Урок-игра по теме "Лексика" "В царстве слов"

Разделы: Русский язык


Цель урока: формирование умений и навыков употребления в речи синонимов, антонимов, омонимов.

Задачи урока:

  • закрепить, обобщить и систематизировать материал по теме "Лексика"
  • совершенствовать практические умения учащихся работать с различными источниками информации (учебник, словарь);
  • обогащение словарного запаса, расширение кругозора детей.
  • воспитание чувства бережного отношения к родной природе, любви к птицам нашего края.

Ход урока

Учитель. Ребята, слово сопровождает нас в течение всей жизни, слово - это часть самой жизни.

Известный русский философ Н. Бердяев писал: "Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве". Так пусть это царство будет всегда чистым и новым.

Строить будущее, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и гневом мы способны только при помощи слов, а слова составляют язык. Из всех орудий язык - самое удивительное и сложное.

В русском языке есть крылатое выражение "Нет мук сильнее муки слова". Возникло оно на основе стихотворения Семена Надсона в 1882 г. и используется обычно в ситуации, когда человек испытывает затруднения при выражении своих мыслей в устной или письменной речи.

Достаточно вспомнить все те муки, которые испытываются вами на уроках. Всем знакома ситуация, когда ученик говорит: "Вот все понимаю, а сказать не могу! Слова не идут с языка".

Поговорим сегодня о словах, сделаем их своими верными друзьями.

Вот как говорится о слове в "Энциклопедическом словаре юного филолога": "Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать".

У каждого из нас есть имя. Имена, ребята, есть и у предметов, которые нас окружают.

Ученица читает стихотворение М. Пляцковского.

Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета.
Есть кислое слово - лимон,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть слово колючее - ежик,
Есть слово промокшее - дождик.
Есть слово упрямое - цель,
Есть книжное слово - страница,
Есть слово лесное - синица.
Есть слово пушистое - снег.
Есть слово веселое - смех:

Учитель. М. Пришвин говорил, что человек делает машину по своему образу и подобию и части ее называет по-человечески: пальчики, спинка, головка, шейка. Но вот перед ним не машина, а природа: Какие имена давать существам природы? Человек и природу называет своими словами: есть незабудка, мать-и-мачеха, есть даже анютины глазки:

Сила слова - беспредельна. Вспомним пословицы о словах.

Дети:Сердечное слово до сердца доходит.

Слова - жемчуг, но когда их много, они теряют цену.

Слово - серебро, молчание - золото.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

Слово молвит - соловей поет.

Слово дано человеку, животным - немота.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Пустые слова - что орех без ядра.

Слов много, а толку нет.

Много слов - много оговорок.

Учитель. "Хромое слово - кривая речь", - гласит еще одна русская народная пословица. Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь не была "кривой", а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, тогда вы будете хорошо понимать прочитанное и увиденное, сумеете точно рассказать об этом.

Ученики читают стихотворения о словах.

            Слово о словах.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отправить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарить иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
(В.Солоухин).

Учитель. А теперь поговорим о некоторых словах, так или иначе связанных со школой.

Выходит группа ребят. Они показывают или называют предметы и рассказывают о них.

Школа.

Представляю, как вы удивитесь, узнав, что слово школа, заимствованное нами из древнегреческого языка, значило "досуг".

Не правда ли, странно: школа - и вдруг досуг?

Дело в том, что в прошлом греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге беседы мудрецов-философов со своими учениками о разных науках.

Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, музыку, поэзию, ораторское искусство. Родилась школа.

Урок.

Приглядитесь повнимательнее к слову урок. Вы увидите: да это же почти точная копия слова уговор: приставка та же самая, а основа говор (от говорить) равнозначна корню рок\рек, того же корня, что слово реку "говорю", речь.

У-рок- это у-словие.

Наши современные значения его: "задание", а также "время занятий" -образовались от этого, древнейшего.

Пенал.

Перо по - латыни будет реппа. А где хранили перья? В специальной коробочке, которую называли пенал. Теперь мы в нее складываем и ручки, и карандаши, и даже для резинки найдется там местечко. А название этой коробочки произошло, как мы уже знаем, от слова реппа.

Кстати сказать, раньше писали настоящими гусиными перьями. И хотя потом они были заменены более удобными металлическими пластинками для письма, название перо, перья по традиции сохранилось. И уж, конечно, вы теперь это слово будете писать правильно: пенал.

Тетрадь.

Это слово было заимствовано из среднегреческого языка. Наше тетрадь возникло из tetradion, суффиксального производного от tetras "четвертая часть листа". Попробуйте перегнуть лист пополам, потом еще раз пополам. Остается разрезать его закрытые части и сшить посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Именно такими были первые тетради. Сейчас таких четырехлистных тетрадей и в помните нет, а вот словечко осталось, и видимо навсегда.

Ошибка.

А вот одно не очень стоящее словечко.

Из слов сшибать, отшибить легко выделить корень -шиб-, означающий "бросок", "удар". В некоторых народных говорах и сейчас слово ошибаться означает "нанести удар мимо цели". Таким образом, ошибка буквально понималась как промах, неточное попадание при ударе.

Портфель.

Очень много слов, заимствованных нами из французского, начинается с этого порт, портсигар (сигаронос), портмоне ("деньгонос),портфель ("листонос").

Слово портфель образовано от двух французских слов: порте (носить) и фель (лист). Теперь вы, конечно, догадались, почему портфель назвали так: в нем носили листы бумаги, затем тетради, книги. А вообще-то в него можно положить что угодно, но от этого название, когда-то ему данное, уже не изменится.

Да кстати, все французские слова имеют ударение на последнем слоге. Поэтому ни в коем случае нельзя произносить это слово с ударением на первом слоге. Это будет грубой ошибкой.

Учитель. Часто бывает, что одно слово обозначает разные предметы.

Ребята представляют инсценировку отрывка из рассказа "Овсянка".

Н. Сладкова.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

-А у меня дома овсянка!

-Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку! - добавил Сашка.

-И я люблю! - сказал Матвей.

-Она желтая, красивая такая!

-И вкусная. Особенно с молоком!

-Как это - вкусная! Как это - с молоком? - удивился Сашка.

-Да так. А еще хорошо с маслом или с сахарным песком.

-Да ты про что говоришь?! - всплеснул руками Сашка.

-Как это - про что? Про овсянку! - ответил Матвей.

-Про какую овсянку? - Про обыкновенную овсянку.

-А ты про какую?

-И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

-Каша песни пела?! - изумился Матвей.

-Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? - рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне - мою овсянку слушать. - Айда! - согласился Матвей. - Потом ко мне - мою овсянку кушать! И друзья побежали.

Учитель:

- О каких словах идёт речь в разговоре? (омонимах). А знаете ли вы, какая это птица овсянка? Существует много вида овсянок. По внешности они довольно схожи с воробьями. Питаются в основном семенами сорняков.

Рассказ 1 ученика:

Обыкновенная овсянка - маленькая птичка с воробья величиной. Самки довольно похожи на воробьев и по окраске, у самцов же грудь ярко-желтая. Весной и летом их часто можно видеть сидящими на телеграфных проводах возле придорожных лесных полос и распевающими свою короткую звенящую песенку "Зинь-зинь-зинь-зиииии:" Гнезда овсянка устраивает на земле, под прикрытием травы. Питается семенами сорняков и насекомыми.

Учитель:

- Еще какие птицы встречаются в наших краях?

- А прилетели ли из теплых стран наши пернатые друзья?

- Как вы их встречаете, сделали ли вы для них домики?

Рассказ 2 ученика:

- Количество видов птиц нашей республики очень велико; у нас их насчитывается более 200: пустельга, чеглок, кукушка, большой пестрый дятел, золотистая щурка, удод, сойка, стриж, зяблик, дубонос, белая трясогузка, большая синица, жулан, дрозд рябинник, поползень, ласточка-касатка, аист, цапля, шилохвост, снегирь. Некоторые из них оседлые, живущие у нас круглый год, большинство же перелетные и встречаются у нас только летом. Некоторые, напротив, прилетают к нам зимой из более северных областей и на лето улетают.

Поздравим птиц с прилетом и споем песню "Здравствуйте, птицы!".

(Исполнение песни)

Игра "Лесник".

Лесник должен прекрасно знать и любить лес и его обитателей. Проведем конкурс на звание лучшего лесника. Выходя из дома Лесник говорит:

- "Я пойду в лес и там увижу :" При каждом шаге называет птиц, которых он увидит или может увидеть в лесу.

Лучшим Лесником будет тот, кто дойдет до леса, не повторив названия птиц.

Учитель. А сейчас ребята, вспомните о словах, которые ссорятся друг с другом.

Послушайте стихотворение одной школьницы и найдите эти слова.

Ученик читает стихи.

Повстречались в разговоре слово друг и слово враг.
Слово друг-любитель игр, а слово враг-любитель драк.
Повстречались, стали рядом, и пошел у них скандал,
Потому что слово враг сразу драться предлагал,
Ну, а слово друг - играть: и поссорились опять.
Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.
День и ночь, война и мир будут спорить, что есть сил.
Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей.
Ссориться не надо нам, не придется и словам.

Учитель. Почему же некоторые слова между собой "ссорятся"? (Они антонимы.)

Давайте отгадаем загадки. Отвечаем хором.

Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой.
И в бутылке лимонада, и зовут меня:(прохлада).

Я антоним слова лето, в шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама, потому что я:(зима).

Я антоним к слову смех, не от радости, утех, -
Я бываю поневоле от несчастья и от боли,
От обиды, неудач. Догадались? Это:(плач).

Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна, называюсь:(тишина)

Учитель. Ребята, а любите ли вы играть в слова? Словесных игр очень много: это и различные превращения слов, и игры в рифмы, и головоломки. Они обогащают вашу речь, ум, расширяют кругозор, учат любит и чувствовать слово, будят творческие способности, развивают фантазию, сообразительность, эрудицию. Если спортивные игры укрепляют здоровье, то игры "с карандашом в руке" развивают внимание и терпение, волю и сноровку, да и другие качества, столь необходимые современному человеку. Предлагаю вам поиграть в слова.

Игра "Слова-противники".

Составьте слово антоним из первых букв антонимов к следующим словам.

  1. Рай.
  2. Отчаяние.
  3. Свет.
  4. Утверждение.
  5. Конец.
  6. Ложь.
  7. Ссора.

-А теперь вспомним про синонимы.

Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран.
На море я гроза для шхун, а называюсь я:(тайфун).

Простое слово промежуток: в театре несколько минуток.
Пока начнется новый акт, мы называем все:(антракт)

На время что-то прекратив, мы объявляем:(перерыв)

В борьбе, в труде устали слишком-дают уставшим:(передышку).

Слова-соратники.

Заполните клетки фигуры словами-синонимами.

Найдите к следующим словам такие синонимы, чтобы их можно было вписать в горизонтальные ряды фигуры на нашем рисунке и чтобы буквы оказались на своем месте.

  1. Кушанья.
  2. Придумывать.
  3. Надежный.
  4. Безразличный.
  5. Большой.
  6. Код.
  7. Колдобина.

Подведение итогов.