Цели урока:
- Сформировать представление учащихся о зоне степей;
- развивать познавательный интерес;
- умение использовать в работе ранее полученные знания;
- правильно выражать свои мысли, сравнивать, рассуждать,
- анализировать и делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Карта Волгоградской области,
- карта природных зон,
- плакаты,
- гербарий,
- карточки с названиями растений и животных,
Ход урока
I. Орг. момент.
– Здравствуйте, улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, опустите голову на парту. Повторяйте за мной:
– Я в школе на уроке, | – Память моя крепка. |
– Сейчас я начну учиться, | – Голова мыслит ясно. (Пауза) |
– Я радуюсь этому. (Пауза) | – Я хочу учиться. |
– Внимание мое растет. | – Я готов к работе, |
– Я, как разведчик, все замечу. | – Работаю. (Под музыку) |
II. Проверка домашнего задания.
– На прошлых уроках мы с вами изучали природные зоны. Сколько всего природных зон вы знаете?
– Как они называются?
– Покажите на карте, где расположена зона лесов, тундра, пустыня, степь.
– А теперь я буду называть вам основные признаки природной зоны, а вы должны будете отгадать, о какой природной зоне идет речь:
"Здесь очень продолжительная зима, суровое и совсем короткое лето. Но лето особенное: солнце светит и днем, и ночью, и темноты совсем не бывает. Поэтому-то приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придется не спать более двух месяцев".( Тундра)
"Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песчаными барханами. Удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность, озера без стока".( Пустыня )
"Какая ширь! Раздолье! Ни холмов, ни леса. Куда ни глянь, до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела! Иди в любую сторону: да что иди! Скачи верхом, мчись на автомобиле, на самолете и все будут приподниматься перед тобой края высокого неба, открывая все новые и новые просторы. А сколько цветов! И какие разнообразные: и алые гвоздики, и лиловые метелки шалфея, и золотые подмаренники, и много-много других: "( Степь)
– Молодцы, ребята, вы хорошо справились с моим заданием!
III. Сообщение темы и постановка целей урока.
– А в какой зоне мы с вами живем? (Зона степей)
– Как называется область, в которой находится наш город? (Волгоградская область)
– Сегодня на уроке мы поговорим о Волгоградской области, которая расположена в зоне степей.
– Посмотрите на доску, перед вами карта нашей области. На карте вы видите города, реки, которые расположены в нашей области. К концу урока мы должны будем с вами "поселить" на эту карту растения и животных, которые произрастают и обитают у нас.
– А сейчас я вам расскажу про нашу маленькую родину – Волгоградскую область, о том, что здесь все растения степи травянистые. Растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают. В земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и тюльпаны.
Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак.
Их листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги,
корни уходят глубоко в землю.
Многим растениям и животным степной зоны грозит
исчезновение. Главная причина – в распашке
степных земель. Люди превратили степи в поля. Ещё
одна причина: на нераспаханных участках степей
пасут скот. Неумеренный выпас приводит к
разрушению почв.
В Красную книгу занесены следующие животные
степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа,
кузнечик степная дыбка, растение пион
тонколистный.
Ещё одна проблема – браконьерство. Чтобы гнезда,
построенные на полях, не были разоренными во
время полевых работ, ученые создают специальные
питомники. Например, яйца дроф собирают и
помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они
подрастут, выпускают в степь.
– Закройте глаза и попробуйте представить себе степь. (Под музыку)
“Степь, степь: Лошади бегут, солнце все выше, и кажется, что тогда, в детстве, степь не была в июне такой богатой, такой пышной; травы в цвету – зеленые, желтые, лиловые, белые, и от них, и от нагретой земли идет аромат; и какие-то странные синие птицы по дороге: А на душе спокойно, сладко, и, кажется, согласился бы всю жизнь ехать так и смотреть на степь. Вдруг неожиданно глубокий овраг, поросший молодым дубом и ольхой; потянуло влагой – должно быть ручей внизу. На этой стороне, у самого края оврага, вспорхнула с шумом стая куропаток: "
– Поднимите руку, кто смог себя представить в этой степи.
– А похожа ваша степь на эту картину? (Демонстрация картины с изображением степи)
– Что же такое степь?
– Да степь – это очень ровная поверхность земли, иногда встречаются небольшие холмы. Степь покрыта травой, иногда кустарником.
– А видели ли вы деревья в нашем крае?
– Наша область бедна лесами. У нас есть леса, которые растут сами у берегов рек, есть леса, которые посадил человек – это лесополосы. У нас растут самые разнообразные деревья. И сейчас мы отправимся в гости к зеленым друзьям.
– Попробуйте по листку определить название дерева (клен, дуб, тополь, ива).
– А теперь отгадайте загадки:
Весной роняет слезы Белая: (береза) Если дунет ветерок, Прилетят в гости к ней |
Стоит летом золотая Сладким медом налитая. (Липа) Весною кудри
завила В каждый дом под новый год |
(Фигурки деревьев прикрепляются на карту степной зоны)
На доске
- ЧЕРЕМУХА
- РЯБИНА
- ОСИНА
– Откройте тетради, запишите тему нашего урока: "Зона степей ". Ниже запишите несколько названий деревьев, которые растут в нашем крае.
– А какие еще растения мы можем увидеть в нашей
области? (Демонстрация растений из гербария)
– Запишите в тетради несколько названий трав.
– Еще наша область очень богата лекарственными растениями. В народной медицине используют 12000 растений. Например, анютины глазки.
"Существует легенда, что анютины глазки – это девушка, превращенная за свое любопытство к чужой жизни в цветок. В медицине из цветков анютиных глазок делают капли от кашля".
– Как называется это растение? (Плакат с изображением ириса)
"На Дону называют петушки. Завезен к нам из Среднеземноморья. Название получил от имени греческой богини – Ириды. В переводе – радуга. Цветы по окраске похожи на радужную сеточку. Корни ириса входят в состав зубного порошка".
– Запишите в тетради названия нескольких лекарственных растений.
- БЕЛЕНА
- КРОКУС
- ИРИС
– Из многих лекарственных растений можно изготовить отвар. Этот отвар используют для профилактики простудных заболеваний и других болезней.
IV. Физминутка.
– А сейчас мы с вами немного отдохнем и заглянем в лесок.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки погреть.
Вот так, вот так,
Надо лапочки погреть.
Зайку кто-то напугал,
Зайчик прыг и ускакал.
Вот так, вот так,
Прыг-скок, прыг-скок,
Шустрый зайчик ускакал.
– Можем ли мы встретить зайца в наших краях? Каких еще животных можно увидеть в Волгоградской области?
– Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие же животные сейчас обитают в нашем крае.
"Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный?" (Волк)
"Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет". (Лиса)
"Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, на меня они глядят, молока они хотят". (Ёж)
"Кто в лесу тоннели роет,
На ручьях плотины строит?
Зубы, точно топоры –
Это трудятся: (бобры)".
– Представьте себе, что лось ударом копыта может срезать под корень двадцатилетнее дерево. Рога у 6-8-летнего лося весят больше 20кг.
(Фигурки животных прикрепляются на карту Волгоградской области).
- БОБРЫ
- ЛОСЬ
- ЁЖ
– Запишите в тетради названия нескольких животных.
– Посмотрите на нашу карту, как много появилось на ней животных и растений. Очень важная задача – сберечь сохранившиеся степи с их удивительным миром.
(Учащиеся читают стихотворение).
Я не хочу такого мира,
Где все так серо и уныло:
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.И трелью птиц веселой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав:Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли,
То возможно, то наверно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!
И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни! Помни! Помни!
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
– Какие меры предпринимают люди, чтобы сберечь природу нашего края?
– Для чего же нужна Красная книга? Вспомните, какие животные, и растения степей занесены в Красную книгу? Запишите их названия в тетрадь.
- КОВЫЛЬ
- ЖУРАВЛЬ КРАСАВКА
- ДЫБКА
- ДРОФА
V. Итог урока.
– В какой природной зоне мы с вами живем?
– Каковы характерные признаки этой зоны?
– Какие животные обитают в нашей области?
– Какие растения произрастают?
– А теперь я вам предлагаю перед следующим заданием посмотреть фильм о степи. (Просмотр фильма)
– Ну а теперь у вас творческое задание: изобразите степь такой, какой вы её себе представляете. Вы можете нарисовать рисунок о том, как нужно защищать и беречь природу. (Задание выполняется под музыку)
Выставка рисунков.
– Посмотрите, какая разная степь у вас получилась.
Степь.
Степь ты, степь моя, степь беспредельная,
Неоглядный простор и покой,
Где звучит, точно песнь колыбельная,
Голос ветра над ширью донской.
Залюбуешься легкой травинкою,
Спящей степи неброской красой,
Где ковыль, окрашенный росинкой,
Шелестит шелковистой косой.
Тихий свет по степи разливается
Чистой родниковой слезы.
И дрожит и лучом отражается
В тонких крыльях степной стрекозы.
(Г. Павленко)
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
– До свиданья! Спасибо за урок!
Список литературы.
- Поурочные разработки по окружающему миру к учебнику 4 класс А.А.Плешакова. "Окружающий мир" учебник 4 класс
- Стихотворение Вяземского “Степь”.
- Ресурсы Интернета.