Цели урока:
1) Развитие умения изменять глаголы по лицам и числам в настоящем времени.
2) Формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученных в 1-3-х классах. Учить исследовать, сравнивать, делать выводы. Учить графически оформлять “ шаги информации” (наблюдать над языковым материалом, сравнивать, искать общее и различие, выявлять существенные признаки, понятия, обобщать их и формулировать определение.
3) Воспитание уважения друг к другу, умение выслушивать друг друга, умение доказывать своё мнение, воспитание интереса к предмету.
Оборудование: наглядность – сказочный герой, опорные схемы и таблицы, слайдовое сопровождение.
Формы и методы работы: групповая, индивидуальная.
Проблемный метод: частично-поисковый.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Обучающиеся разделены на 4 группы по 7 человек)
– Добрый день, ребята, уважаемые гости!
– Урок русского языка. Итак, готовы!
2 Актуализация знаний. Повторение о глаголе.
а) Загадка о части речи – глаголе.
– Узнайте, какая часть речи сказала о себе так?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действия придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания
Цветут сады и хлеб в садах растёт.
(Глагол)
– Какие знания о глаголе есть? Что мы знаем о глаголе?
(На доске таблица)
знания
-------------------------------
-------------------------------
-------------------------------
-------------------------------
– Оцените свои знания? Что хорошо умеете делать?
умения
-------------------------------
-------------------------------
-------------------------------
-------------------------------
– Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе?
3. Проблемная ситуация.
1. Послушайте четверостишие.
– Какие глаголы услышали?
– Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
2. Слайд 1 (тот же)
– Из какой сказки? Кто автор? Назовите глаголы.
Слайд 2
Брод..т сидит стоит
– В какой части слова пропущены орфограммы?
– В какой части слова проверяем? Как?
– В какой части слова не нужно проверять? Почему?
– Что можете рассказать о глаголе бродит?
– В какой части слова пропущена гласная?
– Какую гласную нужно написать?
– Да не хватает знаний! Будем учиться!
4. Наблюдение.
Наша задача, пронаблюдать за изменением глаголов в настоящем времени. Сегодня мы в роли исслелователей.
Работа по учебнику стр. 66, упр.247.
– Что значит словоизменение?
(На доске запись) Словоизменение.
– Что за слово? (сложное, два корня)
– Какую знакомую орфограмму увидели?
– Читаем задание.
– О каком изменении глаголов идёт речь?
– Что будете наблюдать?
– Что значит личное?
Что за глаголы, с которыми будете работать?
Цель: пронаблюдайте за изменением глаголов в настоящем времени и какие имеют личные окончания?
Слайд 3
– Как изменяются глаголы в настоящем времени и какие имеют окончания?
У вас есть инструкция-помощник на каждом столе, следуя ей, можете ответить на поставленный вопрос.
(На доске запись)
Ед. ч. | Мн. | |
1 л. | …. | …. |
2 л. | …. | …. |
3 л. | …. | …. |
– Кто первый справился с заданием, выходит к доске и вписывает окончания в таблице.
Слайд 4 (таблица, которая на доске)
Слайд 5
Ед. ч. | Мн. ч. | |
1 л. | у (ю) | ем (ём) |
2 л. | ешь (ёшь) | ете (ёте) |
3 л. | ет (ёт) | ут (ют) |
Работа в парах (в тетрадях) стр. 66, упр. 247.
– Изменить глаголы плести – 1 гр. кричать – 2 гр.
– Что заметили?
Обобщение: у глаголов может быть в окончании гласная е и гласная и.
ФИЗМИНУТКА (музыкальная)
Чтение по стр. 67 учебника.
– Прочитайте в рамочке информацию.
– С каким новым понятием встретились?
(Запись на доске) Спряжение
– Какую новую информацию дал учебник?
– Что такое спряжение?
Ещё раз обратимся к таблице глаголов, стр. 68.
Читаем информацию.
– Какие гласные нужно писать в окончаниях глаголов 1 спр. и 2 спр.?
Обобщение: у глаголов настоящего времени 1 спряжения в окончании е, 2 спряжения – и.
– Какие ещё гласные видим в окончаниях?
– Можем сомневаться в написании этих гласных?
– Какие гласные вызывают сомнение?
Вывод: поэтому, чтобы писать безошибочно гласные в окончаниях глаголов, чётко должны знать правило.
Слайд 6
1 спряжение | 2 спряжение |
е | и |
5. Тренировочные упражнения.
Будем упражняться в определении спряжения глаголов.
(каждой группе даны листочки, на которых записаны глаголы)
Цель: определить спряжение глаголов настоящего времени в ударных окончаниях.
(На доске) Алгоритм
– Читаю глагол;
– смотрю на окончание;
– если в окончании гласная е, то – 1 спряжение;
– если в окончании гласная и, то – 2 спряжение.
Проверка Слайд 7
1 | 2 | 3 | 4 |
Поёт | ползёт | горит | несёт |
трещит | свистит | печёт | шумит |
пищит | плетёт | бренчит | берёт |
смешит | жжёт | летит | жужжит |
кричит | темнит | бьёт | говорит |
идёт | молчит | кипит | шуршит |
бежит | ждёт | стережёт | звенит |
Обобщение: как определяли спряжение глаголов?
Наблюдали над ударными окончаниями глаголов.
Когда окончание ударное, то легко написать окончание и определить спряжение.
Слайд 8
Чтобы определить спряжение,
Посмотрим на окончание,
И ещё на ударение.
Обрати своё внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь какое спряжение!
6. Проблемная ситуация.
– А если окончание безударное?
Слайд 9
Брод…т
(е, и) -?
Дома предлагаю найти информацию и продумать “шаги” решения этой проблемы.
Об этом будем говорить на следующем уроке.
7. Визуализация.
(На доске иллюстрация кота, иллюстрация разделена на части, в каждой части – глагол)
Задание: раскрасить по цветам, по спряжениям, глаголы 1 спряжения – розовый цвет, глаголы 2 спряжения – жёлтый цвет.
8. Итог: какие знания сегодня приобрели?
9. Релаксация.
– У имён существительных – склонение, а у
глаголов …? (спряжение)
– У глаголов как и у местоимений можно
определить …? (лицо, число)
– Глаголы 1 спряжения имеют в окончании гласную
– … (е)
2 спряжения имеют в окончании гласную – … (и)