Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся по изученной теме; стимулировать мыслительную деятельность, учить работать сообща; воспитывать товарищеские отношения между детьми.
Задачи:
- формировать навыки работы в группах;
- развивать творческие способности;
- воспитывать эстетический вкус.
Форма работы: интегрированное занятие творческого применения знаний.
Тип занятия: закрепление материала.
Оборудование: ножницы, цветная бумага, клей ПВА.
Дидактический материал: шаблоны, технологические карточки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Педагог: Добрый день, ребята! Каждое утро просыпается солнышко и радует нас своим появлением. Давайте возьмёмся за руки и сделаем «солнышко». Вот какое «солнышко» у нас получилось! А наши руки будут его лучами (поднимает руки вверх, пальцы расставлены в стороны). Ведь у солнца очень много лучей, которые своим светом радуют всех, а теплом согревают всё вокруг (на эти слова руки опускают по сторонам и снова берутся за руки). Обычно, видя солнце, люди невольно улыбаются ему. Вот уже улыбки засияли и на ваших лицах. Улыбнитесь себе! Улыбнитесь всем и всему, что окружает нас. Чем чаще вы будете улыбаться, тем светлее, чище, радостнее и приятнее будет всем, кто находится рядом с вами.
Педагог: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Сейчас, не покидая нашей комнаты, мы отправимся в зимний лес, на лесную полянку, будем беседовать о деревьях, птицах, животных. Но, прежде нам нужно разделиться на три команды – …
1 команда – зимний лес,
2 команда – птицы леса,
3 команда – животные леса.
Я буду задавать вам вопросы викторины, у которой три раздела –деревья, птицы, животные. За каждый правильный ответ вы получаете кружок, который в конце занятия вам очень пригодится. Если отвечаете на вопрос о деревьях, то получаете кружок –зеленого цвета; о птицах- желтого цвета; о животных леса –красного цвета. Игра началась.
II. Основная часть.
Викторина о деревьях
-
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой? (лес) -
Зелена, а не луг,
Бела, а снег,
Кудрява, а не голова. (берёза) -
С моего цветка берёт
Пчелка самый вкусный мёд.
А меня все обижают,
Шкуру тонкую сдирают. (липа) -
Что за дерево стоит
Ветра нет, а лист дрожит.(осина) -
Есть у родсвенницы ёлки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки. (лиственница) -
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (рябина) -
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (сосна) -
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч. (дуб) -
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)
Ребёнок:
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет.
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Педагог: Конкурс «Узнай птицу». А сейчас я предлагаю вам узнать птицу по описанию и собрать картинку. Первое описание для 1 команды.
«Эта птица ведёт ночной образ жизни: днём спит, а ночью охотится на мышей, полёвок, насекомых. У неё острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летает совершенно бесшумно».
Ребята: Это сова.
Педагог: Одна сова за ночь вылавливает 7–8 мышей. Ни одна кошка не может соперничать с совой. Только одна совиная семья уничтожает за год 10000 мышей и таким образом спасает 20 тонн зерна.
А теперь описание второе, для 2 команды.
«Эта птица – лесной доктор. Он ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых».
Ребята: Это дятел.
Педагог: Один дятел за день съедает до 750-900 короедов. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые – вредители, и лес будет жить.
А теперь описание второе, для 3 команды.
«Эта птица – самая любимая в России. С первым снегом эти птицы прилетают к жилищу людей, за что и получили своё название. У них необычно красивая красная грудка и чёрная шапочка»
Ребята: Это снегирь.
Педагог: Если сову и дятла мы можем увидеть в нашей местности и в другое время года, то снегирей мы встретим только поздней осенью или в начале зимы. Самец яркий, красивый, а самочка – серенькая, незаметная. Снегири «рыцари», как бы ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья рябины самке.
Викторина о птицах
-
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (дятел) -
В лесу темно,
Все спят давно.
Одна птица не спит,
Мышей сторожит. (сова) -
Краской сероватая,
Походкой мелковатая.
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая. (ворона) -
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют,
Не боится он простуды,
С первым снегом он тут как тут. (снегирь) -
Длиннохвоста, белобока,
А зовут её … (сорока) -
Кто там прыгает, шуршит,
Клёвом шишки потрошит?
Голоском речистым чистым -
"Клее! Клее! " поёт со свистом. (клёст) -
Как пришла пора метелей,
Налетели…
Заскрипели, засвистели,
Всё до ягодки поели. (свиристель) -
Спинкою зеленовата,
Животом желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Педагог: Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И, всё-таки, им тяжело зимой. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. И, поэтому в суровые, морозные зимы многие птицы стараются держаться поближе к человеку. А мы, чтобы помочь им , должны подкармливать птиц.
Педагог:
Викторина о животных леса
-
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её - … (лиса) -
Горбатый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте это… (лось) -
Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь) -
В сосне дупло,
В дупле – тепло.
А кто в дупле,
Живёт в тепле? (белка) -
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц) -
На овчарку он похож:
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
Педагог: Ребята, а это СМС сообщение пришло вам и оно от Деда Мороза «Скоро буду. Наряжайте ёлку». А поможет вам ёлку нарядить Лариса Яковлевна.
III. Физминутка.
– Тихо встаньте, улыбнитесь – все в зверюшек превратитесь. (Дети надевают шапочки с изображением зверей). Сколько здесь всего зверей, не узнать моих детей: кто зайчишка, кто лисичка, кто медведь, кто волк, кто белка. Веселее в пляс пускайтесь. Все танцуйте, веселитесь. («Танец маленьких утят»)
IV. Практическая часть.
Педагог: Ребята, ёлку мы будем наряжать на новогодней открытке. Вы уже разделены на команды и это хорошо.
1 команда – вырезает снежинки;
2 команда – выполняет по шаблону аппликацию «Дед Мороз»;
3 команда – выполняет по шаблону аппликацию «Снегурочка».
Но, прежде, давайте украсим ёлочку теми кружочками, которые вы получили в викторине. Украсить кружочки можно любой аппликацией.
Педагог: Дети, вспомним как пользоваться ножницами, клеем. (самостоятельная работа обучающихся)
Педагог: А мне ещё одно СМС пришло и тоже от Деда Мороза «Ждите меня 31 декабря. Очень спешу к ребятам в детский сад». Но Дедушка Мороз вас не забыл и за красивую открытку и за правильные ответы в викторине он вам шлёт угощение.
V. Рефлексия занятия.
Педагог: Спасибо за занятие. Было приятно с вами работать.