стремление иметь собственные деньги, а каким способом заработать их, это не всегда важно.

За прошедшие 50 лет, ситуация только усугубилась. Общение с экраном телевизора и компьютера все больше заменяет многим из вас общение с друзьями. Вашей нервной системе все труднее справляться с растущими потоками информации, мы “проглатываем куски, не переваривая”…А главное, что в потоке сиюминутной “шелухи” теряются те самые истины, которые должны быть переданы от поколения к поколению как основа воспитания, как база для формирования наших поведенческих доминант, наших жизненных ценностей.

Научиться можно не только хорошему, но и дурному. Известно, например, что агрессивное поведение, проявленное однажды, “стремиться” быть проявленным вновь. В человеческом обществе часто формируются социальные условия, которые способствуют проявлению агрессии. Это безнаказанный криминал, военные действия, некоторые виды профессионального спорта. При этом развивается то, что называется преднамеренной (обученной) агрессией. Имея инстинктивную основу, она становиться следствием социальной активности, включающей в себя процессы обучения.

Ребята, читайте больше хорошей литературы. Все это будет способствовать развитию культуры чтения, культуры понимания Слова – величайшего из всех приобретений человечества, если каждый из вас овладеет культурой слова, вы откроете для себя путь к постижению прекрасного, научитесь правильно мыслить и правильно действовать, будете нравственными, активными работниками, творческими личностями. (Слайд 34)

Приложение.