В последнее время в медицине и педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин «особый» ребенок.
«Особый» ребенок – это ребенок с эмоциональными, социальными, физическими или психическими проблемами. Рождение больного ребенка всегда является трагедией для семьи.
До недавнего времени в России таким детям не оказывались образовательные услуги. Они находились в семьях или учреждениях Министерства социальной защиты населения.
В настоящее время возможности получения специального образования гарантированы лицам с умственной отсталостью разной степени. Важнейшим практическим подкреплением этой гарантии стали организация в специальных (коррекционных) школах классов для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В Норильской специальной (коррекционной) школе VIII вида в 2007/2008 учебном году был открыт первый класс для таких «особых» детей на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Я работаю именно с такой категорией детей. Сейчас мои ученики уже обучаются в 5 классе и нам есть, чем гордиться.
Образовательная среда Норильской специальной (коррекционной) школы VIII вида предусматривает для таких детей:
- социальную адаптацию;
- доступное образование и воспитание;
- коррекцию и компенсацию нарушений развитии;
- доступную трудовую подготовку;
- общее и физическое развитие в соответствии с их состоянием и возможностями.
«Особый» ребенок предусматривает и особый подход, особые приоритетные направления в работе. Это:
- четко выраженная практическая направленность на приобретение жизненно-необходимых адаптивных умений и навыков размытость границ между обучением и повседневной жизнедеятельностью;
- учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы;
- используются специальные методические приемы обучения и специальные учебные пособия.
Цель: формировать интерес к чтению и письму, прививать любовь к книге, расширять кругозор учащихся.
Задачи:
- Повторить изученный материал по чтению, письму и развитию речи в игровой форме.
- Корригировать нарушения мелкой моторики, мышления, зрительного восприятия.
- Воспитывать умение работать как самостоятельно, так и в команде, положительную мотивацию к учению.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
Психологический настрой.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь
Надо много знать,
Надо много уметь.
II. Объявление темы
– А вы, ребята, уже многому научились? Сейчас мы это и проверим! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Скажите, на чем можно путешествовать?
(Дети называют: машина, автобус, трактор, вертолет – рисунки на доску)
– Как назвать все эти предметы одним словом? (Транспорт)
– А какой транспорт здесь будет лишним?
– Давайте каждый из вас заштрихует картинку с
изображением транспорта. Ваши работы
будут смотреть наши гости. Поэтому вы все
должны постараться!
Конкурс № 1 – «Штриховка» (Приложение 1)
Дети выполняют, затем жюри оценивает.
– А для того, чтобы узнать, на чем мы будем путешествовать вы должны отгадать загадку!
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька!
– Молодцы! Это машина!
– А теперь вы должны нарисовать машину. Вот вам
картинка. Вы должны нарисовать эту картинку
справа точно так же, как она нарисована слева.
Я приглашаю по одному представителю от команды.
Конкурс 2 – «Машина» (Приложение 2
Дети рисуют, затем жюри оценивает работы.
– Спасибо! Теперь мы можем отправляться в наше путешествие.
Музыка «Мы едем, едем, едем в далекие края».
– Мы прибыли в славный город …. Как он
называется? Правильно – Буквоград!
– Был на речке, на Чернильной,
Город маленький, непыльный.
С неизведанных времен
Буквоградом звался он.
– Скажите, кто живет в этом городе? (Буквы)
– Бывают буквы гласные, а бывают … Какие? (Согласные)
– Вы их хорошо знаете? Сейчас проверим. Вот
вам задание: нужно гласные буквы раскрасить
красным цветом, а согласные синим.
Конкурс №3 – «Гласные – согласные» (Приложение 3)
Дети пишут, жюри оценивает работы.
– Вы сейчас раскрашивали буквы печатные. А
какие буквы еще бывают? (Письменные)
– Вот вам новое задание – нужно дописать
письменную букву. Для того чтобы хорошо написать
давайте сначала разомнем наши пальчики
(пальчиковая гимнастика).
Конкурс № 4 – «Допиши букву» (Приложение 4)
Дети пишут, жюри оценивает работы.
Физминутка.
– Мы хорошо работали, а теперь давайте отдохнем.
Самолет летит по небу,
Крылья подставляя ветру.
То как птица он парит,
То по воздуху кружит.
А теперь пора спускаться,
На посадку приземляться.
Опустились мы легонько
И садимся потихоньку.
– В этом городе не только необыкновенные жители, даже деревья растут необыкновенные! У них вместо листьев элементы букв. Вы сейчас уже повторили их. Соберите из этих элементов букву. У нас на доске сколько таких волшебных деревьев? Сколько человек я приглашу к доске? Это будет задание – соревнование – кто быстрее! Кто пойдет к доске? (Музыка).
Конкурс № 4 – «Волшебные деревья»
– Молодцы!
– А теперь каждый придумает слово на эту букву.
– Молодцы!
– Посмотрите, ребята, в Буквограде есть….
Как вы думаете что это? (Лабиринт)
– Правильно. Давайте обратимся к словарю
иностранных слов и прочитаем что же значит слово
ЛАБИРИНТ …
– Сейчас к доске выйдут два ученика. Их задача –
правильно пройти по лабиринту, собрав все буквы.
И у вас должно получиться слово.
Конкурс № 4 – «Лабиринт» (Приложение 5).
Слова: ГЛАСНЫЕ, СОГЛАСНЫЕ.
– Молодцы!
III. Итог
– Вы очень хорошо работали и за это буквы прислали вам письмо, но необыкновенное, зашифрованное. Если вы зачеркнете все одинаковые буквы, то увидите, что буквы хотели вам сказать!
У О П М А П А Н О И П Р Ц Р Ы
(Письмо дается каждому ученику, зашифрованное слово – УМНИЦЫ).
– Молодцы!
III. Подведение итогов. Награждение.