Цель урока: раскрыть красоту русской природы через восприятие реального и художественного изображения.
Задачи урока:
- Воспитывать чувство красоты малой родины.
- Развивать умение передавать красоту образов природы в технике обрывной аппликации, используя условный язык силуэта.
- Формировать и совершенствовать навыки совместной работы.
План урока:
- Организационный момент,
- Актуализация опорных знаний.
- Лирическое вступление.
- Объяснение выполнения отдельных элементов коллективного панно..
- Физкультминутка.
- Практическая работа.
- Подведение итогов.
Оборудование:
Для учащихся: альбомный лит, акварель, гуашь, кисти, карандаш, ножницы, клей, салфетка.
Для учителя: зрительный ряд: слайды с изображением природы региона. Репродукции картин великих русских художников – пейзажистов; музыкальный ряд: вариации русских народных песен в исполнении ансамбля народных инструментов.
Ход урока
Звучит тихая музыка (П. Чайковский. “Времена года. Апрель”). Показ слайдов с изображением природы.
Вступительное слово учителя:
– Природа. Нет на Земле человека, который бы не любил природу, не любовался бы ею. Где бы ни жил человек: в лесу, горах, степи, песках, снегах, он всегда найдет красоту в природе. Особенно чувствует эту красоту человек, рожденный в городе, среди бетона и асфальта. Человек – горожанин создает “оазисы природы” в городе: сады, парки, скверы, стремится на природу: в лес, к озеру, к морю. Природа всегда манит нас своей неповторимой красотой: то нежной, то суровой, но всегда неповторимой, как чудо.
Русского человека окружает незатейливая природа, нет в ней ярких красок, экзотических лесов, высоких гор. Но есть в этой красоте какой – то необычайный размах, мощь.
Художники раскрывали красоту родной земли в картинах. В пейзажах И. Шишкина мы видим размах и мощь русской природы. (Показ картин “Лесные дали”, “Корабельная роща”). Тонкой, лиричной, нежной, мягкой природа предстает перед нами в картинах И. Левитана: “Золотая осень”, “Вечер”, “Березовая роща”.
– Что изображает художник в своих картинах?
Ответ: Леса, реки, озёра, поля…
– Лес был одним из главных мотивов русской пейзажной живописи. Но, просмотрев множество пейзажей, вы не найдёте ни одного схожего изображения леса в работах художников. Почему?
Ответ: Разные художники, разный лес.
– Даже если художники будут писать один и тот же лес, они напишут его по– разному. Потому что художник изображает не только лес, но и свое отношение к тому, что изображает, передает свое эмоциональное настроение в момент создания пейзажа. Поэтому изображение пейзажей, отражая настроение художника, бывают грустными, нежными и т.п. Лес был главным богатством русской природы. И селился человек ближе к реке, лесу. Почему7
Ответ: Река – это вода для питья, рыба для еды. Лес – это строительный материал, дрова для тепла, ягоды и грибы для еды.
– А сегодня, давайте создадим с вами уголок русской природы. Уголок этот должен быть красивым, трогательным, нежным. Что должно быть в нем?
Ответ: Лес, кустики, небо, птицы..
– Вот вам и задание на урок: выполнить изображение уголка природы. Работу нам предстоит проделать большую и по количеству изображений, и по размеру. И чтобы справиться с ней, нам нужно сделать ее сообща. Давайте подумаем, как нам лучше организовать совместную работу.
Ответ: Можно сделать ее по частям. Например, одни нарисуют лес, а другие луг.
– Верно. Главным в работе будет образ леса, луга, большинство из вас будет работать над деталями изображения деревьев, кустарников. Поэтому я уточню, что и как надо делать. Лес – это деревья. Какие вы знаете деревья, кустарники в смешанном лесу?
Ответ: Береза, сосна, ель, липа, шиповник, смородина.
– Деревья разные, но что объединяет их и говорит о том, что это дерево, а не куст, цветок?
Ответ: У дерева есть ствол, большие ветки и листья.
– Правильно, ветки, большие и малые, вместе с листьями составляют крону. А как выглядят кустарники?
Ответ: Они невысокие, у них много веточек, листьев, иногда цветочки или ягоды..
– Для начала мы с вами деревья и кустарники нарисуем, а затем вырвем их по контуру изображения руками, а оборвем мы с вами, а не отрежем для того, чтобы контур у наших с вами деревьев и кустов был более мягкий, ажурный.
– Ну а теперь приступим к выполнению нашей коллективной композиции. Для этого мы с вами разделимся на несколько групп:
1-я выполняет воздушное пространство: небо, облака, птиц, работая сразу не большом листе (изображая небо).
2-я рисует деревья и кустарники, затем обрывает их;
3-я – луга, пригорки.
Прежде чем мы приступим к работе – разомнем наши с вами пальчики.
Физкультминутка (элементы движений для кистей рук).
– Ребята, давайте представим, что мы с вами лирические художники-пейзажисты и выразим свое восприятие природы.
Во время самостоятельной работы, даются консультации по выполнению заданий в каждой из групп. Звучит музыка, вариации на тему русских народных песен. За 10 мин до конца урока начинается составление общей композиции в следующей последовательности: две большие плоскости – небо и луга, затем деревья и кустарники.
Подведение итогов урока.
– У нас получился чудный уголок природы. О красоте родного края написал замечательное стихотворение Николай Языков:
Мой друг, что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы
Там холмы зеленее.
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее.