Самостоятельная работа на уроках русского языка – один из важнейших приемов обучению навыкам грамотного письма

Разделы: Русский язык


“С интересом у нас учатся в школе только 9% старшеклассников, 63 – занимается время от времени, 18 – не занимаются вообще”, – такая статистика была приведена в одном из печатных изданий.

Как же выйти из такой ситуации? Ведь каждому учителю дороги результаты собственного труда. Думаю, что, во-первых, необходимо качественно работать. Во-вторых, поставить перед собой ясную цель, к которой постоянно и неустанно стремиться. А цель нашего учительского труда – выпускать из школы грамотного, эрудированного, разносторонне развитого человека с активной жизненной позицией. Для достижения этой цели я практикую систему простую и одновременно сложную для учителя. Основа её – упор на самостоятельную работу учащихся в овладении практическими навыками грамотного письма на уроках русского языка.

На уроке может быть одна или две самостоятельные работы, которые обязательно оцениваются и за которые ставятся отметки в журнал. Кроме того, отметки ставятся за зачеты по изучаемым темам.

Первым подходом к обучению навыкам грамотного письма является запоминание. С первого же урока в 5 классе начинаю систематизированную работу. Вот как она проводится на материале из упражнения №… из учебника 5 класса, в котором приводится следующий текст:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К.Г.Паустовский).

Работа над ним состоит из следующих этапов:

  1. Ответы на вопросы: Сколько предложений в этом тексте? О чем в нём говорится? Кому принадлежит это высказывание? Что можно сказать об авторе этих слов? Постарайтесь запомнить эти слова на всю жизнь. Приготовьтесь читать текст выразительно и писать его под диктовку.
  2. Знакомство с памяткой “Как готовиться к диктантам по учебнику”.
  3. Запоминание текста (читаем слова так, как они написаны, а не как их нужно произносить)-2-3 минуты.
  4. Устная проверка запоминания текста и отдельных слов с объяснением отдельных орфограмм.
  5. Написание текста под диктовку.
  6. Взаимопроверка написанного диктанта.
  7. Учитель собирает тетради после урока, проверяет эти диктанты, исправляет допущенные ошибки.
  8. Работа над ошибками на следующем уроке.

На каждый урок необходимо находить материал для запоминания. Это могут быть крылатые выражения, афоризмы, фразеологические обороты, тексты, стихотворения, загадки, пословицы, термины, просто словарные слова, которые учащиеся записывают по памяти или под диктовку.

Можно предложить учащимся деформированный текст.

Задание к тексту: коллективно вставить пропущенные буквы, вслух объяснить и назвать орфограммы, над которыми работали; потом организовать работу в парах: соседи спрашивают друг у друга написание слов. Затем упражнение выполняется самостоятельно. После самостоятельной работы текст демонстрируется на интерактивной доске, организуется взаимопроверка выполнения работы.

Позже, когда ученики привыкнут к такой работе, задания можно усложнять и давать для самостоятельной работы упражнения с пропуском букв или знаков препинания без такого подробного разбора.

Приучить к самостоятельному выполнению упражнений очень сложно. Многие стараются подсмотреть в тетрадь к соседу в справочный материал учебника. Тогда попробуйте дать работу на время: предположим, выполнить задание за 5 минут. Когда дети привыкают, что на каждом уроке после тренировок (устных и письменных упражнений) по написанию какой-либо орфограммы идёт самостоятельная работа, они её выполняют спокойно, быстро и с удовольствием.

Обязательным в обучении практическим навыкам грамотного письма является зачет по изученной теме, к которому дети повторяют все правила и слова-исключения. Зачет состоит из двух частей: первая – устная работа (знание правил), вторая – письменный тест, словарный диктант. За зачет учащимся выставляется две оценки: первая – за устную работу (к проверке знания правил можно привлечь сильных учащихся класса – консультантов, можно организовать взаимопроверку), вторая – за письменную работу, которую проверяет учитель. Таким образом, доверяя на каждом уроке учащимся оценить работу, ответ своего товарища или свои знания (приём самопроверки), мы приучаем их к самостоятельности, ответственности, требовательности. Приёмы само– и взаимопроверки способствуют и взаимообучаемости на уроке, позволяют каждому ученику побыть в роли не только ученика, но и учителя, что очень нравится учащимся. Они чувствуют, что с ними сотрудничают, а это помогает детям в самоутверждении, дает возможность проявить свои способности в большей мере. Учителю при этом необходимо помнить, что каждая самостоятельная работа должна быть обязательно проверена. Без ежедневной проверки тетрадей грамотность учащихся резко падает, ведь, если дети не видят результатов своего труда, автоматически исчезает интерес и к предмету.