Интегрированный урок по теме "Природные зоны России". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • Обобщить и углубить знания по теме “Природные зоны России”;
  • Показать значение разнообразия природы;
  • Воспитать у учащихся чувство гордости за Родину и любовь к родной природе.

Оборудование: Карта «Природные зоны»; рисунки детей и творческие работы о животных и растениях, проектор, презентация «Природные зоны России».

Ход урока

I. Организационный момент

Проверь, дружок.
Готов ли ты начать урок?
Всё ль наместе, всё ль в порядке
Книга, ручка и тетрадка?
Проверили, садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Введение в тему урока

Чтобы узнать о чём будем говорить на уроке послушайте стихотворение.

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

– О чём это стихотворение?

– О чём будем говорить на уроке?

– Что нового вы бы хотели узнать?

III. Сообщение темы и цели урока

(2 слайд)

Сегодня мы вспомним разнообразие природы всех зон. Поговорим о животном и растительном мире.

IV. Работа по теме

1. Слайд 3. Рассказ об Арктике

Слайд 4. Рассказ о северном сиянии.

Слайд 5. Сообщения детей о животном мире Арктики.

2. Загадка о тундре.

Мох, лишайник у неё,
Много есть болот.
А оленей здесь пасёт
Он – оленевод.

– О какой природной зоне идёт речь?

– Почему? Слайд 6.

– Главное занятие человека? Слайд 7.

Интересные факты о растительном мире. Сообщения детей.

3. Работа в парах. Разгадайте кроссворд.

  1. Хвойное дерево.
  2. Хищник. Живёт в глухой тайге. Его основная добыча грызуны. Имеет красивый дорогой мех.
  3. Хвойное листопадное дерево наших лесов.
  4. Хвойный лес.
  5. Хвойное дерево, хорошо растущее в северной части лесной зоны.
  6. Этот зверёк ловко лазает по деревьям, похож на белку, но вдоль спины имеет пять тёмных полосок. Питается орехами и другими семенами.
  7. Одна из интереснейших таёжных птиц, помогающая кедру размножаться и расселяться.
  8. Великая лесная держава.
  9. Хвойное дерево.
  10. Родственница белки в отличие от неё умеющая летать.
  11. Мелкие грызущие животные тайги.
  12. Кедровая сосна.

– О какой природной зоне идёт речь в кроссворде?

Слайды 9–14.

4. Путешествие по Степи.

Собери пословицу.

ШИРОК ИМЕЕШЬ КАК ДРУЗЕЙ КАК СТЕПЬ УЗОК, НЕ ИМЕЕШЬ – ЛАДОНЬ

(Имеешь друзей – широк как степь; не имеешь – узок, как ладонь.)

– О какой природной зоне услышали?

– Как понимаете пословицу?

Слайд 15–17

5. Пустыня.

Слайд 18, 19

А знаете ли вы, где в течение четырех столетий совсем не выпадало осадков? Пустыня Атакама, расположенная на севере Чили, в Южной Америке, считается самой сухой пустыней Земли: некоторые факты свидетельствуют о том, что осадки здесь не выпадали с 1570 года по 1971. Сейчас же в среднее количество осадков равно 1 мм в год, а в некоторых местах они выпадают и вовсе раз в десятилетие. Поэтому влажность воздуха здесь 0%. Здешние горы, высота которых равна около 7 000 метров, совсем не имеют ледниковой шапки.

Но недавно природа преподнесла Атакаме удивительный сюрприз. 19 мая 2010 года здесь выпал снег, в результате чего сугробами завалило несколько городов. И пока взрослые расчищали снежные завалы, чилийские дети впервые лепили снеговиков.

6. Игра “Перекличка природных зон”.

Вам необходимо отгадать загадку о животном, назвать природную зону, где можно встретить это животное.

Загадки читает учитель.

Мой брат в лесу глухом живёт.
Он – сладкоежка неуклюжий.
А я в глаза не видел мёд,
Живу, где ветер, снег и стужа. (Белый медведь)

У. Назовите других представителей животного мира этой природной зоны.

Снега копытами касаясь,
Ходит по тундре красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Северный олень)

Деток очень я люблю,
Но не всегда сама кормлю.
Чужим мамам доверяю,
Пока по лесу гуляю. (Зайчиха)

Сел Егор между гор.
Говорит: “А, ну-ка, горы,
Молодца везите в горы!” (Верблюд)

Путешествие по степи. (Дети угадывают название зоны).

V. Итог урока.

(Слайд 20)

Что нового вы сегодня узнали на уроке ?

Какая часть урока вам особенно понравилась и почему?

VI. Рефлексия.

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Спасибо за урок!