Индивидуальное занятие для старшего дошкольного возраста "Автоматизация звука [л]"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях. (слайд №2 (см. презентацию))

Задачи. (слайд №3)

  • Автоматизировать звук [л].
  • Развивать физиологическое и речевое дыхание, фонематический слух, внимание, память, быстроту реакции, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук, координацию слова с движением, умение слышать звук в слове, навык слогоделения, умение составлять предложения.
  • Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику, грамматический строй речи.
  • Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения.

Оборудование: кукла; ноутбук; картинки для артикуляционной гимнастики и изолированного произношения; карточки для характеристики звука; бумажные самолетики и от игрушек киндер – сюрприз; игрушка музыкальный молоточек; пенопленовые кнопки; музыкальный центр; мольберт; картинки со звуком [л]; схемы для речевых игр.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. - Добрый день! Сегодня к нам придет гость. Нужно отгадать загадку, чтобы узнать, кто это?

    С белым бантом, как живая,
    Чудо-девочка стоит,
    И, ресницы опуская,
    Слово “мама” говорит. (Кукла)

    - Кукла принесла стихотворение, послушай:

    Заяц белый.
    Заяц белый, заяц белый,
    ты куда за лыком бегал?
    Заяц белый отвечал:
    - Я не бегал, я скакал.

    - Какой звук чаще всего встречается? ([л])

    - Сегодня мы продолжим играть с этим звуком. Придумай кукле имя со звуком [л]. (Лиза, Лена, Мила, Аля, Полина)

  3. Артикуляционная гимнастика.
  4. - Смотри на экран ноутбука, для куклы покажем и выполним упражнения: “Блинчик”, “Вкусное варенье”, “Индюк”, “Качели”, “Лошадка”, “Пароход гудит” (слайд №4)

  5. Изолированное произношение звука [л].
  6. - Что еще вдалеке гудит? (самолет, слайд №5)

  7. Артикуляционная характеристика звука [л].
  8. - Назови характеристику звука и выложи на столе нужные карточки.

    - Какой звук? (Согласный, звонкий, твердый или мягкий, при произношении звука язычок поднят вверх, упирается в верхние резцы (зубы)).

  9. Дыхательная гимнастика.
  10. - Выполним упражнение на дыхание Самолетики”:

    Самолет построила я,
    Поиграть зову тебя.
    Чей дальше улетит,
    Тот пилот и победит.

    Инструкция: спина прямая, плечи не поднимаются, губы вытянуты вперед “Трубочкой”, щеки не надуваются.

    Готовые бумажные или маленькие игрушки от киндер – сюрприз самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолетик. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.

  11. Развитие фонематического слуха.
  • Игра “Запомни и повтори” с молоточком.

Ла – ло – лу – лы;

ла – лу – лы – ло;

лу – ло – ла – лы.

  • Игра “Пенопленовые кнопки”.

- Пальчиками нажимаем на кнопки сначала одной рукой, затем обеими.

Лу – лы – лу – лы – ла;

ло – ла – ло – ла – лу.

  1. Речевая зарядка.
  2. - Разомнем свой язычок для общения с ним, произнесем шутки – чистоговорки.

    Ла – ла – ла – лодочка плыла.

    Ло – ло – ло – в осине дупло.

    Лу – лу – лу – купили пилу.

    Лы – лы – лы – вымыли полы.

  3. Музыкальная пауза.
  4. - Встанем из-за стола, выйдем в центр. Слушаем музыку и выполняем движения.

    Похлопаем в ладоши

    Хлоп-хлоп, хлопаем в ладоши,
    Хлоп-хлоп, хлопаем в ладоши,
    Хлоп-хлоп, хлопаем в ладоши,
    А теперь отдохнем!

    Хлоп-хлоп-хлоп – сначала тихо,
    Хлоп-хлоп – а теперь погромче,
    Хлоп-хлоп – хлопнем громко-громко
    И на носик нажмем!

  5. Речевые игры с опорой на картинки.
  6. - Подойди к мольберту. Поиграем в речевые игры. Назови картинки. (Ложка, стол, лопата, платье)

    • Игра “Определи место звука в слове” – умение определять место звука в слове (в начале, конце, середине).
    • Игра “Раздели слово на слоги” – деление слов на части хлопками.
    • Игра “Один – много” – преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число именительного падежа; во множественное число родительного падежа.
    • Игра “2 - 5” – согласование числительных с существительными.
    • Игра “Назови ласково” – образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
    • Игра “Составь предложение” – составление повествовательных предложений, используя слово “кукла”. (слайд №5)
  7. Чистоговорки, скороговорки, стихи.
  8. - Вспомни и произнеси свои чистоговорки, скороговорки, стихи со звуком [л], которые знаешь.

  9. Голос компьютера.
  10. - Внимательно послушай скороговорки и произнеси вслед за голосом, который слышишь в компьютере (ноутбуке).

    1. Золушка моет полы от золы.

    2. Славно слоник
    лапой машет
    Ловкий слоник!
    Как он пляшет!

  11. Итог занятия.

- Какой звук чаще всего употребляли?

- Что больше всего тебе запомнилось?

- Кукла тебе говорит: “Спасибо” и дарит сладкий леденец (чупа-чупс).

Литература

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал. – М.: “Мозаика-Синтез”, 2006.