У современных детей все реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать их читательский кругозор и постепенно сделать их настоящими читателями помогут уроки внеклассного чтения. Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников родному языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащихся доступной им по содержанию разнообразной литературы. В ходе внеклассного чтения детская литература используется учителем как мощный фактор воспитания. У учащихся формируются целесообразные читательские интересы, желание постоянно обращаться к книгам для удовлетворения общественных и личных потребностей, а также знания, умения и навыки, позволяющие детям действовать при выборе и чтении нужных книг самостоятельно и квалифицированно. Самостоятельное детское чтение - это индивидуальное молчаливое общение ребенка с кругом доступных книг и избранной для чтения книгой без непосредственной помощи учителя или другого квалифицированного читателя. Цель внеклассного чтения в третьем классе не меняется: у учащихся по-прежнему должна выработаться привычка, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать доступные детские книги.
Викторина - один из видов работы, активизирующий познавательную деятельность учащихся, развивающий память, внимание, наблюдательность, приносящий радость.
Согласно словарю русского языка С.И.Ожегова, викторина представляет собой "игру в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой".
Исследователь Ю.Ганичев выделяет следующие цели викторины:
- проверить уровень полученных знаний;
- стимулировать самостоятельное изучение материала;
- развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникативность, таким образом, викторина - это не просто игра, а одна из форм контроля знаний
Цель: создание условий для обобщающего повторения, расширения и углубления читательского кругозора, познавательных. интересов, индивидуальных склонностей учащихся и формирования желания, умения читать книги и контроля знаний по книге "Три Толстяка".
Задачи урока:
- познакомить учащихся с историей написания книги и творчеством писателя;
- развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; умение работать в парах,
- сообща, приходить к общему мнению;
- формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать
- учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику
- содержательного и занимательного проведения досуга;
- воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере положительных литературных героев.
Вид урока: обобщающий урок.
Тип урока: урок викторина.
Средства обучения:
- книга "Три Толстяка" Ю.К. Олеша;
- карточки с жетонами, названиями команд;
- магнитофон с фонограммой песни "Песенка жука";
- компьютер, мультемедио
Ход урока
1. Эмоциональный настрой учащихся к уроку.
Стихотворение читает ученица
Книги, книги! Мои дорогие друзья,
Вас хранит благодарная память моя:
Что бы выпало мне, что бы статься б могло
И куда б, и к чему мое сердце легло,
Что ценил бы я в жизни, любил с той поры,
Если б вы не вошли в мир беспечной игры?
Если б вы не открыли в свой срок предо мной
Горизонты мечты необъятной людской?
Если б с книгой навек мне судьба не дала
Жажду знанья и поиска, жажду добра. (Нил Галевич)
- Сегодня мы совершим путешествие по сказке Юрия Карловича Олеша "Три Толстяка"
2. "Кем был этот человек?"
Рассказ подготовленных учащихся.
Олеша Юрий Карлович (1899-1960), русский прозаик, драматург. Родился 19 февраля (3 марта) 1899. Отец, обедневший польский дворянин, был чиновником. Родным языком был польский. В 1902 году семья переехала в Одессу. В воспоминаниях Олеша писал: "В Одессе я научился считать себя близким к Западу. В детстве я жил как бы в Европе". Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего писателя. Еще учась в гимназии, Олеша начал писать стихи. Стихотворение "Кларимонда" (1915) было опубликовано в газете "Южный вестник". По окончании гимназии в 1917 году поступил в университет, где в течение двух лет изучал юриспруденцию. Окончил гимназию и приехал в Москву. Олеша работал в редакции железнодорожной газеты "Гудок" литературным правщиком-редактором.
Книга Ю. Олеши "Три Толстяка", созданная в период строительства социализма в молодой стране Советов, рассказывала о людях, которые, прогнав трёх толстяков, впервые вздохнули свободно, почувствовали себя счастливыми. Истоки этой сказочной истории лежат в реальных событиях.
Начало 20 века: а) кризис производства: быстрое развитие промышленности, промышленных товаров много, сбыта нет. Предприниматели сокращают производство, увольняют людей, снижают зарплату.?
3. Приветствие команд.
Дружные
Знайки
Читающие
Умники
4. Работа учащихся.
Презентация викторины.
Вопросы викторины с ответами.
- Кто такой Гаспар Арнери? Доктор, учёный
- Чего боялся доктор? Дождя и ветра
- Самое интересное место за городом? Дворец трёх Толстяков
- Кто такой Просперо? Оружейник
- Кто такой Тибул? Гимнаст
- Что делали гвардейцы, чтобы найти Тибула? Сжигали кварталы рабочих
- Как спасся гимнаст Тибул? С площади Звезды, через люк
- Кто вылез из камина доктора? Тибул
- Кого залепили в торте, замазали кремом? Учителя танцев
- Кому отнесли торт? Трём Толстякам
- Чем владел первый Толстяк? Хлебом
- Чем владел второй Толстяк? Углём
- Чем владел третий Толстяк? Железом
- Сколько лет наследнику Тутти? Двенадцать
- Почему он плакал? Гвардейцы испортили куклу
- Кукла в виде: Кукла в виде девочки
- Кому решили поручить отремонтировать куклу? Доктору
- Кто помог удрать продавцу шаров? Поварята
- В кого доктор превратил Тибула? В негра
- С чем перепутал Тибул капусту? С головой продавца
- Кто был на стороне трёх Толстяков? Богатые
- К какому времени нужно было починить куклу? К утру
- Что случилось с куклой? Доктор потерял куклу
- Где увидел доктор похожее на куклу?В балаганчике, у клоуна
- Как звали девочку? Суок!
- Что предложил доктор Суок? Стать куклой наследника
- Какая просьба была у доктора? Освободить пленников от казни
- Какую хитрость придумал доктор? Якобы кукла снова стала безжизненной
- Какая странность была у Тутти? Сердце было железное, стучало как часы
- Попав во дворец, Суок приняла решение, какое? Найти клетку с оружейником Просперо
- Толстяки решили воспитать Тутти - :.Толстяки решили воспитать Тутти злого и жестокого
- Где был ключик от клетки Просперо? На шее Тутти
- Ключ оказался у Суок. Каким образом? Тутти заслушался рассказом
- Суок нашла клетку, но : Просперо был очень слаб
- От чего жирели три Толстяка? От волнения они много ели
- Откуда был выход из дворца? Из кастрюли
- Кто предал Суок, кто рассказал действия девочки в зверинце? Попугай
- Кто победил трёх Толстяков? Народ!
- Что с ними сделали?Трёх Толстяков загнали в клетку, в которой когда - то сидел Просперо
- Что значит Тутти? Тутти - "разлучённый"
- Кто такой Тутти? Брат Суок
- Что значит Суок? Суок - "вся жизнь"
5. Музыкальная пауза.
Звучит фонограмма песни "Песенка жука".
Учащиеся встают в круг и произвольно танцуют.
6. Продолжение работы учащихся.
7. Подведение итогов.
Учитель с учащимися подсчитывает количество жетонов в каждой команде и у каждого учащегося, которые были получены в ходе викторины.
- Вы хорошо потрудились. Все были активными, дружными, все заслуживаете благодарности!
Поздравление победителей.
8. Итог урока. Кто много читает, тот много знает!