Цель урока: показать значение и роль изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны, его гуманную миссию, воспевание лучших человеческих качеств.
Задачи урока:
- Показать влияние искусства на формирование активной позиции в противостоянии агрессору.
- Показать отражение в картинах значительных событий военного времени.
- Рассмотреть виды изобразительного искусства, которые развиваются в этот период.
- Показать на конкретных примерах изображение подвига советских людей в годы войны.
- Выявить роль и гуманистическую сущность изобразительного искусства военных лет.
- Доказать непреходящую ценность произведений искусства в современном мире для сохранения памяти и преемственности поколений.
Методы обучения:
- Метод экспозиционного показа.
- Метод сравнения и сопоставления произведений.
- Метод исторического анализа рассматриваемых явлений.
Тип занятия:
Урок-экскурсия, который способствует воспитанию патриотизма, развивает познавательную активность учащихся, вовлекает их в творческий процесс.
Структура занятия:
- Организация класса.
- Изучение нового материала по теме "Нам дороги эти позабыть нельзя".
- Актуализация опорных знаний по теме.
- Подведение итогов и выводы.
- Выставление оценок.
1. Постановка цели и задач урока.
2. Беседа с учащимися.
3. Закрепление пройденного.
Оборудование и материалы: плакаты с эпиграфом, записи песен военных лет "Священная война", "День Победы" и др.
Словарь терминов: батальная живопись, плакат, карикатура, мемориал, гуманизм.
Изобразительный ряд:
- Тоидзе И. Родина – мать зовет!
- Окна ТАСС
- Кукрыниксы. Клещи в клещи.
- Кривоногов П. А. Защитники Брестской крепости, 1951
- Дейнека А. А. Оборона Севастополя, 1942
- Дейнека А. А. Окраина Москвы. Ноябрь. 1941 год.
- Юон К. Ф. Парад на Красной площади в Москве. 7 ноября 1941 года, 1942
- Симкин Е. Д. Сталинград, 1975
- Кривоногов П. А. На Курской дуге, 1949
- Непринцев Ю. М. Отдых после боя, 1951
- Холмогоров В. Выстояли, 1975
- Никич Ю. А. Военные корреспонденты, 1972
- Яковлев В. Н. Портрет гвардии генерал-майора И. В. Панфилова, 1942
- Неменский Б. М. Машенька. Сестры наши, 1956
- Пластов А. А. Фашист пролетел, 1943
- Козелл М. Г. Солдатское письмо, 1981
- Лактионов А. Письмо с фронта, 1956
- Осенев Н. И. Шумел сурово Брянский лес, 1967
- Герасимов С. В. Мать партизана, 1943
- Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода, 1944
- Корин П. А. Центральная часть триптиха “Александр Невский, 1945
- Моисеенко Е. Е. Победа, 1972
- Кривоногов П. А. Победа, 1948
- Штраних В. Ф. Салют Победы, 1970
- Кукрыниксы. Конец Третьего рейха, 1945
- Костецкий В. Возвращение, 1945
- Ткачевы С. П. и А. П. Пришел солдат с фронта, 1981
- Кугач Ю. Память, 1974
- Попков В. Е. “Воспоминания. Вдовы”, 1966
- Попков В. Е. “Северная песня”, 1968
- Попков В. Е. “Шинель отца”, 1972
Эпиграф: “Когда гремят пушки, музы молчат?”.
Составление маршрута
1. О чем рассказывает плакат
2. По местам сражений - батальный жанр
3. Образы героев - жанр портрета
4. "Женщины на войне"
5. Жизнь в тылу" - пейзаж и бытовой жанр
6. Партизанское движение
7. Слава предков - историческая живопись
8. Салют Победы
9. Возвращение с фронта
10. Память поколений
Содержание занятия
I. Вступительное слово учителя.
Каждый год наша страна отмечает великую дату - День Победы в Великой Отечественной войне. Давно отгремели залпы салюта, возвестившие победу народа в великой битве с фашизмом. Все дальше в историю уходят события минувшей войны, но подвиг русского народа всегда будет жить в памяти человечества. Наверное, нет в России семьи, которой бы не коснулась война. Что вы знаете о своих родных и близких?
Ответы.
Учитель. В памяти народа никогда не изгладятся подвиги и потери, горькие месяцы поражений и радость первых успехов, героический путь, которым прошли русские люди до стен Берлина, поэтому тема Великой Отечественной войны никогда не утратит своей актуальности. Что является источником наших знаний о подвиге народа в те далекие годы?
Ответы.
Учитель. Изложение целей и задач урока. Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем ценнее становятся художественные произведения - свидетельства страниц нашей истории. Благодарные потомки свято чтут память героев, воздвигая памятники и мемориалы, создавая художественные полотна, литературные и музыкальные произведения.
II. Изучение нового материала.
Учитель. Постановка проблемного вопроса. Известно изречение древних “Когда гремят пушки, музы молчат”. Как вы думаете, применимо ли это изречение к искусству в годы войны?
Ответы. Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель. Действительно, сегодня мы постараемся доказать, как с первых же дней войны художники, писатели, кинооператоры и журналисты встали в строй наравне с солдатами. Они превратили искусство в действенной оружие против врага, поднимая боевой дух армии. Искусство военных лет опровергло это изречение, на деле доказав, что кисть, резец и карандаш могут быть грозным оружием в борьбе с врагом.
Наш урок необычный. Это, скорее, урок-экскурсия по местам боевой славы. Да и экскурсией это трудно назвать, потому что мы вместе с солдатами пройдем трудными дорогами военных лет по полям сражений и увидим, какой ценой досталась победа. Обратите внимание на маршрут, которым мы сегодня пройдем. Запишите в тетрадь. Попутно записывайте названия полотен и фамилии художников по данной теме.
Тяжелым камнем на сердце легли слова диктора Юрия Левитана: “Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны, германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война!”. И, как призыв к защите Отечества, сразу зазвучали песни, ставшие священными для всего народа. Шел третий день войны. Тревога и боль затаились в глазах людей, войска отправлялись на фронт. Первое исполнение этой песни состоялось прямо на Белорусском вокзале. Песню требовали повторить еще и еще, чтобы запомнить и увезти с собой. Так начался славный путь этой песни (Александров. “Священная война”).
Учитель. Много испытаний предстояло преодолеть нашему народу. Трудными были долгие 1418 дней, которые отмечены боями и сражениями, потерями родных и близких. “Все для фронта, все для победы!” - этот лозунг определил характер и задачи искусства в те суровые годы. Как вы думаете, какие виды искусства будут наиболее актуальными и востребованными в начале войны?
Ответы. Прежде всего, это было искусство агитационное: публицистика, искусство массовых форм, обращенное к миллионам людей – политическая карикатура, плакат, рисунки для фронтовых газет.
Учитель. Почему?
Ответы. Позволяет быстро откликаться на события, реагировать сразу, так как для создания картины нужно время, а плакат можно быстро выпустить и большими тиражами.
Учитель. Верно. В графике военных лет первое место занимал плакат. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!”. Он требовал возмездия, призывал к защите. Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет - “Родина-Мать зовет!”, автором которого был И. Тоидзе. По композиции и по цвету (красное, черное, белое) он перекликается с плакатом Д. Моора “Ты записался добровольцем?”. Основная сила воздействия плаката заключена в психологическом содержании самого образа - в выражении лица русской женщины, в её жесте. Призывом к мщению звучал плакат В. Г. Корецкого “Воин Красной Армии, спаси!” (1942). Не было ни одного бойца, кого бы ни пронзила трагическая сила образа женщины, в ужасе прижавшей к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. Плакат стал клятвой каждого бойца.
Учитель. Каково содержание этих образов? Какие задачи решает плакат?
Ответы. Учащиеся самостоятельно анализируют цветовой строй, характер воздействия образов плакатов. Подчеркивают их героический характер. Главная задача - поднять боевой дух, помочь остановить нашествие любой ценой.
Учитель. Какой прием применяют для изображения врага? Посмотрите плакаты "Клещи в клещи", "Превращение фрицев".
Ответы. Для изображения врага применяют прием карикатуры - сатирическое изображение, вызывающее смех.
Учитель. А что же художники? Неужели их искусство будет не нужным? Как называется жанр живописи, где изображены сцены сражений?
Ответы. Батальный. Объяснение слова.
Учитель. Многие из художников прошли фронтовыми дорогами с оружием в руках. 900 человек – членов Союза художников сражались на фронтах Великой Отечественной войны, многие пали смертью храбрых, удостоены звания Героя Советского Союза. Многие прошли войну от первого до последнего выстрела. Эти произведения являются живой летописью тех далеких для нас дней. Долгие и трудные дороги войны... Протоптанные солдатскими сапогами, изрытые гусеницами танков, политые кровью солдат. Мы пройдем трудными дорогами военных сражений вместе с художниками и постараемся проследить этапы пути русского солдата с первых дней до великой победы. Представить изобразительный ряд из картин художников.
Учитель. О чем рассказывают нам эти полотна? Кто является главным героем?
Ответы. Развитие военных событий, показывают основные сражения. Главный герой этих полотен – солдат на войне, его духовная жизнь, мысли и чувства – обращает на себя пристальное внимание художников.
Учитель. Война начиналась трудно, ценою больших потерь. Каждую пядь родной земли солдаты отстаивали кровью. О героизме защитников Брестской крепости создано немало произведений. В широко известном полотне П. А. Кривоногова “Защитники Брестской крепости” показаны те, кто принял на себя первый и самый жестокий удар, обрушившийся на нашу страну мирным июньским утром 1941 года. Большое полотно поднимается до поистине символического звучания.
Героическим защитникам Севастополя, 250 дней отстаивающих город от нападения врага, посвящена работа А. Дейнеки “Оборона Севастополя”. В картине проявилось героико-романтическое дарование художника. Композиция построена по принципу контраста. На узкой полоске прибрежной земли столкнулись два мира. Выбор колорита подчеркивает характер противостояния. Матросы – в белом – олицетворяют светлое начало, враги – в темном – силы зла.
В другой картине А. Дейнеки “Окраина Москвы. Ноябрь. 1941 год” показаны суровые дни, когда враг оказался на подступах к столице. Зимняя Москва военного времени приготовилась к отражению удара. На первом плане изображены “ежи” - противотанковые заграждения. Убедительно и достоверно художник передает тревожное время. Особым волнующим чувством проникнута картина “Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года” К. Ф. Юона, написанная буквально по следам событий, когда состоялся легендарный парад, с которого войска уходили на защиту столицы. Тревогой дышит серое свинцовое небо, нависшее над Красной площадью. И все это происходит на фоне древней архитектуры и немеркнущей красоты собора Василия Блаженного. Художник соединяет историю с современностью, героизм предков с подвигами воинов.
Сталинградская битва была одной из самых кровопролитных в истории Великой Отечественной войны. В 1975 году Е. Д. Симкин пишет картину под лаконичным названием “Сталинград”. На заднем плане видны разрушенные дома, небо полыхает заревом. Встречаются два потока людей: жители, покидающие обжитые места, и солдаты, идущие вперед на защиту Сталинграда. Женщина, держащая на руках ребенка, с надеждой смотрит им вслед.
О битве на Курской дуге – одной из грандиозных в мировой истории – рассказывает эпическое полотно П. А. Кривоногова “На Курской дуге”. Картина представляет собой широкую панораму знаменитого танкового сражения летом 1943 года: еще горит земля, не развеялся дым пожарищ. Художник выбирает необычный формат, чтобы как можно шире охватить поле боя, показать землю, истерзанную снарядами. Именно с этого момента начнется победоносное шествие Советской армии на запад.
Картина Ю. М. Непринцева “Отдых после боя” особенно ценна тем, что ярко раскрывает характер простого солдата, веселого и неунывающего ни при каких обстоятельствах. На лесной поляне сидят солдаты, которые расположились вокруг рассказчика и балагура, одного из тех, кого прославил А. Твардовский в своей поэме “Василий Теркин”. Оптимизм и заразительный смех в передышке между боями характеризуют духовную силу и уверенность воинов в победе!
Суровые военные будни требовали от солдат напряжения всех сил, трудных решений, которые приходилось принимать в бою. Такова картина П. А. Кривоногова “Поединок”. Оставшись наедине с врагом, взяв в руки связку гранат, безымянный герой-солдат совершает последний в своей жизни шаг навстречу надвигающемуся танку. Конечно, он погибнет в неравной схватке, но одержит нравственную победу в смертельном поединке с врагом. Подвигам безымянных героев посвящены картины В. Карпова “До последнего патрона”, В. Холмогорова “Выстояли”. Картина А. Никича “Военные корреспонденты” рассказывает о тех, кто выполнял опасную работу не с оружием в руках, а с кинокамерой. Их творческий подвиг можно приравнять к подвигу солдата в бою.
В живописи военных лет особое место занимает жанр портрета, воспевающий высокие моральные качества, духовную силу защитников Родины. “Портрет генерал-майора И. В. Панфилова” (1942), исполненный В. Яковлевым передает образ сурового и мужественного полководца. Вся сцена и облик полководца лишены героизации – это для него обычная работа. Позже появились парадные, торжественные изображения: портрет маршала Г. К. Жукова работы П. Корина, написанный в 1945 году.
Тяжкие испытания выпали на долю женщин в военные годы. Они самоотверженно трудились в тылу, воевали на фронте, были заботливыми врачами. Их образы исполнены высокого гуманизма. Теме "Женщины на войне" посвятил Б. М. Неменский картину “Машенька”.
Выдающееся место в живописи принадлежит А. А. Пластову. В картине “Фашист пролетел” художник обратился не к боевым действиям, а бедствиям народа, ставшего жертвой преступлений фашистов. Он выстраивает композицию таким образом, что мы сначала рассматриваем первый план и лишь потом замечаем далеко в небе улетающий самолет. Тогда становится очевидной бессмысленность и жестокость убийства ребенка. Контрастом к трагедии служит образ природы – тишиной и покоем охвачены поля, трогательно склонились березки.
Своеобразной перекличкой воспринимаются картины М. Г. Козелла “Солдатское письмо” и А. И. Лактионова “Письмо с фронта”. Выбрав свободную минутку между боями, солдат пишет письмо, чтобы передать весточку родным. В картине же Лактионова запечатлен следующий момент: письмо получено! Сколько радости написано на лицах!
Среди созданных художниками женских образов найдется немного столь глубоких, как в картине С. В. Герасимова “Мать партизана” (1943). Светлым пятном на темном фоне читается фигура женщины и темным на светлом выступает фигура фашиста, и это звучит символически. Женская фигура, словно высечена из цельного куска камня. Она противостоит силам зла и сильна своей материнской любовью.
В последние годы войны одно из лучших своих произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности - Софии Новгородской как символу непобедимости Русской земли в картине “Бегство фашистов из Новгорода”, (1944-1946). Взывает к отмщению груда искореженных обломков памятника “Тысячелетие России”. Не случайным в годы войны было обращение художников к событиям прошлого, связанного со славными победами воинов в битвах за свободу Руси. Этими идеями были вдохновлены исторические полотна художников. Триптих “Александр Невский” работы П. Д. Корина, “Утро на Куликовом поле” А. П. Бубнова и картина М. Авилова “Поединок Пересвета с Челубеем” были созданы в годы войны.
Художники по-разному решают тему Победы. Осмысливая прошлое в историческом аспекте, они часто воплощают ее в возвышенно-приподнятых образах, где радость и трагедия слиты воедино. В этом плане характерна известная картина Е. Моисеенко “Победа”. Последние бои в логове врага. На лестничном проеме разрушенного дома боец поддерживает товарища, сраженного пулей. П. А. Кривоногов завершил свой путь в Берлине. Он создает свою “Победу” (1948), полную ликования и света. Вновь слышны выстрелы, но это выстрелы в честь долгожданного события, - ничто уже не может повернуть ход истории вспять. Иначе решает эту тему В. Ф. Штраних в картине “Салют Победы”. Небо охвачено яркими огнями праздничного фейерверка, который расцветает подобно ярким букетам цветов всем павшим и живым.
Когда отгремели последние залпы, настала пора возвращаться домой. Каждый из художников выбирает особенно трогательные моменты возвращения солдат к мирному очагу. В. Костецкий в картине “Возвращение” показывает радость семьи, когда муж и отец вернулся живым. Одна из ярких картин, описывающих возвращение к мирному труду, создана братьями С. П. и А. П. Ткачевыми и называется “Пришел солдат с фронта”. Среди цветущего сада стоит солдат с орденами на груди, пустой рукав засунут за пояс. С удивлением и радостью смотрит он на сына, который вырос без него. Цветение яблоневого сада вторят радости и настроению людей. Память о подвиге всегда будет жить в сердцах потомков. Несколько поколений склоняют головы перед памятником погибших в годы войны в полотне Ю. Кугача “Память”. В. Е. Попков представляет поколение художников 60-х гг. Тема памяти о военных годах, о подвигах отцов и дедов проходит через все его творчество. Картина “Воспоминания. Вдовы” (1966) входит в цикл “Мезенские вдовы”. За каждой фигурой угадывается судьба, они сами превратились в воспоминание. “Северная песня” или “Ой, как всех мужей побрали на войну” (1968) вводит зрителя в тему войны. В деревенской избе встретились два поколения: студенты, собирающие фольклор по глухим северным деревенькам и пожилые женщины. Иными настроениями проникнута картина В. Попкова “Шинель отца” (1972). Это автопортрет художника, который обнаружил в шкафу старую шинель и решил ее примерить. И появляются незримые нити, связывающие его с прошлым. Война навсегда осталась для него шкалой измерения. Палитра на переднем плане воспринимается как призыв к творчеству, говорит нам о великой силе искусства.
III. Актуализация опорных знаний. Проводится в игровой форме.
Викторина.
- Какому полководцу народ присвоил почетное звание “Маршал Победы”? (Г. Жукову)
- В какой войне участвовала Царь-пушка? (не участвовала, из нее никогда не стреляли)
- Первый слог – домашнее животное, второй – мера площади. Название какой реки получится? (Волга)
- Что произошло здесь в годы войны?
- Всем знакомы слова “котел” и “мешок”. А при чем здесь военные действия?
Объявляется конкурс на знание песен военных лет!
- Эта песня родилась в “белоснежных полях под Москвой”. Это было стихотворное послание жене с фронта, которое поэт сочинил, греясь у печки. К ней придумывали ответы, сочиняли новые слова. Она стала поистине народной песней (Землянка).
- Удивительна судьба этой песни. Ее впервые услышали в Москве в 1939 году, когда приехал польский джаз. Вся Москва буквально “заболела” этой песней, но текст ее был совсем другим. Однажды на фронте к известной певице подошел лейтенант и предложил стихи, сочиненные на полюбившуюся всем мелодию. (Синий платочек).
- А эта песня для тех, кто любит боевую технику и ценит крепкую дружбу! Подсказка – сколько человек входит в боевой экипаж для управления такой машиной?
- Много песен посвящено морякам. Какие вам известны?
- Своим бесстрашием партизаны доставляли много неприятностей немцам, но если в отряде появлялась красавица, сердца отважных партизан были сражены наповал (Смуглянка).
- Эта песня появилась задолго до войны, но стала одной из самых любимых песен. Ее ласковым именем называли многоствольные реактивные минометы, которых так боялись фашисты. Что это за песня? (Катюша).
IV. Подведение итогов и выводы.
Учитель. Таким образом, мы увидели, как искусство сражалось за свободу Родины наравне со штыком и автоматом. Произведения искусства несли в себе заряд гуманизма, помогали людям выстоять в неравной борьбе, потому что воздействуют на дух народа. Подтверждением этому служит изобразительный ряд, который мы составили по ходу исследования.
- Какие черты характера советского человека отразили художники?
- В чем ценность произведений?
- В чем актуальность темы?
- Чему учат эти полотна?
Ответы. Военное время в концентрированном виде показало лучшие черты советского человека: его готовность к подвигу и самопожертвованию во имя высокой идеи, любовь к ближнему, крепость фронтовой дружбы. Ценность произведений искусства, рассказывающих о войне, заключается в том, что они позволяют проследить важные этапы сражений Великой Отечественной войны. Более того, мы своими глазами можем видеть защитников Отечества от простого солдата до генерала. Ценность этих художественных документов для нас заключена в исторической достоверности и искренности чувства. Воскрешая исторические сражения Великой Отечественной войны и эпизоды фронтовой жизни, обобщая их в художественные образы, мастера искусств показывают нравственную красоту подвига русского народа. Давно закончилась война. Силой искусства обретается духовная связь поколений. И в этой преемственности поколений важную роль играет искусство, воспевшее подвиг русского народа.
В заключение - звучит песня Д. Тухманова "День Победы"
V. Выставление оценок.
Литература
- Помнит мир спасенный. – М.: Советский художник, 1985.
- Солдаты мира. М.: Советский художник, 1983.
- Страницы истории нашей. – М.: Искусство,
- Я прошел по той войне, вып. 1-6 – М.: Советский художник, 1983.