Еще Джордано Бруно писал: "Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов". М.М.Кольцова, занимаясь изучением условий развития речи, экспериментально доказала, что "рука – это второй центр речи, и развитие речевой зоны идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук", то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, исходящих от пальцев рук. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) теснейшим образом связаны между собой.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка "пользоваться этими движениями – держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить". Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и, прежде всего, у него возникают проблемы с речью. А если учесть патологическую инертность корковых процессов у умственно отсталых детей, то проблема развития мелкой моторики становится крайне актуальной.
В специальной литературе последних лет работы по формированию и совершенствованию общих движений тонкой моторики пальцев рук рассматриваются как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением речи. Поэтому при проведении логопедического обследования умственно отсталых детей я проверяю состояние произвольной моторки пальцев рук, которое включает в себя исследование статической и динамической координации движений. Исследование показывает, что у умственно отсталых детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, их движения неточны, темп даже самых легких упражнений замедлен, наблюдаются нарушения переключения от одного движения к другому. Кроме того, для детей с дизартрией показательны гиперкинезы, невозможность удержания созданной позы.
Работу по развитию мелкой моторики пальцев начинаю с массажа кистей рук. Для большей эффективности использую природный материал: шишки, камушки, деревянные палочки, а также шарики из различного материала, ленту-липучку. Одним из видов работы по развитию мелкой моторики пальцев рук являются "пальчиковые игры", или пальчиковая гимнастика. Игры эти, эмоциональные, увлекательные, очень нравятся детям. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, явления природы, людей и их деятельность. Работу начинаю с разучивания комплексов пальчиковой гимнастики, которые подбираю соответственно теме занятия. Например, первый комплекс: "домик", "замок", "заяц", "коза"; второй комплекс: "цветок", "лодка", "рыбка", "лягушка".
После того как дети освоят свободное выполнение основных комплексов пальчиковой гимнастики, перехожу к составлению рассказов, в которые включаю упражнения из разучиваемых комплексов. Например, при проведении урока по преодолению общего недоразвития речи в первом классе по теме "Обитатели ближайшего водоема' использую рассказ:
- Ребята, сегодня мы с помощью наших пальчиков отправимся на пруд.
Пальчики проснулись и потянулись (показ пальчиками).
Поздоровались друг с другом,
Вышли из домика,
Закрыли дом на замок
И отправились к пруду.
Их путь лежал через поляну,
На которой паслись козы.
Еще на полянке уточки щипали травку,
А курочки клевали зернышки.
Через полянку проскакал зайчик.
Зайчик был необыкновенный: он умел шевелить ушками.
На полянке росли цветы.
К цветку прилетела маленькая пчела: "ж-ж-ж"
Вслед за пчелой прилетел большой жук: "ж-ж-ж".
Подходя к пруду пальчики увидели лягушку.
На пруду стояла лодка, которая качалась на волнах.
Они сели в лодку и поплыли.
Вода в реке была прозрачной, и пальчики увидели рыбок, которые виляли
хвостиками.
Используя такие рассказы, я имею дополнительную возможность не только активизировать речь детей, но и закрепить знания, полученные на уроке. Например, для закрепления темы "Мебель" использую такой рассказ: "В нашу школу привезли новую мебель: столы, стулья, шкафы, кровати..." Для закрепления темы "Домашние птицы" даю такой рассказ: "Возле нашего дома зеленый луг. На лугу пасутся гуси, курочка ищет червячка, утка гуляет с утятами".
Следующим видом работы по развитию мелкой моторики рук является кукольный театр.
Куклы для этого театра – это маленькие движущиеся человечки или сказочные персонажи, которые можно сделать практически из чего угодно (желудей, бумажного пакета, мяча, носка).
Рисунок 1. Кукла-марионетка.
Рисунок 2. Персонажи сказки "Кот и лиса".
Куклы надеваются на палец или на руку, и с детьми разыгрываются небольшие сценки. С помощью кукольного театра можно инсценировать сказки, оформляя их различным реквизитом.
Попутно развиваются мелодико-интонационные стороны речи и диалога.
На этапе автоматизации и дифференциации звука использую кораблики, где палочки – это слова-пассажиры; предлагаю задания: индивидуальное (услышав в слове [з], ты должен посадить зеленого пассажира; если же в слове слышится [с] – синего пассажира групповое ("корабль отправляется в путешествие, и, чтобы ваши пассажиры заняли свои места, нужно придумать слова с [ш]. Чем больше вы придумаете слов, тем больше пассажиров окажутся на корабле").
Рисунок 3. Корабль отправляется в путешествие.
При изучении лексических тем использую названия овощей, фруктов, птиц и животных. Изучая предлоги, показываю лесенки (рукав с пуговичками, по которым ходят пальчики), это развивает пространственную ориентацию, цветоощущение, счетные умения.
На этапе закрепления понятия "гласный звук" приношу матрешек. Например, задание: "Матрешку зовут Маша. Заплети ей столько косичек, сколько гласных в ее имени.”
Кроме того, с целью развития мелкой моторики пальцев рук использую игры с песком. С помощью игр с песком у детей можно обогащать словарный запас, развивать фонетико-фонематические процессы, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению.
Рисунок 4. Развивающие пособия: песочница, кораблик, лесенка, рукав с пуговичками, матрешка и курочки.
Для достижения положительного результата необходимо, чтобы работа по развитию мелкой моторики пальцев рук велась регулярно. Поэтому, работая в тесном контакте с учителями и воспитателями, рекомендую им включать в работу упражнения на развитие мелкой моторики в физкультминутки. Выступая на родительских собраниях, беседуя с родителями, рекомендую им проводить подобные игры с детьми, так как это еще одна возможность эмоционального общения с ребенком.
Такая работа позволяет мне:
- регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
- совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;
- облегчить ученикам начальных классов усвоение навыков письма;
- развивать и обогащать эмоциональную сферу ребенка для профилактики и коррекции его психических состояний.