Цель: охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен, познакомиться с событиями прихода к власти царя Петра, его первых государственных дел.
Тип: вводная лекция с проблемным изложением, с применением ИКТ.
План урока:
- Россия в конце XVII века.
- Детство Петра.
- Двоецарствие. Царевна Софья.
- Начало царствования Петра.
- Азовские походы.
- Великое посольство.
- Оценки деятельности Петра I.
Ход урока.
1. В конце XVII века Россия,
ведя беспрерывные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией, испытывала усиление зарубежного влияния на ее внешнюю и внутреннюю политику, быт и традиции населения.
Назовите известных вам деятелей-реформаторов России XVII века. Охарактеризуйте их взгляды и замыслы.
Симеон Полоцкий. Белорус. Образование получил в Киево-Могилянской академии. Службу проходил в Полоцке. Приглашен в Москву. Преподавал в Заиконоспасском монастыре. Первый придворный поэт. Занимался воспитанием и образованием царских детей (Алексея Михайловича).
Дети стали первыми руководителями Российского государства, получившие западное образование, включавшее знания европейской истории, культуры, иностранных языков.
А.Л. Ордин-Нащокин. Псковский дворянин. Известный политический деятель России XVII века. Дипломат. Возглавлял Посольский приказ. Выступал за расширение экономических и культурных связей со странами, как Западной Европы, так и Востока.
В области внутренней политики он во многом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести рекрутскую повинность. Это означало переход к постоянной армии. Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (Новоторговый устав 1667г), основал ряд новых мануфактур. По его проекту установлена почтовая связь между Москвой, Ригой, Вильно.
В.В. Голицин. Князь, фактический правитель России в период регентства царевны Софьи. При его поддержке в Москве открыто славяно-греко-латинское училище. Был сторонником реформ Ордина-Нащокина. Предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Был организатором и руководителем Крымских походов.
Таким образом, к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю историю наступавшего XVIII столетия.
2. Переход к новой теме.
Вступительное слово учителя. Россия в конце XVII века.
Создание проблемной ситуации, т.е. создание такой обстановки, в которой у обучаемых возникает интеллектуально- психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявления личной оценки противоречиям, заложенным в проблемной задаче.
Проблемная ситуация. Россия и Запад в конце XVII века. Яркий контраст (Слайды № 2, 3, 4, 5).Возможные варианты развития. Преобразования, реформы.
3. Лекция-Презентация.
Вступительное слово учителя.
4. Сообщения учащихся.
- Детство Петра.
- Преображенский период.
- Азовские походы.
- Великое посольство
Сообщения учащихся иллюстрируют слайды презентации( № 6 -22)
5. Беседа по высказыванию Пушкина о Петре I
используются для закрепления и вывода урока (Слайд № 23 -24).
6. Домашнее задание
(Слайд № 25).