Развивающие книжки для детей раннего и дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


С развитием речи у малыша напрямую связана мелкая моторика ручек. Поэтому для того, чтобы малыш с пеленок уже готовился к ораторскому искусству, нужно особое внимание обратить на фундамент развития речевого аппарата. То есть,  развивая моторику рук ребенка, мы можем с первых месяцев жизни эффективно влиять на будущее развитие как его письменной, так и устной речи.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому актуальность мелкой моторики бесспорна, и способствовать ее развитию нужно с пеленок. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

С самого раннего возраста каждый родитель развивает мелкую моторику пальчиков своего крохи: грудному младенцу мама или папа массируют пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Не забываем и  о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Именно на это направлены изготовленные мной пособия. Все они выполнены из тканей различной фактуры с использованием фурнитуры, ниток. Странички книг мягкие, некоторые с шуршащими страничками.

Первая книжка для совсем маленьких детишек. На ее страничках изображены знакомые ребенку игрушки и  животные. Детали разные по толщине, фактуре. Внутри некоторых отдельных частей крупа, массажные шарики.

Вторая книжка называется «Где моя мама?» На ее страничках малыши вместе с главным героем, цыпленком, знакомятся с домашними животными и путешествуют по книжке. Каждый персонаж книжки имеет отличительные особенности. Сам цыпленок пищит при нажатии на животик; собачка поет веселую песенку и может шевелить лапами; лошадку можно погладить по гриве и потрогать хвост; у  овечки очень мягкая пушистая шерсть и забавные узелки на ножках, рожки; свинья, внутри которой можно  покатать массажные шарики; веселая корова с бубенчиком на шее и резиночкой – хвостиком; кошечка с погремушкой в животике; и наконец, папа-петушок, поющий песенку и мама-курочка с пищалкой внутри.

Третья книжка – это сборник развивающих игр. Основная цель книжки: заострить внимание на противоположностях «день-ночь», «зима-лето»; вспомнить, что бывает в разные времена года; повторить счет в пределах 10. На первой страничке нужно собрать урожай яблок красные складываем в красный мешок, желтые – в желтый. Далее украсить елочку гирляндами различной длины. На следующей страничке предлагаем ребенку найти необходимые детали и собрать снеговика. Затем переходим к сбору корнеплодов,  спрашиваем: в какое время года можно собирать урожай? (осенью). Предлагаем ребенку собрать с грядок свеклу и морковку в корзинку. Сравниваем чего больше?  
На следующей страничке предлагаем зажечь звездочки на небе (достать из кармашка и разместить на небе), звездочки эти можно посчитать, вспомнить, когда звездочки бывают на небе (день-ночь), в какую погоду можно их увидеть яркими, сравнить каких звездочек больше: маленьких или больших. Последняя  страничка  – летняя. Здесь мы вспоминаем все цвета радуги, проводим пальчиком по каждому цвету дуги, а также обращаем внимание на солнышко и цветочек  – раскручиваем пробки и предлагаем ребенку посмотреть, что внутри (в солнышке пчелка, а в цветочке бабочка) и опытным путем подобрать пробки по величине (большая  – маленькая). Лепестки "цветика-семицветика" на липучках, их можно снять и затем снова собрать в цветок.

Четвертая книжка-малышка на первой страничке заставляет ребенка потрудиться и расстегнуть замочек, чтобы можно было ее открыть. На второй страничке домик с дверкой и ставенками, которые тоже нужно открыть и рассказать, кто там спрятался. Третья-четвертая странички  – кармашки. Можно расстегнуть замочек файла и вытащить обитателей воды, рассмотреть, поиграть ими. Если положить обратно, застегнуть замочек и потрясти, то рыбки будут «плавать», Четвертая страничка – лето  – аналогично. На пятой страничке нужно помочь ежику подготовиться к зиме: собрать грибы (большой – маленький) и яблоки (красное  – желтое), а также повторяем понятия: высоко – низко, вверху  – внизу. Шестая и седьмая странички знакомят с одеждой. Девочке можно заплести-расплести  косички, расстегнуть-застегнуть пуговки на пальто. У мальчика расстегнуть-застегнуть молнию на курточке. Восьмая страничка  – уже знакомая нам радуга и "цветик-семицветик" с колокольчиком. Девятая страничка предлагает ребенку разные застежки: молнию, карабинчик с колечком и держатель, а также разной величины и формы бусины на шнурке. На последней страничке предлагаем малышу научиться одевать варежку.

Пятая книжка  – сумочка. Здесь я постаралась собрать все виды застежек одежды и в игровой форме научить детей ими пользоваться, тренируя тем самым пальчики. Открывая книжку с помощью застежки-молнии, рассказываем примерно такую сказку вместе с ребенком:

«Жила-была девочка Маша. Она была очень добрая, веселая, заботливая. Просыпалась утром Машенька рано, обязательно умывалась, чистила зубки, одевалась и причесывалась. (Открываем 1ю страничку нашей книжки и «одеваем» на девочку платьице, носочки, туфельки, прикрепляем бантики на волосы.) Собралась Машенька навестить свою бабушку. Взяла в руки корзинку с фруктами и отправилась в путь (стр.3-4). Идет девочка по лесной тропинке, песенки поет, цветочки собирает разные. (Расстегиваем петельки на цветочках со странички «полянки»  и застегиваем на пуговки на страничке «букетик».)  Деревья в лесу разные: высокие и низкие, лиственные и хвойные. А какие деревья ты знаешь? А какие звери живут в лесу? Молодец! (Переворачиваем страничку, просим найти на картинке елку и дуб, спрашиваем какой цветочек посередине,  где находится синий и т.п.) Идет девочка по лесу: в одной руке у нее корзинка с фруктами, а в другой букет цветов (стр. 5-6). А вот и домик бабушки! (Переносим девочку с одной странички на другую.) Бабушка очень рада видеть внучку! Машенька стала помогать бабушке накрывать на стол. Сначала она переложила фрукты из корзины на тарелочку. (На стр.7-8 фрукты прикреплены с помощью кнопок двух размеров.) Расскажи, какие ты видишь фрукты. «А теперь будем печь торт!» – говорит бабушка. Машенька стала помогать бабушке, она украшала торт. (Торт выполнен из ткани, на которой пробиты отверстия для шнуровки. Разноцветные шнурки лежат в кармашке. Стр. 9-10). Доставай шнурочки. Какой тебе нравится? Вот красиво получилось! Теперь самое время пить чай. (На последнем развороте стол и кармашек. В кармашке самовар, чашки, сахарница, баранки в тарелке, торт, фрукты.) Давай достанем посуду и угощения и поставим на стол. » Далее хвалим ребенка, обсуждаем, что было легко, а что трудно.

В этой книжке есть задания на застегивание-расстегивание липучки, расстегивание – застегивание пуговиц различной величины, кнопок двух размеров, работу со шнурками. Параллельно предлагаем ребенку вспомнить цвета, названия фруктов, названия посуды, а также считаем, сравниваем, учим описывать увиденное и составлять рассказ.

Свои книжки я использую как индивидуально с одним ребенком, так и с небольшой группой детей (2-3 чел), а также для самостоятельной игры после предварительного знакомства с материалом.

Конечно, в раннем и дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Проводить такие занятия надо регулярно, в системе, без давления и принуждения.