Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьника.
О здоровье населения страны, стали говорить на всех уровнях, так как состояние здоровья – важнейший показатель благополучия общества и государства, определённый прогноз на будущее. Здоровье – это не только отсутствие заболеваний и дефектов.
Рассматривая здоровье человека, как многокомпонентную модель. Нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. (ВОЗ, Устав – Женева, 1998 г.)
Задача школы, учителей создать условия и научить ребёнка сохранять и укреплять здоровье с первого класса, что полноценно подготовит детей к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. Без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формируя у них культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений. В последние 10-15 лет школа и педагоги перестраивают работу с учётом приоритета сохранения и укрепления здоровья детей, используя приёмы, формы, методы организации обучения детей без ущерба для их здоровья.
Всё это может быть выполнено по следующей схеме:
- Осознание проблемы здоровья и убеждённость, что привычное отношение к здоровью необходимо менять;
- Поиск путей исправления ситуаций: признание своей ответственности за результаты;
- Обретение соответствующих профессиональных компетенций;
- Перестройка работы в соответствии с полученными знаниями;
- Активное участие педагога и учащихся в работе всей школы по реализации принципов сохранения и укрепления здоровья.
Важно помнить и выделять:
- Причины неблагополучия здоровья учащихся и интегрировать этот факт. Проводя занятия так, чтобы сохранять духовно-нравственные ценности, влияющие на учебные успехи и поведение с одной стороны и на здоровье с другой стороны, умение позитивно воздействовать, то есть снижать учебную нагрузку, оказывать психологическую поддержку, успокаивать, переключать внимание.
- Показатели здоровья нужно учитывать при выполнении различных видов работ, то есть проводить комплексный мониторинг здоровья учащихся, а не только отдельные обследования состояния здоровья.
Реализация предполагает формирование в школе здоровьесбеоегающего образовательного пространства, такого при котором исключаются или минимизируются вредные для здоровья учащихся воздействие образовательного процесса. То есть последовательно реализуются задачи минимума и максимума. Гуманизация образования и воспитания предполагает применение в повседневной жизни основных принципов гуманизма, уважение и доброжелательное отношение к каждому человеку.
Теория и практика обучения стала уделять больше внимания эмоциональной основе,то есть духовно-нравственному развитию личности, к формированию эстетических и нравственных качеств, что в значительной степени определяется как духовно-нравственная ценность.
Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности – её нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, духовно-нравственными ценностными ориентирами, мироощущением. Духовно-нравственные нормы, понятия имеют социальное происхождение – формировались в исторической практике человека и отражены в духовной культуре человечества, в произведениях литературы, искусстве.
Глобальные задачи здоровья и нравственного воспитания в школе, во всех её формах и видах – это духовное развитие личности в процессе освоения различных видов знаний, приобщение к культуре своего народа и народов мира.
Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих общественную мораль.
Здоровье человека как духовно – нравственная ценность, определяется через действенно-практическую сферу личности, представляя совокупность общественно необходимых знаний, умений, способностей, черт характера, обеспечивающих успешность практической деятельности учащихся.
Концепция модернизации Российского образования подчеркивает роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Законом РФ “ Об образовании”. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи становится все более актуальным и востребованным. Таким образом, совместными усилиями педагогического коллектива родительской общественности в школе должно создаваться все для создания комфортных, адаптированных, адекватных условий для развития школьников.
Управление и резюмирование любых процессов основано на принципе обратной связи: субъект управления – учитель создаёт условия для исполнения определённых задач субъекту – ученику и при этом должен получать информацию о результатах деятельности. Если нет обратной связи, то невозможно выразить дальнейшие корректирующие решение, достичь цели деятельности.
Задача учителя создать такие условия, чтобы ребёнок хотел заниматься своим здоровьем, при этом испытывая радость и удовольствие от своих “побед”, то есть всё это не только сохраняет и укрепляет здоровье, но и способствует реализации духовно-нравственных ценностей.
Содержание духовно-нравственного здоровья для большинства определяется в организации – совместной деятельности детей и учителей, на основе которой формируется индивидуальность учащегося и его развитие.
Методологическую основу школы составляет личностно-деятельный подход, что включает в себя:
– педагогическую поддержку ребёнка как человека: сохранение его душевного здоровья, соблюдая его нравственность, заботясь о его развитии;
– социализация, то есть вхождение ребёнка в жизнь общества, его взросление, различных способов жизнедеятельности, развитие его духовности и практических потребностей, помощь в жизненном самоопределении;
– духовно-нравственное развитие личности; то есть овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, способность делать выбор между добром и злом).
В сфере личностного развития обучающихся:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно нравственной установки “становиться лучше”;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
В сфере общественных отношений духовно-нравственные ценности должны обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- бережное отношение к жизни человека , заботу о продолжении рода;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственные ценности должны содействовать:
- повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
- укреплению национальной безопасности.
Важно помнить и о результатах. Дать определённые знания это хорошо, но следует отслеживать успехи и неудачи на каждом этапе – воспитания обучающихся. Отслеживать в индивидуальных маршрутах знания и применения полученных знаний не только в игровых ситуациях, но в жизни. Простраиватьдиаграммы на каждого ребёнка основываясь на критериях факта и критериях качества, отражать и взаимодействие с родителями.
Современный национальный воспитательный идеал здорового человека как духовно-нравственную ценность – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.