Устный журнал "Дома, хранящие память"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, карточки с цифрами 1, 2, 3 для викторины, свечи в подсвечниках, на столике – перья в чернильнице, листы бумаги, книга В. Кораблинова «Жизнь Кольцова», на стене над столиком – портрет А.В. Кольцова и надпись «200-летию поэта посвящается».

Ход занятия

Слайд 1. Титульный

Слайд 2.

Учитель:

Сквозь окна домов смотрит тихая грусть.
Я снова и снова к тем окнам вернусь.
Хочу разглядеть в них то радость, то боль,
То чьё – то прощанье, то чью – то любовь.
Сквозь окна домов смотрит прошлое в нас,
И нету родней и пронзительней глаз. (Киселёва Е.)

Разные бывают дома – кирпичные и деревянные, низкие и высокие, старые и новые. Разные люди живут в них – весёлые и грустные, трудолюбивые и ленивые, счастливые и несчастные. Но у каждого дома своя история, своё прошлое. Дома, как старые альбомы, со временем становятся всё дороже и роднее для тех, кто в них живёт.

Сегодня мы перелистаем страницы устного журнала «Дома, хранящие память» и заглянем в историю нашего родного посёлка и историю Воронежского края.

Страница 1. Дом в славянском мироустройстве

Слайд 3. Ученик:

Дом – один из наиболее значимых объектов человеческого окружения. Дом в славянской народной культуре являлся центром основных жизненных ценностей, таких, как счастье, достаток, единство семьи и рода. Целая система бытовых запретов была направлена на то, чтобы удержать счастье и не дать ему покинуть жилище; в частности, не давали в долг то, в чём это счастье концентрировалось: огонь, хлебную квашню.

Дом, сооружённый руками хозяина или его родителей, воплощает идею семьи и рода. Тесно связан с культом предков и образ домового; он и является подчас в виде умершего хозяина. Домового переносят с собой при переходе на новоселье, он предчувствует будущее дома и плачет перед пожаром. Дом всегда был противопоставлен окружающему миру, как пространство закрытое – открытому, безопасное – опасному.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам вспомнить фразеологизмы со словами, обозначающими виды жилища (на слайде по щелчку появляются значения фразеологизмов, а сам фразеологизм должны вспомнить дети). Слайд 4.

  1. Непосредственно, свободно, без стеснения чувствовать себя (как у себя дома).
  2. Кто-либо со странностями, ненормален (не все дома).
  3. Меня совершенно не касается, не имеет никакого отношения (моя хата с краю).
  4. Разглашать ссоры, дрязги, происходящие между близкими людьми (выносить сор из избы).

Страница 2. Дело мастера боится

(История строительства жилых домов в Трудовском сельском поселении)

Ученик: Наш посёлок расположен в отдалении от автомобильных дорог, в живописном месте, окружённом прудами. Помимо центральной усадьбы бывшего совхоза «Дзержинский» в сельское поселение входят и два его отделения – п. Андреевка и СТФ.

Слайд 5. Дома в Андреевке вначале строили сами жители. Это были так называемые саманные домики. Строились они из самана – смеси, состоявшей из глины, навоза и измельчённой соломы. Всё это вымешивали с помощью лошади, на которую садились верхом. Потом смесь набивали в деревянные формы и сушили на солнце. Когда содержимое высыхало, получались кирпичи, из них строились дома. Саманные дома были очень тёплыми. Крыши таких домов крылись пучками соломы. Сначала их (пучки) окунали в жидкую глину, а потом мостили на крышу. Верхние ряды поливали глиной, чтобы не протекали, а также для укрепления и сцепления с нижними. Полы в таких домах были земляные, к праздникам их натирали смесью из глины, навоза и песка.

Слайд 6. На территории современной центральной усадьбы после войны располагалась 31-я исправительно-трудовая колония. Территория была в образцовом порядке. Бараки, построенные заключёнными, простояли до конца 60-х годов: в них жили рабочие совхоза с семьями.

После смерти Сталина, в 1953 году 31-ю колонию расформировали. Создается совхоз «Труд», который затем в ходе укрупнения становится отделением колхоза им. Ленина. Уже в это время работает большая строительная бригада, но жилья строится немного. Слайд 7. И лишь в 1965 году, когда наше сельхозпредприятие выделилось в отдельное хозяйство – совхоз им. Дзержинского под руководством Нечаева Евгения Андреевича – начинается регулярная застройка посёлка жилыми домами. В разное время по-разному организовывалось строительство. Например, часть домов построено «шибаями». Так называли шабашников-строителей, А ещё приезжали кавказцы: осетины, чеченцы. Они строили дома на левом берегу в начале 70-х годов, а современную улицу Зелёную тогда так и называли – «Осетинская». Так что очень хорошо в те времена уживались люди разных национальностей и ничего не делили.

Слайд 8. Постепенно, в течение 60-70-х годов сформировалась крепкая строительная база. В совхозе бывало до семи строительных бригад, стройцех, пилорама. Было много плотников, прорабы, мастера (десятники). Лес везли из Кировской области. Вагоны с лесом приходили на станцию Тресвятская. Здесь разгружали и пиломатериалы, и круглый лес, и рубленые дома – срубы (они были уже укомплектованы и с инструкцией по сборке). Для транспортировки их в совхоз использовались чаще всего машины «ЗИС – Урал», «ЗИЛ-57», «ГАЗ-51».

Интересный документ мы нашли в доме бывшего старшего прораба Амелина Ивана Васильевича. Это проект строительства 22-х квартирного жилого дома по улице Центральной в 1972-1973 гг. Слайд 9.

Директором совхоза в то время был Прокофьев Ю.А. В проекте подробно описаны все объекты, которые предполагалось строить и обустраивать: двухэтажный жилой дом, твёрдое покрытие, 15 деревьев, кустарников – 146; хозсараи – 22; песочница; качели; горки; скамьи.

Активное жилищное строительство велось при директоре Кравченко Павле Сергеевиче (возглавлял совхоз Дзержинский с 1982 года). В эти годы был построен микрорайон, состоящий из трёх улиц: Школьная, Молодёжная, Солнечная. Слайд 10,

Правда, неудачно было выбрано место для строительства, так как на этом месте всегда было болото, местные охотники любили пострелять здесь уток. Шефствовал над совхозом завод «Электроника». Оттуда выделяли строительную бригаду, технику, краны для укладки блоков. Стали строить. Но опять не всё было гладко… Трубы брали какие придётся. Проводку делали некачественно: включаешь утюг, загорается лампочка. Многое пришлось потом переделывать. Микрорайон стал последним объектом строительства жилых домов в нашем посёлке.

Слайд 11. В целом примерная хронология строительства по улицам выглядит так: Садовая, Зелёная, Дорожная, Центральная, Новая, Микрорайон – Школьная, Молодёжная, Солнечная (названия улиц появляются на слайде в хронологической последовательности).

До настоящего времени сохранились дома, построенные во времена существования 31-й исправительно-трудовой колонии, в них и сейчас проживают люди. Это дома на Левобережной улице: №1, №2 во времена колонии в нём жили главврач, зоотехник, главбух), №3, №4, №7. Слайд 12.

Страница 3. Викторина по истории строительства в посёлке Трудовое

(Учащимся 8-11 классов, изучавших историю посёлка на занятиях элективного курса «Мой край в истории страны», заранее раздаются карточки с цифрами 1,2,3, которые они поднимают в ответ на вопрос викторины, правильный ответ демонстрируется на слайде по щелчку)

Слайд 13.

  1. Когда был основан наш посёлок Трудовое?
    1. 1856
    2. 1832
    3. 1910

  2. Что находилось на территории посёлка с послевоенных лет до 1953 года?
    1. Исправительно-трудовая колония №31
    2. колхоз имени Ленина
    3. совхоз "Дзержинский"

  3. Кто из директоров отличался любовью к лошадям и сам участвовал в скачках?
    1. Нечаев Е.А.
    2. Кравченко П.С.
    3. Гребенник В.Н.

  4. При каком из директоров улицы были асфальтированы, а в центре села построили здание Дома культуры?
    1. Есиков
    2. Нечаев
    3. Кравченко

  5. Кто из директоров переименовал наш совхоз в совхоз "Дзержинского"
    1. Гребенник
    2. Нечаев
    3. Есиков

  6. Как называли в 60-е годы улицу Зелёную?
    1. Грузинская
    2. Армянская
    3. Осетинская

  7. При директоре Кравченко были построены дома:
    1. на ул. Левобережной
    2. в микрорайоне
    3. на ул. Зелёной

  8. Где располагалась школа до того, как было построено современное типовое здание?
    1. в здании общежитий (ныне разрушенных)
    2. в здании почты
    3. в здании сельской администрации

  9. Как называются рубленые дома?
    1. избы
    2. срубы
    3. отрубы

  10. Как называются дома из смеси глины и соломы?
    1. сенцы
    2. саманные
    3. глинобитные

Учитель: Угадай, на какой улице находится дом

Ученикам демонстрируются фотографии домов, они должны ответить на вопрос: «На какой улице находится дом?» Слайд 14.

Страница 4. Дом, в котором я живу

Слайд 15.Ученик: К поиску информации о строительстве домов присоединились и ученики 3–6 классов. Они провели мини-исследования и нарисовали свои дома.

Слайд 16. Нужный Алексей, 6 класс: «Дом, в котором я живу, находится на улице Левобережной, 13. Построен он был в начале 70-х годов. Кто его строил, я не знаю, но знаю, что этот дом строился как служебное помещение. Сначала половину дома занимал сельсовет, а вторую делили почта и КБО. Потом КБО закрыли, почта заняла всю половину. Сельсовет перешёл в другое помещение. Две комнаты, которые он занимал, одно время пустовали. В 1995 году сюда переселилась моя мама. Сейчас в нём живёт моя семья: мама, папа и я. Дом мне дорог потому, что я в нём родился. Пусть он не большой, но зато тёплый и уютный. А вокруг моего дома красивая природа и пруд».

Слайд 17. Гавриленко Константин, 4 класс: «Мой адрес: улица Левобережная, дом 2, кв. 1. Дом был построен в 50-ые годы прошлого века. Дом строили заключенные колонии, и предназначался он для офицеров. После расформирования колонии в 1953 году в нем жили работники совхоза. Мы поселились в этом доме в сентябре 2002 года. Дом нам дорог тем, что после переезда из Украины мы нашли в нем теплый приют. Нас тепло встретили соседи и помогли нам, чем могли».

Учитель: А ребята 8 класса в этом году знакомились с историей нашего посёлка на занятиях элективного курса «Мой край в истории страны». Свой взгляд, своё отношение к родному посёлку они выразили в форме синквейна.

Синквейн – это пять ступенек осмысления любого понятия. Слайд 18.

1 ступень – записать само понятие.

2 ступень – описать это понятие двумя прилагательными.

3 ступень – тремя глаголами описать действия в рамках этого понятия.

4 ступень – фразой из четырёх слов выразить своё отношение к этому понятию.

5 ступень – выразить суть понятия в одном слове.

Шевляков Михаил. Слайд 19.

Трудовое
Красивое, обширное.
Живёт, работает, веселится.
Я люблю своё село.
Восторг.
Посёлок
Современный, красивый.
Расцветает, обновляется, улучшается.
Всё меняется к лучшему.
Возрождение.

Чистяков Андрей Слайд 20.

Трудовое.
Тёплое, красивое.
Живёт, работает, радуется.
Это мой уголок Родины.
Радость.
Трудовое.
Доброжелательное, приветливое.
Трудится, отдыхает, рождается.
Люди.

Салмин Виктор Слайд 21.

Трудовое.
Тихое, спокойное.
Дремлет, живёт, не торопится.
Пусть будет всё, как было.
Тишина.
Трудовое.
Старое, непознанное.
Дышит, манит, удивляет.
Хочу проникнуть в тайны.
Загадка.

Учитель: Разные бывают дома – кирпичные и деревянные, низкие и высокие, старые и новые. И у каждого дома своя история, своё прошлое.

Но случается так, что дома уже давно нет, а память о человеке, жившем в нём, хранится целым народом. О таком человеке наш рассказ.

Страница 5. Певец земли воронежской

Учитель: Первая половина XIX века… (Открывается импровизированный занавес, зажигаются свечи, на столике – перья в чернильнице, листы бумаги, книга В. Кораблинова «Жизнь Кольцова». На стене над столиком – портрет Кольцова и надпись «200-летию поэта посвящается»).

Слайд 22. Алексей Васильевич Кольцов – наш воронежский поэт.

В Воронеже не сохранился дом, в котором поэт родился и жил. Даже его точное местоположение до недавних пор не было точно известно. Поэтому в 1959 году, когда отмечали 150-летие поэта, памятную доску прикрепили на соседний дом. Слайд 23. Вот эта памятная доска на доме №46 на проспекте Революции (бывшая улица Большая Дворянская). В 1985 году, когда обнаружились уточняющие сведения, мемориальную доску перенесли на дом №46.

Познакомимся с другими памятными местами, связанными с Кольцовым.

Слайд 23. Сохранилась Ильинская церковь (Севастьяновский съезд, 26), в которой в 1809 году крестили маленького Алёшу. Сейчас эта церковь, построенная в 1770 г., является действующей.

В 1837 году Воронеж посетил знаменитый поэт Жуковский. Он сопровождал будущего императора Александра II в поездке по России. Кольцов встретился с Жуковским в доме губернского предводителя дворянства Тулинова, о чём напоминает мемориальная доска из красного гранита, открытая в день 160-летия Кольцова в 1969 году. Слайд 23.

Слайд 23. Дом губернского предводителя дворянства Тулинова на проспекте Революции, 30 (бывшая улица Большая Дворянская) и памятная доска на доме Тулинова.

(Авторы: И.Д. Рудыкин и Н.Н. Ерёменко)

Слайд 24. Один из старейших театров страны – Академический театр драмы имени А.В. Кольцова. Без малого 200 лет театр работал в своём старинном здании, построенном в 1802 году. Сейчас оно находится на реставрации. С 2001 года театр даёт представления в новом здании.

Слайд 24. И, конечно же, памятники Кольцову. Один открыт в 1868 г. в Кольцовском сквере (скульптор А. Трискорни). Это вообще первый памятник литератору в Воронеже. Другой открыт в 1976 г. на Советской площади (скульпторы П.И. Бондаренко и И.А. Савичев).

Ученик: Кто же он, Алексей Васильевич Кольцов? О чём мечтал, о чём писал, как жил и почему остался в памяти народа? Слайд 25. Родился Алексей Васильевич Кольцов 3 октября 1809 г. Отец его был прасолом. В наши дни мало кто сможет объяснить, что это такое. Прасол – это скупщик мяса и рыбы для розничной распродажи. Корень слова от «прашить» – добывать, промышлять. Короче говоря, отец Кольцова был купцом и купцом повелел быть сыну. Алёшу отдали в Воронежское уездное училище, с тем, чтобы через год забрать его оттуда. На этом завершилось образование будущего поэта. С детства Кольцов вынужден был заниматься любезными отцу прасольскими делами. Перед взглядом будущего поэта проходили стада скота, он присутствовал на бойне, ездил по базарам, «обманывал людей и иногда подличал», как скажет он сам поздней.

Отец Алексея Васильевича, по его словам – «человек простой, купец, спекулянт», был натурой жёсткой, крутой, его боялись. Причиной одной из самых горьких драм поэта был он же, его отец. Зная, что Алексей без памяти полюбил служанку-красавицу, отец продал её; насильно выдали её замуж, муж пил, бил, и вскоре она умерла. Эта боль была неутихающей, жгучей. Алексей тяжело заболел, несколько дней лежал без памяти в горячке и не смог оправиться от болезни окончательно. Мук этой несчастной любви хватило на всю его недолгую жизнь.

Слайд 26. (Звучит музыка – П.И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня»)

Ученик: Не шуми ты, рожь

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

Мне не для чего
Собирать добро,
Мне не для чего
Богатеть теперь!

Прочил молодец,
Прочил доброе
Не своей душе –
Душе-девице.

Сладко было мне
Глядеть в очи ей,
В очи, полные
Полюбовных дум!

И те ясные
Очи стухнули,
Спит могильным сном
Красна девица!

Тяжелей горы,
Темней полночи
Легла на сердце
Дума чёрная!

Слайд 27.

Чаще всего и неохотнее всего поэт видел вокруг себя купцов, мещан, а желанней всего для него было наблюдать деревенских землепашцев. В лаптях, в рваных кафтанах, в нужде и заботах. До этого в русской поэзии было немного строк, воспевающих радость труда. И вдруг «из самых глубин нации зазвучал такой голос, как голос Кольцова» (Герцен А.И.).

Слайд 28. (Звучит музыка – П.И. Чайковский «Июль. Песнь косаря»)

Ученик: Отрывок из стихотворения «Косарь»

Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Чёрному
Понадвинулась!
В гости я к тебе
Не один пришёл:
Я пришёл сам-друг
С косой вострою;
Мне давно гулять
По траве степной
Вдоль и поперёк
С ней хотелося…
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньей, коса,
Засверкай кругом!

Слайд 28. (Звучит музыка – П.И. Чайковский «Июль. Песнь косаря»)

Ученик: Отрывок из стихотворения «Молодая жница»

Высоко стоит
Солнце на небе
Горячо печёт
Землю-матушку

Душно девице,
Грустно на поле,
Нет охоты жать
Колосистой ржи.

Всю сожгло её
Поле жаркое,
Горит – горма всё
Лицо белое.

Голова со плеч
На грудь клонится,
Колос срезанный
Из рук валится.

Слайд 29. (Звучит музыка – П.И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня»)

Учитель: Алексей Васильевич Кольцов, начинающий поэт, едет в Москву, в Петербург. Там он знакомится с Белинским, Жуковским, Чаадаевым и, конечно же, с Пушкиным. Алексей мечтает успеть в жизни хорошенько изучить русскую и мировую историю, выучить немецкий, прочитать Шекспира, Гёте, Байрона, углубиться в астрономию, географию, ботанику, зоологию и другие науки. Собирается два года поездить по России, пожить год в Питере. Он мечтает отделаться от замучивших его торговых дел и отдаться учению и творчеству. Но отец, семья держат Кольцова.

Слайд 29. (Звучит музыка – П.И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня»)

Но, увы, нет дорог к невозвратному!
Никогда не взойдёт солнце с запада! (А.В. Кольцов)

Здоровье его было подорвано непосильной работой на семью, постоянной погружённостью в прасольские заботы. Запутанные торги и долги отца он вынужден был распутывать. Семья же ему не помогала. Как свидетельствует Белинский, его ежеминутно оскорбляли, мучили, дразнили, как дикого зверя в клетке. Иногда не на что было купить лекарства, чаю, свечей. Мать украдкой от всех приносила обед и ужин. Алексей Васильевич Кольцов умер 29 октября 1842 г. в возрасте 33 лет.

Ученик: (читает отрывок из романа «Жизнь Кольцова» Кораблинова В.А.:

«В Воронеже довольно равнодушно встретили известие о смерти Кольцова…
Первого ноября из ворот кольцовского дома работники вынесли гроб. Плачущую маменьку вели под руки дочери. Василий Петрович шагал, сердито хмуря косматые брови…
– Отмучился, головка горькая! – широким крестом перекрестился Пантелей, закрывая ворота.
За гробом шли двое офицеров, Малышев, Башкирцев и человек десять людей неизвестных».

Алексей Васильевич Кольцов похоронен на Митрофаньевском кладбище Воронежа. Слайд 29.

Справа от могилы Алексея похоронены были его родители, слева – сестра Анисья с младенцем-сыном. На могиле Кольцова – надгробие из чёрного гранита.

Слайд 30. Учитель:

«Все творенья в божьем мире
Так прекрасны, хороши!
Но прекрасней человека
Ничего нет на земле!» – писал самобытный народный воронежский поэт Алексей Васильевич Кольцов.

Литература:

  1. Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа. – Воронеж: Воронежский университет, 1994. – 214 с.
  2. Кольцов А.В. Стихотворения. – М.: Детская литература, 1979. – 127 с.
  3. Кононов В.И. Воронеж: путеводитель по городу. – Воронеж, 2003. – 64 с.
  4. Кораблинов В.А. Жизнь Кольцова. Жизнь Никитина. Центрально-Чернозёмное книжное издательство. – Воронеж, 1976. – 591с.
  5. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б.Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008. – 384 с.
  6. Материалы школьного музея (воспоминания, фотографии, документы).
  7. Родина. Издательство «Пресса». 1994, № 5.
  8. Тонков В. А.В.Кольцов. Жизнь и творчество. Воронежское книжное издательство. 1953, 304 с.
  9. www.2voprosa.ru/1780.php
  10. vrnplus.ru/dostoprim.php?id=42