Урок окружающего мира по теме "Почва и ее состав". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Создать условия для формирования у учащихся умения изучить состав почвы при помощи постановки опытов.

Задачи:

1. Формирование общеучебных умений и навыков – работа с учебными текстами, участие в диалоге, овладение первоначальными умениями постановки опытов, изучение состава почвы.

2. Формирование умений учебного сотрудничества – умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

3. Воспитание внимательного отношения к слову, бережного отношения к окружающему миру.

Методы обучения: наглядный (использование ИКТ), словесный (доклады обучающихся, руководителя кружка “Эврика для малышей. Окружающий мир.”, школьного библиотекаря), практический (самостоятельное выполнение опытов обучающимися), объяснительно-иллюстративный (демонстрация опытов учителем), репродуктивный (выполнение обучающимися опытов по изучению состава почвы с использованием алгоритма), частично-поисковый (изучение состава почвы опытным путём).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная (словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем обучающимся), групповая (самостоятельная, практическая деятельность обучающихся, направленная на изучение состава почвы), индивидуальная (устные ответы у доски консультантов, доклады обучающихся).

Оборудование и наглядные пособия: м/медиа, учебник, тетрадь для самостоятельной работы; блюдечки с почвой, стеклянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, стеклянный стакан, воронка, бумажный фильтр, пипетка, предметное стекло, держатель, спиртовка, спички.

Приложение 1

Ход урока:

  1. Организационный момент:
  2. Учитель:

    Начинается урок,
    Он пойдёт ребятам впрок,
    Постарайтесь всё понять,
    Учитесь тайны открывать,
    Ответы полные давать,
    Чтоб за работу получать
    Только лишь оценку “5”!

- Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете, просигнальте мне, пожалуйста, с помощью смайликов (обучающиеся поднимают карточку – “настроение” в виде личика).

- Настроение у всех отличное, приступаем к работе.

  1. Актуализация знаний:
  2. Учитель: Сегодня мы проводим шестое заседание клуба “Мы и окружающий мир”. (Слайд № 1, на слайде запись “Шестое заседание клуба “Мы и окружающий мир”)

Для продолжения работы нам нужно выбрать председателя, который будет вести наше заседание (в результате голосования обучающиеся выбирают председателя заседания).

Председатель представляет детям гостей: Кабанова О. С. – руководитель кружка “Эврика для малышей. Окружающий мир”, Золотухина О. А. – школьный библиотекарь.

Приглашает всех присутствующих принять активное участие в очередном заседании клуба, объявляет тему (слайд № 2 “Почва и её состав”), предлагает по итогам заседания клуба подготовить сообщение к следующему уроку на тему “Что растения получают из почвы?”

  1. Освоение новых знаний:

Председатель зачитывает план работы заседания клуба (обучающиеся смотрят слайд № 3, на слайде план заседания клуба).

План заседания клуба по теме “Почва и её состав”:

  1. Доклад на тему: “Как образуется почва” - подготовила Ткачёва Настя.
  2. Вступительная беседа учителя.
  3. Опытная работа – изучение состава почвы, запись выводов в Тетрадь для самостоятельной работы (стр. 12, № 14).
  4. Подведение итогов – ответ на вопрос: “Что получают из почвы растения?”
  5. Почвы Архангельской области – сообщение руководителя кружка “Эврика для малышей. Окружающий мир” Кабановой О. С.

Председатель: Приступаем к работе в соответствии с планом. Слово предоставляется Ткачёвой Насте. Она подготовила доклад на тему: “Как образуется почва” (обучающиеся слушают доклад).

Председатель: Слово предоставляется Валентине Евгеньевне (обучающиеся слушают учителя и отвечают на вопросы).

Учитель: Я загадаю вам загадку. Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – выкопаешь много. Крошечное семечко превращается в огромный арбуз. Срежешь в лесу грибы, а они вырастают снова. Тоненький росток превращается в прекрасный цветок. Горстка семян делается большой грудой огурцов, моркови, помидоров, сладких ароматных фруктов и ягод. Что же это за чудесная кладовая? (почва)

-Что такое почва? (верхний плодородный слой земли). Главное свойство почвы – плодородие (слайд № 4, на слайде определение понятия “плодородие”)

-Что подразумевают, когда говорят: “плодородный слой”? Видимо, то, что в этом слое содержатся вещества, необходимые для роста и развития растений, без которых не бывает и плодов.

Чтобы узнать, что растения получают из почвы, я предлагаю вам изучить состав почвы, провести опыты и наблюдения.

Председатель: Сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей. Следующий пункт плана – изучение состава почвы опытным путём. (Слайд № 5, на слайде записано задание)

Для этой работы нам нужно разделиться на группы по четыре человека. В каждой группе есть консультант (консультантов заранее готовит учитель). Вам предстоит выполнить два опыта. План проведения опытов вы найдёте в учебнике (обучающиеся делятся на группы и проводят опыты: опыт 1 – стр.35, опыт 2 – стр. №36 в учебнике, слайд № 6, на слайде описание опытов).

Опыт 1: Разрыхлите палочкой комочек почвы. Рассмотрите её под лупой. Определите цвет почвы.

Найдите полусгнившие остатки корешков и листьев растений, части тел насекомых, червей и других мелких животных.

Запишите результаты своих наблюдений в тетради для самостоятельной работы.

Опыт 2: Опустите в стакан с водой комочек сухой почвы. Чем объясняется появление пузырьков воздуха? О чём свидетельствует опыт? (Вывод: в состав почвы входит воздух).

Дети проводят опыт, делают вывод и записывают в тетрадь для самостоятельной работы.

Учитель: Следующие три опыта невозможно провести без горелки, поэтому их проведу я, а вы внимательно наблюдайте за моими действиями и делайте выводы по результатам наблюдений. (Слайд № 7, № 8, на слайдах описание опытов. Обучающиеся наблюдают за действиями учителя и делают выводы. Консультанты делают обобщения.).

Третий опыт позволяет обнаружить в почве минеральные соли. (Ученик-консультант: соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.)

Четвёртый опыт наглядно доказывает учащимся присутствие воды в почве. (Ученик-консультант: вода, которая была в почве, при нагревании испарилась. Водяной пар поднимается вверх, но встречает холодное стекло и остывает, превращаясь в воду).

При проведении пятого опыта дети убеждаются, что в состав почвы входит перегной. (Ученик-консультант: а знаете ли вы, что перегной, который образовался из остатков животных и растений называется ещё гумусом, что в переводе с латинского означает почва, земля. Гумус – это “хлеб для растений”. В нём содержатся необходимые минеральные элементы питания растений. Содержание гумуса в почве повышает её плодородие, т.к. создаются благоприятные условия для развития и деятельности микроорганизмов. В почве живут и развиваются многочисленные живые организмы: бактерии, грибы, лишайники, а также дождевые черви. Кроме дождевых червей в почве живёт большое количество насекомых (жуки, муравьи), проделывающих многочисленные ходы, разрыхляющих почву и улучшающих её свойства. Именно перегной или гумус придаёт почве тёмный цвет. Чем больше перегноя, тем лучше и плодороднее почва. Наиболее богаты гумусом чернозёмы.)

Председатель: А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда вы бросили комочек почвы. (обучающиеся выполняют инструкции председателя заседания и отвечают на вопросы)

-Какая стала вода? (Мутная, на поверхности – мусор, останки листьев, насекомых).

-Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверху – глина). Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина. Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. Глина хорошо удерживает воду).

Сейчас, как настоящие учёные, вы должны занести результаты опытов в тетрадь. (Самостоятельная работа).

Председатель: Итак, следующий пункт плана – подведение итогов. Ответим сначала на вопрос “Что входит в состав почвы?”. Зачитайте ваши выводы в тетради. (Обучающиеся зачитывают свои выводы, которые они записали в тетради. Слайд № 9, на слайде состав почвы)

Сравним наши выводы с выводами Маши и Миши на стр. 37-38 в учебнике. (Дети читают соответствующий текст в учебнике и сравнивают свои выводы с выводами героев). Что скажете?

Ответим на вопрос “Что растения получают из почвы?”.

Ученик-консультант: Мы знаем, что у многих растений корни уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растения берет воду. Вместе с водой растение получает минеральные соли. Соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Солей в почве мало. Но их запас постепенно пополняется благодаря перегною.

Председатель: Следующий пункт плана – сообщение руководителя кружка “Эврика для малышей. Окружающий мир” Кабановой О. С. на тему: “Почвы Архангельской области”. (Обучающиеся слушают сообщение руководителя кружка. Слайды №10, №11, №12, № 13, № 14, на слайдах вид почв Архангельской области в разрезе).

Кабанова О. С.: “ На территории Архангельской области выделяют четыре основные вида почв.

Арктические почвы находятся на островах Северного ледовитого океана. Они большую часть года находятся в мёрзлом состоянии, оттаивая лишь летом на глубину 30-50 см.

Тундровые глеевые почвы находятся на Крайнем Севере. Эта почва почти весь год находится в мерзлом состоянии. На короткое время верхний горизонт оттаивает всего на несколько десятков сантиметров. При этом в почве создаётся переувлажнение. Тундровые глеевые почвы бедные питательными веществами.

Подзолистые почвы самые распространённые в таёжно-лесной зоне. Они встречаются под сосновыми и еловыми лесами. Подзолистые почвы отличаются низким плодородием и обладают высокой кислотностью.

Болотно-подзолистые почвы занимают около 20 % территории Архангельской области. Они имеют низкое плодородие, высокую кислотность, переувлажнение.

Итак, почвы Архангельской области имеют низкое плодородие, следовательно, чтобы получить хороший урожай, их надо удобрять”. [1]

    1. Закрепление изученного:

Председатель: Сегодня вы очень много узнали о почве. А сейчас проверим, как вы усвоили сегодняшний материал. Работаем в группах. Каждая группа получает кроссворд на тему “Состав почвы” (Обучающиеся самостоятельно решают кроссворд, выполняют самопроверку с экрана. Слайд № 15, на слайде кроссворд).

      Приложение 2.

Председатель: Давайте проверим кроссворд. (Обучающиеся проверяют кроссворд и отвечают на вопросы председателя. Слайд №16, на слайде кроссворд с ответами)

Какое слово получилось по вертикали? (Плодородие). Что о нём можете сказать? (Это основное свойство почвы).

    1. Домашнее задание:

Учитель: К следующему уроку подготовьте сообщение на тему: “Что растения получают из почвы?” (Слайд № 17, на слайде записано домашнее задание)

Председатель: Слово предоставляется школьному библиотекарю Ольге Александровне. Она познакомит нас с дополнительной литературой, которая поможет нам приготовить домашнее задание. (Обучающиеся слушают рекомендации школьного библиотекаря, который знакомит детей с дополнительной литературой по теме урока).

    1. Итог урока:

Председатель: Спасибо всем за работу. Заседание клуба прошу считать закрытым.

Список литературы:

  1. География Архангельской области (физическая география). 8 класс. Учеб. пособие для учащихся / Под ред. Н. М. Бызовой. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. – 237 с.