Программа: общеобразовательная М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Тростецова и др.
Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Тростецова и др. «Русский язык 6 класс».
Место урока в программе: Раздел: Местоимение. Урок развития речи.
Форма урока: Урок разработан в рамках технологии развития речи.
Количество часов в неделю: 6 часов.
Этапы урока:
- Этап актуализации.
- Структура сочинения-рассуждения.
- План работы над сочинением-рассуждением.
- Загадка картины «Первые зрители» художницы Е.В. Сыромятниковой.
- Работа с картиной. Подбор рабочих материалов к сочинению-рассуждению по картине.
- Работа с черновиками сочинения-рассуждения (по шаблону).
- Чтение вслух сочинения-рассуждения.
Оборудование к уроку:
- Плазменный телевизор.
- Ноутбук.
- Презентация к уроку.
Цель урока: Актуализировать уже имеющиеся знания, умения, навыки для построения текста-рассуждения.
Перед нами стоят задачи:
- использовать изобразительно-выразительные средства языка;
- раскрывать творческие способности и образно мыслить;
- учиться выражать собственную позицию и аргументировать её.
Ход урока
I. Вступление.
Сегодня мы будем разгадывать тайну картины Елены Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители».
Тема урока: сочинение-рассуждение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».
II. Структура сочинения-рассуждения.
Структуру сочинения-рассуждения можно изобразить схематично. Мы с вами её уже знаем. Нарисуйте на доске (Приложение 1).
Итак, заявив тезис, мы его рассматриваем с разных сторон, высказываем аргументы. Это самая большая часть работы, недаром она называется основной. С каждым абзацем мы приближаемся к решению заявленной в нашей работе проблемы или тезиса.
- Абзац – это этап пути, по которому движется наша мысль. Сколько абзацев в сочинении-рассуждении? (ответ: 3 абзаца)
- Тезис и вывод не должны превышать треть от всего объема сочинения.
- Вывод – это обязательная часть, придающая законченный вид. В выводе содержится то, ради чего, собственно, и пишется сочинение. Значит, структура нашего сочинения-рассуждения – это … продолжите. (ответ: тезис, аргументы, вывод)
- Сколько аргументов должно быть? Аргументов должно быть обязательно два.
Например: Тема «Я – болею».
– Что требуется доказать?
– Я действительно болею.
– Основной вопрос?
– Какие симптомы болезни присутствуют?
Отвечают учащиеся.
– Аргумент 1 – у меня высокая температура.
– Аргумент 2 – меня знобит.
– Аргумент 3 – заложен нос.
– Аргумент 4 – я кашляю.
Вывод: Да, я действительно болею.
Если мы делаем вывод на основе одного аргумента, то наш вывод не является объективным.
Например:
Аргумент 1 – я кашляю.
– Вывод – я болею.
Из этого одного аргумента может быть сделан и другой вывод: «Я поперхнулся», значит, аргументов должно быть не менее двух.
III. План работы над сочинением-рассуждением.
Чтобы раскрыть тему сочинения-рассуждения логично и убедительно, необходимо использовать план.
Каков план работы над сочинением-рассуждением?
- Обсуждение темы. Называем тему (Сочинение-рассуждение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»).
- Выдвигаем основной тезис. Нашим тезисом будет ответ на вопрос «Что увидели мальчики»?
- Составляем план. План написан на доске и у каждого есть шаблон (Приложение 2).
- Подбираем аргументы.
- Пишем сочинение на черновик.
- Пишем сочинение на чистовик.
IV. Загадка картины «Первые зрители» художницы Е.В. Сыромятниковой.
А теперь обратимся к картине (Приложение 3).
Сейчас начинается самая интересная часть нашего урока.
Картина в картине! С таким мы сталкиваемся впервые. Каждый из вас выдвинет свой собственный тезис – что же изображено на картине, которая стоит на мольберте? Что увидели первые зрители?
(У каждого учащегося есть репродукция из учебника и большая репродукция на TV).
Перед нами картина Екатерины Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители». Это художница из Украины, член Союза Художников. Окончила Московский художественный институт имени Сурикова. Участница многих зарубежных и российских выставок. Сейчас её работы приобретены в частные коллекции, поэтому малоизвестны.
V. Работа с картиной. Подбор рабочих материалов к сочинению-рассуждению по картине.
Мы с вами видим одну из ранних картин художницы «Первые зрители».
Вопросы учителя | Предполагаемые ответы учащихся |
1. Что изображено на картине? | Комната художника. Она хорошо убрана. Окно открыто. За окном – лес, полянка, травка, березы. |
2. Что мы видим в комнате? | Мольберт с картиной, палитра с красками, под окном папка с эскизами. В комнате чисто и светло. У окна старинное кресло с резными ножками. Украшает комнату букет с ромашками. |
3. Кто главные герои картины? | Два мальчика, которые заглядывают в окно. Старший мальчик внимательно разглядывает картину, а младшему интересна сама комната. |
4. В чем особенность именно этой картины? | Эта картина соединяет в себе портрет, пейзаж, натюрморт. Это картина в картине. В ней есть тайна, загадка. Каждый думает, что изображено на картине, которую мы видеть не можем. Эта картина заставляет остановиться и задуматься. |
5. Какой вопрос мы задаем себе, глядя на картину? | Что изображено на картине, которая стоит на мольберте? |
6. Итак, какие варианты картины есть у вас? | – там изображена ваза с ромашками; – на картине написан пейзаж, – это вид из окна; – мальчик рассматривает портрет. |
7. Тезис. | – На картине изображён пейзаж. – На картине изображён натюрморт. – На картине изображён портрет мальчиков. |
8. Приведите аргументы к своему тезису. | 1. Художник восхищается видом из окна. Художник живет в большом городе и хочет оставить себе на память березы, полянку, травку и лес. 2. Художник специально нарвал цветы для летнего натюрморта. Ромашки – это любимые цветы мамы художника и он хочет подарить ей картину. 3. Мальчики – это сыновья художника, и он запечатлел их в деревне на каникулах. Художник нарисовал своих соседей-мальчишек, которых каждый день видел в окно. |
9. Каким будет вывод? | 1. Итак, на картине нарисован летний пейзаж. 2. Я уверен, мальчик рассматривает прекрасный натюрморт с полевыми ромашками. 3. Значит, на картине мальчик рассматривает портрет. |
10. Это сочинение-рассуждение по картине. Каким должно быть первое предложение, т.е. вступление? | Передо мной картина Е. Сыромятниковой «Первые зрители». Здесь есть загадка, тайна – что же изображено на картине? |
Итак, на картине есть пейзаж за окном, натюрморт – букет ромашек, интерьер комнаты, два мальчика. Очень хочется заглянуть за мольберт и увидеть то, что видят мальчики. Наверное, ребята живут где-то рядом. Они выбрали момент, когда художник вышел из комнаты, и подбежали к окну. Такие картины всегда привлекательны для зрителя – хочется разгадать её тайну, загадку. Ведь настоящее мастерство – это всегда тайна.
К этому полотну поэт Игорь Брумер написал стихотворение:
Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.
Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.
В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, – слышишь,
чтоб красоту не извести.
Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.
VI. Работа с черновиками сочинения-рассуждения (по шаблону).
Перед вами лист индивидуальной работы. Сейчас мы приступим к заключительной части нашего урока – к написанию сочинения-рассуждения. Этот лист – черновик. Приступайте к работе. Какие слова вы не будете переписывать в чистовик? (Вступление, Аргументы, Вывод).
Будьте внимательны! Делайте все тщательно и неторопливо. Главное правило, если есть вообще какие-то правила творчества, – это верить себе и быть искренним. Успехов!
VII. Чтение вслух сочинения-рассуждения.
Чтение вслух написанных учащимися черновиков сочинений-рассуждений.
Домашнее задание: Написать чистовики. Можно их художественно оформить.