Урок обобщающего повторения (90 мин.)
Цели:
1. Повторить, систематизировать и закрепить знания по изучаемой теме.
2. Воспитывать такие качества личности как самостоятельность, внимательность, способствовать развитию творческих способностей путем составления самостоятельной работы.
3. Побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей деятельности.
Оборудование: экран, проектор, магнитная доска, набор плакатов.
У учащихся на рабочем месте: оценочные листы, карточки с заданиями, карточки с вопросами по теории, копировальная бумага.
Вся работа на этом занятии сопровождается индивидуальным оценочным листом.
Оценочный лист учащегося.
Фамилия________________________________________________
Имя____________________________________________________
Урок |
Этапы |
Задания |
Кол-во баллов |
I |
I II III IV |
Теоретическая разминка Устная работа Упражнения на нахождении производной Решение задач на применении производной |
|
II |
IV V |
Решение задач на применении производной (продолжение) Самостоятельная работа |
|
Итоговое количество баллов |
|||
Оценка |
Во всех этапах урока за каждый правильный ответ ученик зарабатывает по 1 баллу.
Критерии оценок:
“5” -с 43 до 47 баллов;
“4” - с38 до 42 баллов;
“3” - с 22 до 37 баллов;
“2” -меньше 22 баллов.
За самостоятельную работу выставляется отдельная оценка.
Предварительное домашнее задание: повторить вопросы и задачи на повторение, которые заданы в конце главы II. “Производная и ее применения” на стр. 166-168.
Ход урока
Вводная беседа (1 мин.)
Сегодня на уроке мы повторим, обобщим, приведем в систему изученные формулы, определения и правила вычисления производных и их применения.
I этап. Теоретическая разминка (25 мин.)
Начало урока посвящается повторению узловых вопросов темы.
Три человека выходят к доске. Класс задает им три вопроса из подготовленных по всему повторяемому материалу.
Вызванные отвечают по очереди. Затем выходят следующая тройка и продолжают отвечать на следующие вопросы, задаваемые учащимися и так продолжают до тех пор, пока не ответят на все вопросы. За каждый правильный ответ ученик проставляет по 1 баллу в свой оценочный лист.
После того как ученик ответил на заданный вопрос на магнитной доске вывешивается плакат с текстом данного определения или правила.
Вопросы теории:
Сформулируйте определение производной функции в точке.
В чем состоит геометрический смысл производной?
В чем состоит физический смысл производной?
Показать правила дифференцирования.
Показать формулы дифференцирования.
Написать уравнения касательной.
Исследование на экстремум.
Какие точки называются критическими?
В чем состоит необходимое условие экстремума?
В чем состоит достаточный признак существования экстремума?
Сформулируйте т. Вейерштрасса о наименьшем и наибольшем значениях функции на отрезке.
Дать алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значений функции y=f(x), непрерывной на отрезке [a;b].
Дать схему применения метода поиска наибольших и наименьших значений функции к решению прикладных задач.
Дать схему исследования и построения графика функции.
Плакаты.
1 плакат. Определение. Производной функции в точке Х0 называется число, к которому стремится разностное отношение f’(X0) = = при Х, стремящемся к нулю.
2 плакат. Определение. Производная с геометрической точки зрения это угловой коэффициент касательной k = tg= = f’(x0).
3 плакат. Определение. Производная с физической точки зрения – это мгновенная скорость V(t)= x’(t).
4 плакат. Правила дифференцирования:
(u + v)’= u’+v’
(u v)’= u’v + uv’
()’=
(Cu)’= Сu’, где с-const.
5 плакат. Формулы дифференцирования
С’=0 5. (cos x)’=-Sin x
(xn)’=nxn-1 6. (t g x)’=
(’= 7. (ctg x)’= -
(sin x)’=cos x 8. h(x)=g(f(x))
h’(x)=g’(f(x)) f’(x).
6 плакат. Уравнение касательной Y=f(x0)+f’(x0)(x-x0)
7 плакат. Определение. Внутренние точки области определения функции, в которых ее производная равна нулю или не существует, называются критическими точками этой функции.
8 плакат. Необходимое условие экстремума.
Если точка х0 является точкой экстремума функции f и в этой точке существует производная f’, то она равна нулю:
f’(x)=0
9 плакат. Достаточный признак существования экстремума.
Признак максимума. Если функция f непрерывна в точке х0, a f’(x)0 на интервале (а; х0) и f’(x)0 на интервале (хо; в), то точка хо является точкой максимума функции f. (Если в точке хо производная меняет знак с плюса на минус, то хо есть точка максимума функции f).
Признак минимума функции. Если функция f непрерывна в точке хо, а f’(x)<0 на интервале
(а; хо) и f’(x)>0 на интервале (х0; в), то точка х0 является точкой минимума функции f. (Если в точке х0 производная меняет знак с минуса на плюс, то х0 есть точка минимума функции f).
10 плакат. Теорема Вейерштрасса о наименьшем и наибольшем значениях функции на отрезке.
Т. Вейерштрасса утверждает, что непрерывная на отрезке [ a; b] функция f принимает на этом отрезке наибольшее и наименьшее значения, т.е. существуют точки отрезка [a; b], в которых f принимает наибольшее и наименьшее на [a; b] значения.
11 плакат. Алгоритм отыскания наибольшего и наименьшего значений функции у= f(x), непрерывной на отрезке [a; b].
Найти f’(x).
Найти критические точки, т.е. где f’(x)=0 и f’(x) не существует, и отобрать из них те, что лежат внутри отрезка [a; b].
Вычислить значения функции y=f(x) в критических точках и на концах отрезка, и выбрать из них наибольшее и наименьшее; они и будут соответственно наибольшим и наименьшим значениями функции y=f(x) на отрезке [a;b], которые обозначают так: max[a;b] y(x) и m in[a;b]y(x).
12 плакат. Схема применения метода поиска наибольших и наименьших значений функции к решению прикладных задач.
Задача “переводится” на язык функций. Для этого выбирают удобный параметр х, через который интересующую нас величину выражают как функцию f(x);
Средствами анализа ищется наибольшее или наименьшее значение этой функции на некотором промежутке;
Выясняется, какой практический смысл (в терминах первоначальной задачи) имеет полученный (на языке функций) результат.
13 плакат. Алгоритм исследования функции и построения графика.
- Находят ее область определения;
- выясняют, является ли функция f четной или нечетной, является ли периодической;
- находят точки пересечения графика с осями координат;
- находят промежутки знакопостоянства;
- промежутки возрастания и убывания;
- точки экстремума и значения f в этих точках;
- исследуют поведение функции в окрестности “ особых” точек и при больших по модулю х;
- на основании такого исследования строится график функции.
Итак, мы повторили все узловые вопросы по изученной теме. А теперь поупражняемся на применении этих правил.
II этап. Устная работа. (4 мин.)
Задания отразить диапроектором на экран, после ответов учащихся демонстрировать ответы на экран. Ученики заработанное количество баллов выставляют в оценочные листы.
g(x)= 2x-3 b) g(x)=3x4-7x3+2x2+ в) g(x)=+1
г) f(x)=(x-3)4 д) f(x)=(3-4x)3 e) f(x)= cos5x
Ответы: a) 2; b) 12x3-21x2+4x; в) -; г) 4(x-3)3; д) -12(3-4 x)2; е) -5sin5x.
III этап. Выполнение упражнений на нахождение производной.(10 мин.)
Отразить задания диапроектором на экран. Как закончат, обмениваются тетрадями. Учитель включает проектор, демонстрирует ответы на экране. Происходит быстрая проверка и комментарий заданий. Ученики заработанное количество баллов выставляют в оценочные листы.
Задание. Найти значение производной при заданном значении аргумента.
f(x)=4x3+6x+3; x0=1
f(x)=x2- 4; x0=4
f(x)= ; x0=0
f(x)=x sinx; x0=
f(x)=sin2x; x0=
f(x)= 2x+cos2x; x0 =
Ответы: 1. 18; 2. 7; 3. 1; 4. 1; 5. –2; 6. 1.
Оценка – 6 баллов (по 1 баллу за каждый верно выполненный пример).
IV этап. Решение задач на применении производной. (Работа на доске) (20 мин.)
У всех имеются карточки с условиями задач. Ученики по вызову выходят к доске, показывают решение, а в это время все остальные выполняют эту работу в тетрадях, после проверяют и сверяют правильность выполнения, заработанное количество баллов выставляют в оценочные листы.
Содержание карточки.
Задачи о касательной.
- Определить угол, который составляет с осью ох касательная к графику функции у=2х2 в точках с абсциссами х0= и х0=1.
- Найти точки, в которых касательные к кривой у=х3+х-2 параллельны прямой у=4х-1.
- Найти координаты точки, в которой касательная к параболе у=х2-х-12 образует с осью ох угол 45.
- Закон прямолинейного движения материальной точки задан зависимостью S(t)=5t3-8t+2, где s и t измеряются соответственно в метрах и секундах. Найти скорость и ускорение в момент времени t=2с.
- Найти точки экстремума функции у = х3- 3 х2 + 18
Задачи о скорости.
Исследование на экстремум.
6. Найти наименьшее и наибольшее значение функции у=2х3 + 3х2 – 12х на отрезке [-4;2].
7. Исследовать функцию у=3х - х3 и построить ее график.
Ответы:
-
= 45
- (-1; -4), (1; 0)
- А(1; -12)
- 52 м/с; 60 м/с2
- х = 0 - точка максимума, уmax = y(0) = 18
- унаим. = -32 при х = -4
- У = 3х -х3
=artg4.
X = 2 – точка минимума, ymin = y(2) = 14
Унаим. = 20 при х = - 2.
D(y)=R
f(-x)= -(3x - x3) = - f(x), следовательно, функция нечетная и ее график симметричен относительно начала координат.
Ось Оу график пересекает в точке (0;0)
Ось Ох график пересекает при х1 = - 3 ; x2 = 0; x3 = 3
f’(x) = 3 - x2 ; D(f’) = R, f’(x) = 0 при х1 = - 3; х2 = 3.
Х |
(- ; -3) |
- 3 |
(- 3; 3) |
3 |
(3; ) |
f’(x) |
- |
0 |
+ |
0 |
- |
f(x) |
- 6 |
6 |
V этап. Самостоятельная работа (28 мин.)
В конце проводиться самостоятельная работа (под копированную бумагу) в двух вариантах. Листок на котором лежала “копирка” ученики подписывают и сдают учителю, а по записям в тетрадях учащиеся осуществляют самопроверку по готовым решениям на экране, получают разъяснения по возникающим при этом вопросам. Учитель после проверки листков выставляет оценки за самостоятельную работу.
- Исследуйте функцию y=6x5-10x3 [y=5x3 -3x2 ] на монотонность и экстремумы и постройте ее график.
- Найдите наибольшее и наименьшее значения функции f(x)=sin 2x-2x на отрезке [ - ; ].
- Составьте уравнения касательной к графику функции f(x)=x2-x3, проходящей через точку графика с абсциссой x0=-1.
[ 2. Найдите точки экстремума функции у = х + ].
[3 составьте уравнения касательных к графику функции y=2x-x2 в точках графика ординатой y0= -3 ].
Ответы:
1. Функция на (-;-1] [1;), на [-1;1];
Х=- 1- точка максимума, х=1- точка минимума;
4-максимум; -4-минимум функции.
График изображен на рис.1.
2. Наименьшее значение равно –;
наибольшее значение равно .
3. Y=-5x-3
[1. Функция на (-;-1][1;) и на [-1;1];
Х=-1-точка минимума; Х=1-точка максимума;
-2-минимум; 2-максимум функции
График изображен на рис. 2.
2. х=0,75 (точка максимума)
3. y=4х+1 и y=-4х+9]
Подведение итогов (2 мин.).
Учитель проводит фронтальный обзор основных этапов урока, оценивает работу учащихся, выставляет оценки за I часть и за самостоятельную работу, ориентирует учеников в домашнем задании.
Тем, кто допустил ошибок, дается решать дома самостоятельную работу другого варианта, а остальным дается задание на составление самостоятельной работы на данную тему.