Игра "Поле чудес". 1–4-е классы

Разделы: Внеклассная работа


1. Знакомство с правилами игры.

- Игра состоит из 3 туров. В каждом туре участвуют по 3 человека. Значит, в финал выходят 3 человека. Победитель участвует в супер - игре. За результативный ход вы получаете очки. За 3 угаданные буквы - право угадать и получить приз из двух шкатулок.

К нам пришёл – не хмурь лица;
Будь весёлым до конца.
Ты не зритель, ты не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!

2. Первое задание.

Способ письма. Это слово обозначает “ священные знаки”. Каждый знак обозначает слово или его часть.

И Е Р О Г Л И Ф

- Можно ли представить себе жизнь без телевизора?
- Трудно, но можно. У бабушек и дедушек в детстве не было телевизора.
- А можно ли представить себе жизнь без электричества?

- Тоже трудно, но можно. Мы знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или лучине. А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Вообразить это совершенно невозможно.

- Кто и когда изобрел письменность?
- Дорога к ней была длинной и трудной. Когда-то народы были бесписьменными. Как же они обходились без письма? У каждого народа есть свои символы- сигналы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо.

- Что обозначают следующие символы? (символ Олимпийских игр, сигнал опасности, знак запрета).
- В прошлом веке люди часто слышали колокольный звон. Он мог быть сигналом радостных событий или сигналом тревоги.
- Какие сигналы слышишь ты? Твои действия.
- Сигналы в жизни людей значат очень много. У древних греков была даже легенда о трагедии, происшедшей из-за неправильного сигнала.

Давным-давно на острове Крит жило чудовище, наполовину человек, наполовину бык. Его звали Минотавр. Каждые 9 лет греки должны были посылать ему страшную дань- 7 юношей и 7 девушек, которых он пожирал. Никто не мог победить Минотавра. И никто не мог от него спастись. Жил Минотавр в Лабиринте, в котором были такие запутанные коридоры и переходы, что выйти из него было невозможно. Теперь слово лабиринт обозначает то, в чем легко запутаться, откуда трудно найти выход. И вот отважный юноша по имени Тесей решил избавить людей от Минотавра. Он снарядил корабль для отплытия на Крит. На корабле были разные паруса: одни черные, другие белые. Перед тем как отплыть на Крит, Тесей условился с отцом так. Цвет парусов, под которыми корабль вернется из плавания, будет сигналом победы или гибели.

- Догадайся, какие паруса надо было поднять в случае победы, какие в случае поражения, гибели.

И вот сильный, умный и отважный Тесей победил Минотавра, благополучно выбрался из лабиринта и отправился в обратный путь. Он был так счастлив, одержав победу, что совсем забыл об уговоре с отцом, а тот целыми днями стоял на берегу, всматриваясь в морскую даль. И вот счастливый Тесей приблизился к родным берегам. Но… его корабль шел под парусами, обозначающими поражение и гибель. Увидав издали корабль и, разглядев его паруса, отец бросился со скалы в море и погиб.

- Увлекла вас история Тесея? Прочитайте книгу Кун Н. А. “Легенды и мифы Древней Греции”.

Затем возникло рисуночное письмо. Возник вопрос: а как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий - другое, то ничего хорошего не получалось.

Около 5 тыс. лет назад правил в Египте фараон Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были навеки запечатлены на камне. Но не все можно было выразить с помощью рисунка. И тогда изобрели другой способ письма-иероглифы. Т.е. “ священные знаки”. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Китайцы любят свои иероглифы и гордятся ими, т.к. иероглиф для китайца - не только знак слова, но и картинка. (Показ иллюстраций).

3. Второе задание.

Все буквы расположены по порядку. Здесь каждая буква имеет свое место.

А З Б У К А

- Вслушайтесь, как звучат слова, которые произносите вы сами и окружающие вас люди. Но каждый звук звучит и исчезает. Какие-то доли секунды - и его нет.
- А если как–нибудь остановить звуки, чтобы их можно было потом встретить еще раз?
- Это было так необходимо древним людям, что самые разные народы в разных уголках земли искали способы остановить звуки.
- Что придумали люди?
- Правильно, буквы - письменные фигурки, значки для звуков. Каждая фигурка-буква это как бы застывший звук.
- Что ты знаешь о звуках?
- Звуки и буквы живут в разных царствах: - в царстве того, что мы слышим, а буквы в царстве того, что мы видим.

Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимого.

Тот, кто читает, действует наоборот. Он переводит видимые знаки в звучащие слова.

- Кто изобрел первые буквы?

Жившие 2 тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы только для согласных звуков. В их языке этим можно было обойтись.Долго трудились люди над изобретением букв своего языка. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв. Тратились огромные усилия, чтобы усовершенствовать письмо, сделать его понятным и удобным для людей. Так состоялся греческий. Он состоял из букв, которые обозначали и согласные, и гласные звуки. Впоследствии греческий алфавит “завоевал” почти весь мир: он помог народам создать свою письменность.

- Сколько букв в русском алфавите?

Алфавит нужно знать так же хорошо, как таблицу умножения. Для чего? Зачем? По алфавиту составляются самые различные списки, в том числе список ваших фамилий в журнале. Знание алфавита вам понадобится, прежде всего, при работе с различными словарями. Слово “азбука” появилось много лет назад из названия двух первых русских букв “аз” и “буки”. Слово “алфавит” пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась “альфа”, а вторая “вита”. Азбука и алфавит означают одно и тоже.

Ученик читает стихотворение. С.Я. Маршак “Ты эти буквы заучи…”

4. Третье задание.

С 1986 года 24 мая ежегодно отмечается в нашей стране праздник славянской азбуки, праздник славянской письменности и культуры. В какой стране впервые стали отмечать этот?

Б о л г а р и я

Каждой весной население этой страны отмечает удивительный праздник. В городах и селах все от мала до велика выходят на улицы. По центральным улицам идут красочные демонстрации.

- Попробуйте угадать, что несут демонстранты?

Лозунги и портреты, но чьи? Несут цветы- весенний праздник без цветов даже вообразить невозможно. Самое интересное в этом красочном шествии то, что люди несут в руках огромные буквы. Да- да, наши родные буквы. Разной величины, цвета. А на портретах Кирилл и Мефодий (показ иллюстраций), которые, как вы понимаете, изобрели славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа обязательно должна быть своя письменность. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди- братья, и всем нужна грамота. День памяти первоучителей- 24 мая. В этот день в России проходит праздник славянской письменности и культуры. Русские туристы - желанные гости на этом празднике. Еще бы! Они не просто представители дружеского народа, но и братья по письменности. Праздник называется праздником славянской азбуки, праздником славянской письменности и культуры.

Ученик читает стихотворение. Берестов “ Как хорошо уметь читать”.

5. Финал.

Система правил написания слов.

О Р Ф О Г Р А Ф И Я

- Вспомните, кому нужна зоркость?

Чтобы зорко видеть люди изобрели много инструментов: очки бинокли, подзорные трубы, микроскопы, телескопы. Но оказывается зоркими бывают не только глаза. Зорким бывает еще и ум. Для того, чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах.Про тех, кто видит в слове опасные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. В чем-то эти люди похожи на настоящих грибников.

- Давайте вспомним, как собирают грибы?

“ Грибная удачливость” у всех разная. Одни возвращаются из леса с полными корзинами, другие- с пустыми. Эта “ грибная удачливость” зависит от того, как люди собирают грибы.

- Почему?

Одни ходят по лесу и ждут, когда грибы попадутся на глаза. На их пути немалое количество грибов остается незамеченными. Другие старательно обшаривают каждый кв. метр земли. Они тоже соберут немного грибов, т. к. потратят напрасно немалую часть времени. А третьи знают, где любят расти грибы. И они находят их легко и быстро. “Грибное счастье” им улыбается.

Тем, кто хочет грамотно писать, нужно знать “грибные места” для ошибок. Сейчас мы придумаем для таких мест название. Место, где может возникнуть пожар, называют “огнеопасным”. О месте, где может произойти взрыв, говорят, что оно “ взрывоопасное”. Теперь подумайте, как назвать место, где может возникнуть ошибка. “ошибкоопасное” место.

6. Супер игра.

Говоря о русском языке нельзя не упомянуть имя выдающегося русского ученого. Это был исключительно разносторонний человек. Он изобретал и конструировал, писал стихи, переводил на русский язык. Многие научные слова были введены в русский язык. Он создал первый русский университет, который сейчас носит его имя. Университет расположен в г. Москве. Создатель первого русского университета, организатор русской науки.

Л о м о н о с о в

Дети исполняют песню “Учат в школе”.

Подведение итогов.