Цель: познакомить школьников с биографией талантливого русского режиссера Андрея Тарковского
Задачи:
- заинтересовать учащихся творчеством Андрея Тарковского, расширить их кругозор и общий культурный уровень;
- создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности, о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием;
- развивать личностно – смысловое отношение к историческому времени;
- учить формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Презентация. Слайд 1
В этом году исполняется 80 лет со дня рождения Андрея
Арсеньевича Тарковского.
Слайд 2
Имя Тарковского сегодня находится в одном ряду с
именами деятелей отечественной культуры,
творчество которых вышло за пределы страны и
приобрело мировое значение – Толстого и
Достоевского, Чехова и Бунина, Чайковского и
Стравинского, Станиславского и Эйзенштейна.
Слайд 3
Слайд 4
Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе
Завражье (около города Юрьевца на Волге)
Ивановской области.
Слайд 5
Его отец, Арсений Тарковский, был выдающимся
русским поэтом и переводчиком с восточных
языков. Русский академик Дмитрий Сергеевич
Лихачев заметил, что в этой паре реализовалось
чрезвычайно редкое явление в жизни вообще – сын
унаследовал гениальность отца.
Слайд 6
Сам Андрей сказал об этом: «Сейчас мой отец,
Арсений Александрович Тарковский, по праву
считается лучшим из живущих русских поэтов. И я
думаю, что его гены в формировании моих запросов
сыграли немалую роль».
Слайд 7
Слайд 8
Мать, Мария Ивановна Вишнякова, окончила
Литературный институт. В раннем детстве Андрей
жил вместе с мамой, бабушкой и сестрой в
деревянном доме на улочке Щипок в дальнем
Замоскворечье. Во время войны семья переехала в
Юрьевец.
Слайд 9
«Это было тяжелое время. Мне всегда не хватало
отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три
года. Жизнь была необычно трудной во всех
смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем
лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал
режиссером, – всем этим я обязан матери», –
говорил Тарковский.
Слайд 10
Литературные труды Марии Ивановны были любимы
друзьями – её даже в шутку называли «Толстой в
юбке». Несмотря на это, она уничтожила свою прозу
и поэзию по причине «отсутствия таланта», как она
написала позднее в своих дневниках.
Слайд 11
Уже в 1943 году Тарковские возвращаются в Москву, а
Андрей – в свою старую школу, где он учится в
одном классе с Андреем Вознесенским. И хотя жизнь
свою Андрей прожил в основном в Москве, образом
отчего дома остался для него дом его детства в
Юрьевце, где сейчас открыт дом-музей Тарковского.
Слайд 12
Таким и предстанет он более чем сорок лет спустя
в фильме «Зеркало», где будут отражены многие
впечатления детства – уход отца, трудности
быта, эвакуация, школа, образ матери с двумя
детьми на руках.
Слайд 13
Мария Ивановна работала корректором в Первой
образцовой типографии. Каким-то образом ей
удавалось выкраивать деньги на книги и альбомы,
билеты в консерваторию – кроме обычной школы,
Андрей занимался и в художественной школе и в
музыкальной (по классу рояля).
Слайд 14
В 1951-1952 годах Тарковский учился на арабском
отделении Московского института востоковедения,
однако, получив сотрясение мозга на занятиях по
физкультуре, оставил занятия. «Во время обучения
я часто думал о том, что несколько поспешно
сделал выбор профессии, – писал Андрей в своей
автобиографии, поданной во ВГИК, – я
недостаточно знал ещё жизнь». Не окончив курс, он
устроился в ВНИИ цветных металлов и золота, а в
мае 1953 года – коллектором в
научно-исследовательскую экспедицию института
НИГРИЗолото в далёкий Туруханский район
Красноярского края. Там он проработал почти год
на реке Курейке, прошёл пешком сотни
километров по тайге и сделал альбом зарисовок,
который затем сдал в архив Нигризолота.
«В свое время я пережил очень трудный момент. В
общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым.
Мать меня спасла очень странным образом – она
устроила меня в геологическую партию. Я работал
там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири.
И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей
жизни. Мне было тогда 20 лет…Всё это укрепило меня
в решении стать кинорежиссёром», – писал он в
той же автобиографии.
Однако экзотический год жизни – впечатления
тайги, экспедиции и связанной с ними
романтики – прямого отражения в его
режиссёрском творчестве, если не считать учебных
работ во ВГИКе, не нашёл.
Слайды 15-31
По возвращении из экспедиции в 1954 году
Тарковский подал документы во ВГИК и успешно
поступил на режиссёрское отделение (мастерская
М. И. Ромма). «Выбор этот был скорее
случайным, чем осознанным», – неоднократно
повторял Тарковский в более позднем возрасте.
Однако, уже начав учёбу, Тарковский увлекся
молодой формой искусства.
В 1960 году Тарковский закончил ВГИК
с отличием и получил диплом № 756038.
Слайд 32
Тарковский получает разрешение поставить «Каток
и скрипку» в качестве дипломной работы. Он
предлагает молодому оператору Вадиму Юсову
снять для него эту короткометражную картину. Эта
первая совместная работа Тарковского и Юсова, отмеченная
раскрепощённостью камеры и цветовой
выразительностью, принесла Тарковскому первый
приз на фестивале студенческих фильмов в
Нью-Йорке в 1961 году.
Слайд 33
Истинным дебютом Тарковского стал фильм
«Иваново детство» (1962).
Герой этого фильма – мальчик. Война лишила его
детства, матери, счастья и сделала мстителем. Он
ходит в разведку. В фильме два лика Ивана:
солнечный мальчик из снов и худой, черный, с
полными тоски запавшими глазами,
двенадцатилетний разведчик. Этот контраст
потрясал. «Мальчик безумен, как безумна сама
война», – написал Жан Поль Сартр в своем
знаменитом эссе об «Ивановом детстве». Картина
получила премию «Золотой лев» на кинофестивале в
Венеции, была удостоена призов фестивалей в
Акапулько, в Сан-Франциско...
Слайд 34
Слайд 35
Следующая картина «Андрей Рублёв» ни по метражу,
ни по времени не вписывался в каноны
кинорежиссуры. Тарковский не мог вынести критики
и переделок, очень страдал. В 1966-м фильм увидел
зритель. Но не наш, а западный. Расходы на
производство картины были столь велики, что ее
пришлось продать за границу. Тарковский получил
за фильм высшую профессиональную награду –
“Золотую пальмовую ветвь”. Вернулся «Андрей
Рублёв» на родину только в 1971 году.
Слайд 36
На волне всеобщей “болезни” космонавтикой
вышел фантастический по жанру и опулярности
“Солярис”. Затраты окупились за год проката.
Слайды 37, 38
«Зеркало» – это фильм-воспоминание, а точнее,
фильм-размышление. Сам Тарковский так сказал о
нём: «В «Зеркале» мне хотелось рассказать не о
себе, вовсе не о себе, а о своих чувствах,
связанных с близкими людьми, о моих
взаимоотношениях с ними, о вечной жалости к ним и
своей несостоятельности по отношению к ним – о
чувстве невосполнимого долга...»
Слайд 39
Фильм «Сталкер», более сложный для восприятия,
был снят режиссером по мотивам повести «Пикник
на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких.
Слайд 40
В 1983 году Тарковский привез на кинофестиваль в
Канны «Ностальгию», где со своим последним
фильмом «Деньги» (по мотивам «Фальшивого купона»
Толстого) был 82-летний Робер Брессон. И вот он,
исторический момент – большой приз за лучшую
режиссерскую работу получили сразу два фильма:
«Ностальгия» и «Деньги». На пресс-конференции
Тарковский и Брессон сидели рядом, не более чем в
полуметре друг от друга. Для Тарковского Брессон,
конечно, находился на абсолютно недосягаемом
уровне, но для всех собравшихся было ясно, что
фигуры этих двух режиссеров вполне сопоставимы.
И никто из них не лучше и не хуже – не в этом дело.
Дело в том, что каждый из них сумел показать мир
так, как видят все – и не видит никто.
В дальнейшем Тарковский должен был вернуться в
Москву, как того требовало Госкино. Ему обещали
переоформить визу, но сначала предлагалось
обсудить его творческие планы. В ответ режиссер
требовал приезда к нему сына и тещи, и продления
заграничной командировки еще на три года.
Тарковский страшно нервничал, а 10 июля 1984 года на
пресс-конференции заявил, что навсегда остается
на Западе. Он объяснил это решение не
политическими мотивами, а тем, что ему не давали и
не дают возможности работать и реализовывать
свои замыслы на родине.
В архивах итальянского ТВ сохранилась плёнка с
пресс-конференции Тарковского, где он принял
окончательное решение остаться на Западе. Чтобы
человек, всего лишь меняя гражданство, так
метался, так мучился, выбегал из зала и вновь
прибегал, хватал микрофон, задыхался и не мог
говорить – это большая редкость.
Едва известие о решении Тарковского остаться на
Западе достигло пределов Советского Союза,
официальные власти тут же объявили его
предателем. Сразу замолкли газеты и журналы, не
рассказывая ни слова о Тарковском. Все его фильмы
были сняты с проката, даже ко Дню Победы
перестали крутить «Иваново детство» – одну из
самых талантливых картин на военную тему.
Отвернулись от Тарковского и большинство его
коллег. Беды валились на Тарковского как снежный
ком. У режиссера начал развиваться смертельный
недуг.
Слайд 41
1985 году, во время съемок “Жертвоприношения”, у
Тарковского начались обмороки. В госпитале, куда
Андрея отправили практически силой,
диагностировали последнюю стадию рака. Но
режиссер не сдавался. Он обращался за помощью к
Марине Влади, трижды летал к ней во Францию и
проходил курс облучения. В результате
“Жертвоприношение” было доснято. В декабре
1986-го Андрея Тарковского не стало...
Его похороны состоялись 3 января 1987 года на
русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа недалеко
от Парижа.
Слайд 42
Великий швед Ингмар Бергман писал: "Тарковский
для меня самый великий, ибо он принес в кино
новый, особый язык, который позволяет ему
схватывать жизнь как сновидение".
Слайды 43, 44
(После выступления учащихся под презентацию совместный просмотр и обсуждение одного из фильмов А.А Тарковского.)
Использованная литература: О Тарковском / Сост., авт. предисл. М.А.Тарковская. – М.: Прогресс, 1989. – 400с., ил.
Использованные интернет-ресурсы:
- http://rusact.com
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.k1no.ru
- http:// www.tarkovsky.su
- http:// www.tarkovsky.net.ru
- http:// www.people.ucalgary.ca
- http://www.cinemotions.blogspot.com
- http://chtoby-pomnili.com