Цель: активизация читательского интереса.
Задачи:
- углубление знаний о детском писателе С.Я.Маршаке;
- развитие речи учащихся, привлечения к образности родного слова;
- воспитание любви к слову, развитие эстетического вкуса, воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация (Приложение), книга для литературного чтения автор: Чуракова Н. А. "Литературное чтение" 3 класс, УМК "Перспективная начальная школа".
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит музыка Чайковский П.И. "Декабрь". Времена года. (Слайд 1)
- Что вы услышали в этом произведении?
2. Актуализация знаний.
- За окном зима. Готовясь к уроку, я вспомнила сказку, как маленькая девочка зимой собирала подснежники. А кто помнит, как называется эта сказка? Кто автор этой сказки? (Слайд 2, 3)
-Вот и мы с вами пойдем в лес и будем собирать цветы. Отгадайте загадку и узнаете, какие цветы мы будем собирать.
Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят? (Ландыш) (Слайд 4)
- Сегодня на уроке будем говорить о ландыше. Мы познакомимся с произведением "Ландыш", которое написал известный вам писатель С.Я.Маршак. А какие его произведения вы читали?
(Слайд 5, 6)
- Давайте вспомним, а что вы о нем знаете?
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного поэта, писателя, переводчика С. Я Маршака. Всю жизнь Маршак был верным другом детей. Он научил радоваться красоте поэтического слова, показал, что стихами можно рисовать цветные картинки природы. Давайте вспомним произведения, в которых описаны первые цветы и вместе с Самуилом Яковлевичем Маршаком посмотрим в добрые, доверчивые, прекрасные глаза цветов. Полюбуемся ими и станем чуточку добрее, мудрее, красивее. (Слайд 7)
Родился С.Я.Маршак 4 ноября 1887 году в городе Воронеже в семье мастера-химика. Писать стихи он начал рано в детстве, но первые стихи для детей написал уже зрелым человеком. Он много лет работал переводчиком, журналистом, поэтому мы встречаем много книг зарубежных авторов в переводе Маршака. С.Я. Маршак сочинял не только стихи, но и загадки для детей. Сейчас ребята загадают их вам. (Слайд 8,9,10,11,12,13)
А. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт,
И никуда я не иду, покуда он идёт. (Дождь)Б. Принялась она за дело, завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.(Пила)В. Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.
А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч)Г. Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час. А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)Д. В полотняной стране по реке Простыне
Плывёт пароход то назад, то вперёд.Е. А за ним такая гладь - ни морщинки не видать! (Утюг)
Ж. Что такое перед нами: две оглобли за ушами,
На глазах по колесу и седёлка на носу. (Очки)
Физминутка.
Раз, два, три, выросли цветы!
К солнцу потянулись -Высоко.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал,
Стебелёчки качал.
Влево качнулись,
Низко пригнулись.
Вправо нагнулись,
Низко пригнулись.
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут,
Всем нам радость несут.
3. Работа по теме.
а) Чтение стихотворения учителем С.Я. Маршака "Ландыш". (Слайд 14, 15)
- Маршак написал удивительное, красивое стихотворение.
- Вам понравилось стихотворение?
- Какие чувства у вас возникли?
б) - Прочитайте стихотворение про себя и отметьте непонятные слова и выражения, которые вам встретились. (Чтение незнакомых слов и их объяснение). (Слайд16)
Объят - охвачен, обнят.
Жемчужины - сокровища. Твердое, состоящее из перламутра образование в двустворчатых раковинах некоторых моллюсков в виде зерен.
Бутоны - почки цветка.
Бубенчики - полые шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании.
Венчики - часть цветков, состоящая из отдельных или сросшихся лепестков.
Томится - переживать, мучиться.
в) Работа по содержанию текста (Слайд 17)
- Сейчас вы прочитали стихотворение, а что вы при этом представляли?
- Найдите и прочитайте строки, где автор описывает лес.
- А как вы думаете, почему автор подбирает именно эти слова?
-А как автор описывает подснежник? Какие слова и выражения он при этом использует?
- Почему "колокольчики весны"?
- "Но солнце раскрывает венчики у колокольчиков весны"- как вы понимаете эти строчки.
- С чем можно сравнить венчики? (глазки)
- Как вы понимаете выражение "природой бережно спеленуный, завернутый в зеленый лист"?
- Чей это ребенок? Чье дитя? (леса, природы)
- А вам не показалось, что ландыш у поэта, как живое существо?
- Почему Маршак пишет, что ландыш "прохладен"? (первый цветок, похож на снег)
- Почему "горький цветок"?
г) Работа над выразительностью чтения.
- Прочитайте еще раз. Почувствуйте, чем "пахнет" лес?
- Приготовьтесь читать стихотворение от лица человека, который восхищен красотой и нежностью ландыша. Как надо читать это стихотворение?
- Как вы считаете, получилось?
-Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. Очарование цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным. (Слайд 18)
Во Франции каждый год 1-ого мая устраивается праздник майского ландыша. В этот день у французов существует традиция, которая, как считается, берет истоки со времен правления Карла IX в 1561 году. Говорят, что королю в этот день преподнесли небольшой букет из веточек ландыша с пожеланиями удачи и возрождения надежд. Король был несказанно обрадован подарку и заказал еще несколько букетиков для всех придворных дам. С тех пор традиция переросла в национальный праздник, на котором люди чествуют друг друга, обмениваясь веточками ландышей. Ландышами украшают жилища и одежду. Во время танца молодые люди обмениваются букетами ландышей, если девушка приколет цветок, подаренный юношей, к прическе или платью, то это значит, что она согласна выйти замуж, если бросит на землю - значит, его предложение не принято.
Не только легенды, сказания, стихи посвящались очаровательному цветку, в его честь устраивались праздники, гуляния. Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. Из ландышей составляли свадебные букеты для юных невест, символизирующий молодость и непорочность.
В древние времена в Германии ландыши приносили в дар богине восходящего солнца, лучезарной зари и весны Остаре. И когда в честь этой богини устраивали праздники, все вокруг украшали ландышами. Парни и девушки собирались на околицах, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока цветы в руках не увядали. Тогда они бросали увядшие цветы в костер, принося их в жертву богине. (Слайд 19)
В Финляндии ландыш является государственным цветком-символом.
Естественно, что знаменитым и легендарным ландышем заинтересовались цветоводы. И заинтересовались давно: известно, что еще в I веке до нашей эры этот цветок вместе с розами и левкоями разводили в Египте, причем там как-то умудрялись выращивать его круглый год. Много позже, но тоже достаточно давно - в XVI столетии, садоводы Западной Европы уже умели выводить разноцветные (розовые, красные) ландыши, потом научились выращивать ландыши с махровыми цветками. Ландыш даже был когда-то эмблемой доктора медицины.
- В начале урока я вам предложила пойти собирать ландыши. А скажите, какую оплошность я допустила? (Слайд 20, 21)
- Правильно, ландыш занесен в Красную книгу и собирать эти цветы нельзя. Ландыш - не только целебное, но и ядовитое растение. Его ягоды ни в коем случае нельзя брать в рот. Впрочем, это относится ко всему растению. У людей отравление возникает в случае длительного вдыхания ландышевого аромата, большинство же животных гибнут при поедании ландышей, хотя на пятнистых оленях яд ландыша абсолютно не действует, более того, это их излюбленное лакомство. (Слайд 22)
4. Рефлексия.
- Мы увидели, насколько трудна работа писателя. Чтобы так точно описать природу, надо ее любить и знать.
- Какая строфа стихотворения вам больше всего запомнилась?
- К какой строфе вам захотелось нарисовать иллюстрацию?
- Появилось ли желание выучить стихотворение? Нарисовать рисунок?
А закончить наш урок мне хочется вот этим стихотворением.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы-
И не будет красоты! Т. Собакина. (Слайд 23)