Цель. Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях. (слайд №2 (см. презентацию))
Задачи. (слайд №3)
- Автоматизировать звук [л].
- Развивать физиологическое и речевое дыхание, фонематический слух, внимание, память, быстроту реакции, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук, координацию слова с движением, умение слышать звук в слове, навык слогоделения, умение составлять предложения.
- Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику, грамматический строй речи.
- Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения.
Оборудование: кукла; ноутбук; картинки для артикуляционной гимнастики и изолированного произношения; карточки для характеристики звука; бумажные самолетики и от игрушек киндер – сюрприз; игрушка музыкальный молоточек; пенопленовые кнопки; музыкальный центр; мольберт; картинки со звуком [л]; схемы для речевых игр.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Добрый день! Сегодня к нам придет гость. Нужно отгадать загадку, чтобы узнать, кто это?
С белым бантом, как живая,
Чудо-девочка стоит,
И, ресницы опуская,
Слово “мама” говорит. (Кукла)
- Кукла принесла стихотворение, послушай:
Заяц белый.
Заяц белый, заяц белый,
ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
- Я не бегал, я скакал.
- Какой звук чаще всего встречается? ([л])
- Сегодня мы продолжим играть с этим звуком. Придумай кукле имя со звуком [л]. (Лиза, Лена, Мила, Аля, Полина)
- Смотри на экран ноутбука, для куклы покажем и выполним упражнения: “Блинчик”, “Вкусное варенье”, “Индюк”, “Качели”, “Лошадка”, “Пароход гудит” (слайд №4)
- Что еще вдалеке гудит? (самолет, слайд №5)
- Назови характеристику звука и выложи на столе нужные карточки.
- Какой звук? (Согласный, звонкий, твердый или мягкий, при произношении звука язычок поднят вверх, упирается в верхние резцы (зубы)).
- Выполним упражнение на дыхание “Самолетики”:
Самолет построила я,
Поиграть зову тебя.
Чей дальше улетит,
Тот пилот и победит.
Инструкция: спина прямая, плечи не поднимаются, губы вытянуты вперед “Трубочкой”, щеки не надуваются.
Готовые бумажные или маленькие игрушки от киндер – сюрприз самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолетик. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.
Ла – ло – лу – лы;
ла – лу – лы – ло;
лу – ло – ла – лы.
- Игра “Пенопленовые кнопки”.
- Пальчиками нажимаем на кнопки сначала одной рукой, затем обеими.
Лу – лы – лу – лы – ла;
ло – ла – ло – ла – лу.
- Речевая зарядка.
- Музыкальная пауза.
- Речевые игры с опорой на картинки.
- Игра “Определи место звука в слове” – умение определять место звука в слове (в начале, конце, середине).
- Игра “Раздели слово на слоги” – деление слов на части хлопками.
- Игра “Один – много” – преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число именительного падежа; во множественное число родительного падежа.
- Игра “2 - 5” – согласование числительных с существительными.
- Игра “Назови ласково” – образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Игра “Составь предложение” – составление повествовательных предложений, используя слово “кукла”. (слайд №5)
- Чистоговорки, скороговорки, стихи.
- Голос компьютера.
- Итог занятия.
- Разомнем свой язычок для общения с ним, произнесем шутки – чистоговорки.
Ла – ла – ла – лодочка плыла.
Ло – ло – ло – в осине дупло.
Лу – лу – лу – купили пилу.
Лы – лы – лы – вымыли полы.
- Встанем из-за стола, выйдем в центр. Слушаем музыку и выполняем движения.
Похлопаем в ладоши
Хлоп-хлоп, хлопаем в ладоши,
Хлоп-хлоп, хлопаем в ладоши,
Хлоп-хлоп, хлопаем в ладоши,
А теперь отдохнем!
Хлоп-хлоп-хлоп – сначала тихо,
Хлоп-хлоп – а теперь погромче,
Хлоп-хлоп – хлопнем громко-громко
И на носик нажмем!
- Подойди к мольберту. Поиграем в речевые игры. Назови картинки. (Ложка, стол, лопата, платье)
- Вспомни и произнеси свои чистоговорки, скороговорки, стихи со звуком [л], которые знаешь.
- Внимательно послушай скороговорки и произнеси вслед за голосом, который слышишь в компьютере (ноутбуке).
1. Золушка моет полы от золы.
2. Славно слоник
лапой машет
Ловкий слоник!
Как он пляшет!
- Какой звук чаще всего употребляли?
- Что больше всего тебе запомнилось?
- Кукла тебе говорит: “Спасибо” и дарит сладкий леденец (чупа-чупс).
Литература
- Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал. – М.: “Мозаика-Синтез”, 2006.