Открытый урок математики по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • учить применять теоретические знания при выполнении практических заданий; познакомить учащихся с названием компонентов и результатом действия вычитания, с разностью как выражением.

  • развивать внимательность, логическое мышление, наблюдательность, способность самостоятельно проводить анализ, делать выводы.

  • воспитывать интерес к предмету, взаимопонимание и дружеское отношение к одноклассникам в совместной работе.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие по сказочному городу… “Цифр” и сделаем маленькое открытие для себя.

-Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (внимательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать друг друга ).

А вот мы и встретились с первыми жильцами этого города. Назовите их.

Слайд № 1

II. Каллиграфическая минутка.

а) Индивидуальная работа

б) Фронтальная работа

11,22,33,44,55,66,77,88,99,100, 111

- На какие группы вы можете разделить числа? (четные, нечетные)

- Что заметили? (записано с помощью одной цифры)

- Что такое цифра? (знак, с помощью которого записывают числа)

- Выпишите в тетрадь цифры, с помощью которых записано каждое число

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Назовите

- Что получилось? ( отрезок натурального ряда)

- Каким способом можно проверить вашу работу? ( поменяться тетрадями, сверить с доски, один ученик читает, а остальные проверяют )

Проверим работу последним способом.

III. 1.Математический диктант ( с данными цифрами)

-Обведите число в кружок.

На сколько 7 больше 4?

Какое число следует за числом 8?

10 уменьшить на 5. Л легко

Первое слагаемое 6, второе слагаемое 4, найдите сумму. Т трудно

6 увеличить на 2.

5 – это 4 и сколько?

Какое число предшествует числу 8?

3 9 5 10 8 1 7

- Какое число самое большое? А маленькое?

- На сколько оно меньше?

- Как определили?

- Какие цифры не обвели? (2,4,6)

- Составьте пример на сложение с помощью этих чисел. (2 + 4 = 6)

- Составьте задачу по этому выражению.

- Назовите вид задачи.(Увеличение на несколько единиц)

- Какой ещё пример на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой?

(Под примером появляется второй пример: 4+2=6).

- Какое свойство использовали для его составления? (Переместительное).

- Прочитайте пример разными способами.

- Составьте пример на вычитание с этими числами. ( 6-4=2 или 6-2=4).

IV. Постановка проблемы.

- При сложении каждое число имеет свое имя

- Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя и сегодня мы их определим?

V. “Открытие” детьми нового знания.

- Начнём своё исследование.

- Для начала вспомните, что значит “вычесть”? (Взять, отложить, убрать…)

- Что обозначает первое число? (Сколько было вначале).

- Что показывает второе число? (Сколько взяли).

- А третье число? (Сколько осталось).

- Какое число из трёх самое большое? (Первое).

- Как вы думаете, почему? (Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть).

- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Оно уменьшается).

Учитель обращает внимание на звучание слова “уменьшается”.

- То как может называться это число? (Выясняется, что УМЕНЬШАЕМОЕ).

- Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).

- Значит, как его называют? (По аналогии выясняется, что ВЫЧИТАЕМОЕ).

- А третье число (сообщает учитель) показывает разницу между первым числом и вторым.

- На сколько 6 больше 4? (На 2).

- Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу.

- Как же называется третье число? (Выясняется, что это РАЗНОСТЬ).

В ходе “открытия” нового знания на доске появляются подписи чисел: “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”.

- Если результат вычитания называется “разность”, то пример на вычитание можно назвать так же? Почему? (Да. Между ними стоит знак “=”).

Проблема разрешена.

- Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании (дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания).

VI. Физкультминутка.

Мы 7 раз в ладоши хлопнем

8 раз ногами топнем

3 (2) мы вычтем из 6 (8)

Сколько раз присесть должны?

VII. Первичное закрепление.

1. Работа с учебником.

- Давайте сверим своё открытие с учебником. Откройте с. 33. Прочитайте шёпотом выделенные слова вверху. Рассмотрите рисунок.

- Назовите уменьшаемое.

- Назовите вычитаемое.

- Назовите разность.

- Как теперь можно прочитать пример на вычитание? (Разность чисел 6 и 1 равна5).

2. Пришло время применить свои знания на практике.

1 группа.

уменьшаемое

8

9

9

9

9

10

10

вычитаемое

3

4

5

6

7

8

9

разность

             

 

2 группа

уменьшаемое

8

9

9

9

9

10

10

вычитаемое

3

4

5

6

7

8

9

разность

4

5

6

3

2

5

4

6

7

2

3

6

4

5

2

3

2

4

1

2

3

Назовите новых жильцов города.

5 5 4 3 2 2 1

3. Работа в парах.

Цифры приготовили вам конверт с заданием: выпишите только разность и найдите значение выражения.

5 -1, 6=6, 7 - 2, 8 > 5, 3 = 3, 10 -2 -5 , 8 -2

Назовите, какие цифры приготовили вам задание

4 5 3 6

- составьте выражения , используя новые термины.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Игра в слова.

Операция вычитания производится не над совокупностями предметов, а над совокупностями букв – “ словами”.

- Из некоторых слов с помощью вычитания получили новые слова. Составьте и решите соответствующие примеры:

После выполнения детьми самостоятельной работы они сверяют свои примеры с записями на доске.

- У меня получились такие примеры, а у вас?

- Прочитайте примеры, используя наше “открытие”.

VIII. Итог урока.

- Какое открытие мы сделали на уроке?

- Как называются числа при вычитании?

- Вам понравилось делать открытия?

- Кто доволен своей работой, поднимите руку.

- Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо всем за работу.

Список использованных источников

1.Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч. серия “Академический школьный учебник”, Москва “Просвещение” 2009г

2.Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.

Математика: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч. Москва “Просвещение”2009 г.

См. приложение 1.

См. приложение 2.