Уроки исследовательской деятельности вызывают затруднения, так как готовых программ и учебников нет. Я стараюсь составить программу этого предмета так чтобы максимально приблизить её содержание к тому, что проходим на уроках химии. Это помогает расширять кругозор учащихся, прививать интерес к химии, позволяет отрабатывать навыки работы с химическим оборудованием. Для выполнения домашних заданий требуется дополнительная литература, приходится “покопаться” в Интернете, часто просто решить логическую цепочку. В данной статье я представляю конспект одного из моих уроков. Некоторые моменты урока можно использовать и на обычном уроке по химии.
Урок по исследовательской деятельности:
Тема: Кислотно-основные индикаторы. Практическая работа “Измерение кислотности различных объектов”
Цель урока: Познакомить с индикаторами (лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, универсальный) и выполнить практическую работу – исследование.
Задачи урока:
- Образовательные: ввести понятие “индикатор”, познакомить с действием индикатора в различных средах (кислой, нейтральной, щелочной)
- Развивающие: развивать умение сравнивать, систематизировать, наблюдать, делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать ответственность и аккуратность, умение организовывать совместные действия по выполнению практической работы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и реактивы: Компьютер, медиапроектор, раздаточный материал: в пробирках – вода, сок, лимон, раствор соды, почва, яблоко, индикаторная бумага.
Для демонстрации на столе учителя: индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, индикаторная бумажка, пробирки, щёлочь натрия, соляная кислота, два стакана чая, лимон, сода, свёкла.
Ход урока
Проверка домашнего задания:
Вопросы:
- В чём сущность процесса дистилляции? Для чего его применяют?
- Как в природе получается дистиллированная вода и является ли она таковой?
Новый материал:
Часто слышим слова: кислота, щёлочь. А как их определить? Для этого существуют индикаторы.
Индикатор – “указатель” - это вещество, которое помогает распознавать кислоты и щёлочи среди других веществ.
Работа с учебником: страница 101, учебник по химии для 8 класса Габриеляна О.С.
Беседа:
Какие существуют индикаторы?
Какую окраску имеют в различных средах: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.
Демонстрация действия индикаторов.
Вопрос: Какой индикатор не использовался при демонстрации опыта? (индикаторная бумажка).
Я предлагаю провести исследование и самим сделать вывод о действии индикаторной бумаги.
Практическая работа:
Тема: “Измерение кислотности разных объектов”
Цель: измерить кислотность различных объектов.
Заполните таблицу, исследуя индикаторной бумажкой данные объекты.
Объект | Цвет индикаторной бумажки | Вывод о среде |
1) вода | ||
2) сок | ||
3) лимон | ||
4) раствор соды | ||
5) почва | ||
6) яблоко |
Вывод: Индикаторная бумажка действует как лакмус. Лимон и яблоко содержат кислоты. Вода имеет нейтральную среду. Почва и раствор соды – щелочную.
Но стандартные индикаторы мы можем использовать в лаборатории, а как же в домашних условиях можно определить среду раствора.
Давайте проделаем опыт: возьмём два стакана чая, в первый выжмем сок из лимона, а во второй добавим соды. Делаем вывод: в кислой среде чай …..(светлеет), а в щелочной – …..(темнеет).
Проделаем второй опыт. Нальём в один стакан кислоты, а во второй – щёлочи. Выжмем из свежей свёклы сок в оба стакана. Что наблюдаете? (в щелочной среде жёлтая окраска, а в кислой – оранжевая).
Закрепление знаний:
Закончите стихотворение:
1) Попасть в кислоту – есть ли горше удача?
Но он перетерпит без вздохов, без плача.
Начнётся не жизнь, а сплошная малина
Зато в щелочах у …………(у фенолфталеина)
2) Ах, что же я поделаю с собой –
Ведь в щёлочи я сине-голубой
А в кислоте быть синим я не смею:
Я - ……., и в кислотах я краснею
3) Назовите индикатор:
От щёлочи я жёлт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда.
Но бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уж не заест меня среда.
(метилоранж)
Домашнее задание: Какие растения являются природными индикаторами?
Рефлексия: (на парте три полоски цветной бумаги: красная, жёлтая, синяя)
Устанавливаем критерии оценки: красный цвет – хорошо, жёлтый – безразлично, синий – плохо.
Как вы оцениваете свою работу на уроке? Работу своей пары?
Каким получился урок: обычным, скучным или очень понравился?
(задав в критериях отметки, можно оценить учащихся)
Литература
1) Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2009.
2) Гузей Л.С.,Сорокин В.В.,Суровцева Р.П.Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2001.
3) сайт Интернета http://www.alhimik.ru/fun/fun35.html (загадки про индикаторы).
К конспекту прилагается презентация.
Cм. приложение.