Использование системы поиска и отбора информации в школьной библиотеке для удовлетворения информационных потребностей читателей

Разделы: Организация школьной библиотеки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель:расширение знаний об особенностях использования различных информационных ресурсов; формирование умений, навыков поиска, оценки и обработки информации для ее дальнейшего использования.

Задачи:

  • научить идентифицировать информационные ресурсы
  • сформировать умения работы со справочными изданиями, научно-познавательной литературой;
  • сформировать умения оценки информационных ресурсов.
  • сформировать умения и навыки использования справочно-библиографического аппарата библиотек как информационно-поискового инструмента

Форма организации занятий: практическое занятие.

Предварительная подготовка: перед занятием необходимо подобрать максимально возможное количество информационных ресурсов для работы.

Ход занятия

Для успешности поиска необходимой информации важно владеть инструментами информационного поиска. Библиотекарь предлагает учащимся сравнить информацию в различных типах информационных ресурсов и определить как она подается. Проводится совместный анализ, в ходе которого делается вывод о том, что выбор информационных ресурсов зависит от информационной потребности.

Анализ информационных ресурсов проводится на основе данных критериев:

Таблица 1

Учащиеся должны решить, какие ресурсы могут быть полезными при работе над темой.

Идентификация и оценка возможных источников информации:

Для получения краткой, но точной характеристики предмета интересующего читателя самым простым и эффективным путем является обращение к словарям, справочниками энциклопедиям. Здесь можно найти характеристику любой темы или предмета.

Презентация

I. Справочная литература.

К справочной литературе относятся словари, справочники и энциклопедии.

Справочная литература содержит краткую и точную информацию о предметах и явлениях. Особенность справочной литературы:

  • алфавитное расположение сведений,
  • краткость, сжатость изложения,
  • строгость языка.

Словарь - это издание, содержащее собрание слов, систематизированное в алфавитном, тематическом порядке или по другому признаку с пояснением, толкованием или переводом на другой язык.

Словари бывают филологические, энциклопедические, терминологические.

Таблица 2

Филологические словари предлагают сведения об ударении, написании, произношении, происхождении, толковании слов.

В орфографических словарях показано, как правильно писать то или иное слово. Слово «орфографический» образовано от греческих слов «орфос» - правильно и «граф» - пишу.

Толковые словари - объясняют происхождение слов. Толковый словарь отличается от орфографического тем, что в нем содержится краткое толкование значения каждого слова, приводятся примеры употребления слова в речи.

Словарь иностранных слов включает те слова, которые пришли к нам из чужих языков. Словарь не только толкует значение того или иного слова, но и дает разные другие сведения об этом слове.

Этимологический словарь рассказывает о происхождении слов, их древнем значении.

В терминологических словарях заключены термины любой науки, включающие строго ограниченный комплекс сведений. К терминологическим словарям можно отнести энциклопедические словари.

Энциклопедические словари - научное справочное издание, представляющее собой систематизированный свод знаний в какой- либо области. Объектом описания энциклопедических словарей являются, главным образом, научные понятия, термины, исторические события, персоналии, географические реалии и т.п.

Пользоваться словарями очень легко. Все слова расположены в алфавитном порядке. Нашли букву, с которой начинается нужное вам слово, и ищите его по алфавиту, помня, какая буква идет за следующей.

Практическое задание: Каждому учащемуся предлагается карточка, на которой написано одно слово. Он должен найти это слово в различных словарях, объяснить правописание, значение, происхождение.

Слово энциклопедия означает «круг знаний». Это научное или научно-популярное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний. В них достаточно кратко излагаются сведения обо всем, что известно людям.

Энциклопедии бывают: отраслевые и универсальные.

Информация в энциклопедиях располагается по алфавиту (Большая Российская энциклопедия) или систематически (Школьная энциклопедия, Энциклопедия для детей).

Универсальная энциклопедия содержит наиболее существенную информацию по всем областям знания.

Пример универсальной энциклопедии:

Большая Российская энциклопедия (алфавитное расположение материала, алфавитно-предметный указатель, иллюстрации.

Отраслевые (тематические) энциклопедии предлагают объяснение понятий, явлений, персоналий, связанных с одной наукой или темой.

Примеры отраслевых энциклопедий:

  • Руссика: школьная энциклопедия по истории в 6 т.;
  • Всемирная история: в 24 томах. (Все статьи посвящены главным событиям из истории человеческого общества. Принцип расположения статей - тематический. Для облегчения поиска нужного материала в конце энциклопедии расположено содержание.)

Практическое задание: каждому учащемуся дана карточка с именем известного человека. Необходимо найти главные сведения о его личности и особо значимых достижениях.

II. Электронные информационные ресурсы.

Сегодня стремительное распространение получают электронные ресурсы и документы. Что же это такое? Это электронный документ, в котором информация закодирована в специальной форме для использования ее с помощью компьютеров. Особенностью электронных ресурсов является использование гипертекста, то есть такой формы организации текстового, графического материала, при которой его смысловые единицы представлены не в линейной последовательности, а как система возможных переходов между ними. Что это означает? Чем отличается гипертекст от обычного текста?

Обычный текст (такой, как в книжке) расположен в линейной последовательности, т.е. за первой страницей следует вторая, за второй третья и так далее.

Гипертекст имеет нелинейную (произвольную) структуру. Его можно листать не только подряд, а в произвольном порядке. Например, с первой страницы можно перейти сразу на любую другую - тридцать седьмую, пятьдесят девятую или самую последнюю, а оттуда можно вернуться на первую и т.д. Кроме того, в таком тексте могут быть гиперссылки, которые связывают различные понятия и позволяют найти связанную информацию быстро и сразу.

Чем удобны электронные ресурсы? Они предоставляют возможность сверхбыстрого поиска информации, поддержку аудио, видео и анимации, предлагают интерактивные функции.

Существуют электронные справочные издания, которые называются ресурсами локального доступа. Это мультимедийные диски (CD-ROM, DVD), основу которых составляет электронный текст, графика, видео и звук, связанные системой гиперссылок (переходов) и их можно использовать на одном компьютере. Сегодня на мультимедийных дисках есть электронные словари, справочники, энциклопедии.

Например:

Энциклопедия города мира дает возможность посетить в знаменитых городах Европы, Азии и Африки, Австралии и Америки, познакомиться с их достопримечательностями. С помощью удобной системы поиска можно найти нужную статью и сохранить ее в отдельный файл, распечатать.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Это самое авторитетное в России мультимедийное энциклопедическое издание - уникальное собрание обширной, достоверной и актуальной информации по всем отраслям знаний.
Большая детская энциклопедия Универсальная информационно-справочная энциклопедия для детей от 6 лет. Компьютерная программа (2004) Уникальное справочное издание для детей - авторитетного британского издательства «Дорлинг Киндерсли». Познавательная программа состоит из обширного энциклопедического материала.

Ресурсы удаленного доступа (on-line) - это те, которые можно найти в Интернете.

Библиотекарь демонстрирует алгоритм поиска информации в справочных ресурсах, комментируя каждый шаг.

Практическое задание: каждый учащийся должен найти в электронных справочных ресурсах заданное ему слово и ответить на вопрос: есть ли какие-то отличия между поиском в бумажных и электронных ресурсах.

После работы над заданием необходимо рассмотреть достоинства и недостатки электронных справочных ресурсов удаленного доступа.

Удобства: быстрый доступ, возможность работать с материалами на своем компьютере.

Недостатки: определенная нестабильность Интернет-ресурсов - сегодня ресурс есть, завтра он исчез; медленное инернет-соединение, затрудняющее работу; уязвимость электронных носителей информации.

III. Научно-популярная литература.

Научно-популярная литература - это издания, в которых излагаются научные сведения о предметах, явлениях языком доступным для неспециалиста. Такая литература используется при работе над докладом, рефератом, исследовательской работой. Способ работы с информацией: отбор нескольких информационных ресурсов, просмотр и оценка текста с точки зрения значимости для поставленной конкретной цели.

Просмотр ресурса включает:

  • знакомство с аннотацией;
  • знакомство с содержанием или оглавлением;
  • чтение введения, предисловия или послесловия;
  • нахождение и беглое чтение нужных страниц;
  • оценка ресурса (кто автор, насколько он известен объективен; насколько серьезен материал);
  • отбор подходящих ресурсов для более серьезной изучения.

Практическое задание: Каждый учащийся по жребию получает научно-популярное издание, на которое он должен подготовить аннотацию путем заполнения рабочего листа.

IV. Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки как инструменты поиска информации

Для облегчения поиска и доступа к информации и литературе в каждой библиотеке существует СБА - справочно-библиографический аппарат, который включает в себя каталоги, картотеки, библиографические указатели, базы данных, справочный фонд.

Учащиеся знают, что для получения краткой, но точной характеристики интересующего их предмета самым простым и эффективным путем является обращение к словарям, справочникам и энциклопедиям, где они могут найти характеристику любой темы, и, возможно, список лите- ратуры по данному вопросу.

При наличии списка литературы можно сразу отправляться к алфавитному каталогу.

Алфавитный каталог отражает имеющийся в библиотеке фонд в алфавитном порядке фамилий авторов и названий книг. Алфавитный каталог нужен, если необходимо узнать, есть ли в библиотеке конкретная книга или книги какого-то авторга.

Чтобы отыскать книги по определенной теме, следует обратиться к систематическому каталогу, который раскрывает содержание фондов библиотеки по отраслям знаний. Систематический каталог разбит на отдельные части, которые представляют отдельные отрасли знания и имеют индексы - условные цифровые обозначения. Научиться пользоваться систематическим каталогом поможет знание основных разделов, т.к. в систематическом каталоге карточки расставлены по отраслям знания, т.е. по отделам. Познакомившись с перечнем разделов каталога, можно выяснить, в каком отделе каталога можно найти книги об автомобилях, о балете, о спорте и т. д.

Чтобы узнать, в каком отделе искать интересующие нас книги, нужно выяснить индекс отдела. Это поможет сделать алфавштно-предметный указатель (АПУ), представляющий собой массив карточек с перечнем наименований предметов (отраслей знаний, явлений, тем, имен и т.д.), литература о которых расположена в каталоге. На каждой карточке написаны название тем и раздел каталога (например, «Звезды» - 22.6). Карточки в алфавитно-предметном указателе расположены в порядке алфавита наименования предметов.

Если нас интересуют статьи в журналах, газетах, сборниках, шужно обратиться к систематической картотеке статей, которая построена по схеме систематического каталога, то есть отражает статьи по отраслям знаний.

Существует еще один из путей выбора литературы - поиск с помощью библиографических указателей. Библиографические указатели - это аннотированные списки литературы, подобранные по какой-то определенной теме или ряду близких тем. Существуют библиографические указатели как самостоятельные издания, а также как прикнижные (пристатейные) библиографические списки литературы (т.е. списки литературы в книгах или статьях).

Информационно-поисковая система библиотеки, связанная с автоматизацией и информатизацией, включает электронные каталоги, базы данных, доступ к онлайн-ресурсам.

Электронные каталоги позволяют искать документ по любому признаку: по автору, по названию, по ключевому слову, по предмету в одной базе данных. Разные электронные каталоги имеют свои особенности.

Библиотекарь показывает, как можно пользоваться школьным электронным каталогом, напоминает, как правильно подобрать ключевое слово, которое является важнейшим фактором при предметном поиске в электронных каталогах.