Цели и задачи внеклассного мероприятия.
- Воспитание у учащихся в процессе игры таких качеств, как коллективизм. Дружеское отношение к товарищам, а также развитие организаторских способностей.
- Научить детей умению рассказать содержание игры и объяснить её.
- Познакомить с играми разных народов.
- Воспитывать стремление к знакомству с новыми играми.
Подготовительная работа. Детям заранее было предложено самим найти считалки.
Игры.
Место проведения. Спортивная площадка.
Участники. Ученики 4-го класса и ученики 1 класса.
Проведение внеклассного мероприятия
1. Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя.
Каждый раз, когда вам говорят: “ Давайте поиграем…”, в классе возникает
весёлое оживление. А всё почему? А потому, что игра вносит в вашу жизнь радость, делает её содержательной и интересной, расширяет запас двигательных навыков.
В основном подвижные игры созданы на основе художественного поэтического текста и проводятся с речевым сопровождением. Содержание таких игр составляют сюжет и двигательная активность, ограниченная определёнными правилами. В поэтических текстах, лежащих в основе подвижных игр, присутствует тот или иной игровой образ, воплощённый часто в хорошо знакомых вам персонажей. Это волк, коршун, пчёлка и др. Кроме того, звучание этих поэтических произведений имеет двигательную природу, а потому играть в сопровождении таких текстов легко и естественно, как под музыку.
В интенсивных подвижных играх используются активные движения: бег, прыжки…В них присутствует момент неожиданности, “опасности”, элементы соревнования.
Игры средней и малой интенсивности включают в себя менее активные двигательные действия. Их используют, чтобы сосредоточиться, развивать сообразительность, выдержку, память.
Игры проводятся как на воздухе, так и в закрытом помещении, а также на переменах.
И вот сегодня мы с вами будем играть на спортивной площадке.
(Подготовленные дети 4 класса проводят игры, которые выберут первоклассники из “Ромашки”)
3. Проведение игр.
Название игры написано на одной стороне лепестка. Один из первоклассников выбирает любой лепесток.
Интенсивные подвижные игры.
1. Разноцветный мячик.
Разноцветный мячик
По дорожке скачет.
По дорожке, по тропинке,
От берёзы до осинки,
От осинки поворот–
Прямо к Ире (имя играющего)
В огород! (В. Суслов)
Играющие перекидывают мяч от одного к другому. На две последние строки получивший мяч отбивает его от пола (4 раза) , после чего все убегают, а названый по имени водящий старается осалить мячом убегающих от него участников игры.
2. Дождик.
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал
И устал, и перестал! (И. Токмакова)
Играющие свободно размещаются на площадке. С началом текста все исполняют произвольные движения. С последним словом ПЕРЕСТАЛ все движения прекращаются. Участники игры как бы застывают. Ведущий, проходя мимо детей, замечает того, кто пошевелился, и, тот выходит из игры. Движения могут быть использованы различные. По желанию играющих: прыжки, качалочка, верёвочка и др. В конце игры ведущий отмечает тех, кто исполнял самые лучшие движения. Стихотворение декламирует ведущий или группа ребят, не участвующих в игре. Звучит оно звонко, задорно, но не очень быстро.
3. Лягушка и журавль.
Ведущий.
Прыгают лягушки
И кричат друг дружке.
Лягушки.
Квак-квак!
Прыгай так!
Квак-квак!
И вот так!
Квак-квак!
И вот так!
Журавль.
Чвок-чвак!
Чвок-чвак!
По болоту ходят так!
Журавлиные
Ноги длинные.
Я лягушку отыщу,
Из болота вытащу!
1-я лягушка.
Ква-ква!
Ты жива?
2-я лягушка.
Ква-ква!
Ква-ква!
Я жива,
жива,
жива!
С началом текста лягушки прыгают на корточках, вытянув вперёд руки с широко расставленными пальцами. С появлением журавля, который ходит, высоко поднимая ноги и оттягивая носки, лягушки сидят на корточках, прикрывая головы ладонями рук (спрятались в воду). Они стараются не шевелиться, когда журавль проходит между ними. Если лягушка пошевелилась, журавль уводит её с собой. После возвращения журавля игра возобновляется.
Игры средней и малой активности.
4. Потешки.
Не по тропе, | “о” охало, |
А около | “о” окало |
Катилось | “о” Не на тропе, |
И охало. | А около.(И. Демьянов) |
Все играющие стоят по кругу и перекатывают обруч (это буква “о”) от одного к другому соответственно размеру стихотворения: одно перекатывание на каждую строку. Тот, на ком закончилось перекатывание, должен быстро назвать слово со звуком “0”. Если играющий замешкался, он на время выбывает из игры, зато в конце игры он должен придумать три слова с “о” в начале слова, в середине и в конце.
5. Волк-волчок.
Волк-волчок,
Шерстяной бочок,
Через ельник бежал,
В можжевельник попал,
Зацепился хвостом,
Ночевал под кустом. (Н. Колпакова)
Дети становятся по кругу. За кругом – волк. С началом стихотворения волк бежит за кругом. Бег его широкий, размашистый. С концом текста он присаживается на корточки за спиной кого-либо из детей. Тот и становится все дети в умеренном темпе.
6. Топор.
Взял Егор в углу,
С топором пошёл во двор.
Стал Егор чинить забор,
Потерял Егор топор.
Вот и ищет до сих пор,
Поищи и ты топор! (И. Демьянов)
Ведущий (сначала взрослый) прячет в ладонях одного из играющих маленький предмет (топорик). Стихотворение произносят хором. Тот из играющих, на кого пришлось слово топор, идёт его искать.
7. Маляр и краски (“Буяну-буяну” – Татария).
В игре участвуют в основном дети дошкольного и младшего школьного возраста, от 5 до 40 человек.
На расстоянии 20-30 м чертят две параллельные линии. На одной из них устанавливают гимнастические скамейки. Сбоку между линиями чертят круг диаметром 3-4 м – “дом маляра”. Выбирают водящего и “маляра”, остальные игроки становятся “красками”.
“Краски” садятся на гимнастические скамейки или на траву в один ряд. Отослав “маляра” в его “дом”, водящий распределяет между играющими краски: красную, зелёную, жёлтую и т.д. По сигналу руководителя к водящему (он стоит рядом с “красками”) подходит “маляр” и спрашивает: Бабушка, бабушка, я пришёл за краской. Разрешите взять? У меня, дружочек, красок много очень. Какую тебе дать?
“Маляр” называет какую-нибудь краску, например красную. Участник игры, получивший название “красная краска”, быстро встаёт и бежит до второй линии. “Маляр” пытается догнать его и коснуться рукой. Если ему это удаётся, то он отводит “краску” в свой “дом”. Если “маляр” не поймает “краску”, то она возвращается к себе в “дом”(на скамейку) и “меняет” цвет. После этого игра повторяется.
Правила.1) Ловить “краски” можно только до противоположной линии площадки. 2) “Маляра” запрещается ловить игрока, пока тот не встал с гимнастической скамейки или с земли.3) Не добежав до второй линии, “краска” не имеет права вернуться обратно и сесть на скамейку.
8. “Метание мяча в зоны”.
Чертится площадка длиной 5 м и шириной 2 м. Она делится на 5 однометровых зон. На расстоянии 3-5 м от меньшей стороны обозначается линия броска. Для броска можно использовать волейбольный или теннисный мяч. Каждому игроку предоставляются три попытки. Вначале нужно попасть в первую зону, затем во вторую и т.д. За попадание в первую зону начисляется 1 очко, во вторую зону – 2 очка, в третью зону – 5очков, в четвёртую зону – 7 очков, в пятую зону – 10 очков.
Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков.
9. “Маялка” (Белорусская игра с мячом).
Играют преимущественно девочки. Место для игры – любая площадка на воздухе. Инвентарь – мяч. Играют 7-15 человек.
Играющие выбирают водящего. Рисуют на земле круг диаметром 4-6 м, в который становится водящий, и в 3-4 м от него – полукруг. Затем все, кроме водящего, становятся на линию этого полукруга. Водящий подкидывает вверх над кругом мяч и быстро называет имя кого-либо из играющих. Названный должен подбежать к кругу, поймать мяч и вернуть (передать) его водящему. Тот, кто не поймает мяч, выбывает из игры. Когда на полукруге останется только три игрока, водящий говорит: “Все!” Это значит, что все трое одновременно должны ловить мяч. Кто поймает, тот и выиграл.
Правила.1) Водящий может вызывать одного и того же игрока не боле 3 раз подряд. 2) Если подброшенный водящим мяч упадёт за пределами круга, значит, водящий сам “замаялся”. В этом случае игру приостанавливают и выбирают нового водящего.
10. “Дай платочек” (“Десмалы вер” Азербайджанская игра).
Играют дети от 6 до 40 человек. Для игры требуется два маленьких платка.
Играющие делятся на две равные по численности команды и выстраиваются шеренгами одна против другой вдоль противоположных сторон площадки на расстоянии 10-15 м друг от друга. Руки держат за спиной. Выбранные капитаны команд, получив по платку, обходят свои шеренги сзади и незаметно кладут платки в руки кому-нибудь из участников, стоящих в шеренге, таким образом, чтобы остальные не заметили, кому отдан платок. Затем руководитель игры (вожак) говорит: ”Дай платок!” Те, у кого находится платки, стремительно выбегают и передают их руководителю, который стоит посредине у боковой линии. Кто из выбежавших участников первым передаст платок, тот получает 1 очко для своей команды. Выигрывает команда, у которой больше очков.
Правила.
1) Два раза одному и тому же игроку выбегать
нельзя (то есть один и тот же игрок не должен
получать платок более 1 раза.
2) Без команды руководителя выбегать из шеренги
не разрешается.
4. Подведение итогов.
Поиграли мы неплохо.
Встретимся ещё не раз!
А теперь ответьте хором
Понравилось ли вам играть?
– Да!
Вам, ребята, дам задание.
Искать, учить, играть!
А теперь всем до свидания!
И до новых встреч!