Новая социальная обстановка, новые гуманистические взгляды педагогов и психологов требуют изменений в сложившиеся за многие годы российской образовательной системе, которой нужен иной подход в организации и учебно - воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
В системе образования России, как и в других странах мира, ведущие позиции в обучении детей с проблемами в развитии все более активно занимает интеграция. Несмотря на различные трудности, связанные с обучением детей с умственной недостаточностью в массовой школе, процесс их интеграции в общеобразовательные школы постепенно интенсифицируется. Однако в настоящее время это не является массовым явлением. Интегрированное обучение предполагает почти индивидуальную работу педагогов с ребенком и его родителями, а значит, его успех во многом зависит от согласованности в работе всех участников образовательного процесса, от организации коррекционно - педагогической поддержки учащихся с разным уровнем умственной недостаточности в условиях общеобразовательной школы.
До сих пор в нашей стране к образовательной интеграции детей с умственной недостаточностью относятся с определенной сдержанностью. Частично на интеграцию резко негативно реагируют родители нормально развивающихся детей, частично - учителя и дефектологи, которые говорят о том, что дети не получат полный набор необходимой специальной помощи, если будут посещать обычные классы в общеобразовательных школах. Более всего педагогами обсуждается: все ли дети могут быть интегрированы, и как обеспечить их психолого-медико-педагогическое сопровождение в общеобразовательной школе, возможно ли решить проблему воспитания позитивного отношения к этим детям со стороны нормально развивающихся детей и их родителей. Однако, в настоящее время основное внимание исследователей (педагогов и психологов) направлено на определение содержания и условий оказания коррекционно-педагогической поддержки детям с умственной недостаточностью, интегрированным в общеобразовательные учреждения.
Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах: ранней диагностике и коррекции; обязательной коррекционной помощи каждому интегрированному ребенку в общеобразовательное пространство; обоснованном отборе детей для интегрированного обучения.
Кроме того в настоящее время возникла необходимость обратить более пристальное внимание на детей дезадаптированных, не осваивающих школьные предметные программы. Они становятся неуспевающими, (потенциальными второгодниками), разрушителями учебной деятельности на уроках, нарушителями дисциплины в школе и социальных норм поведения вне ее. Такие дети получили название "дети группы риска".
В мировой литературе и практике дети группы риска определяются как нормальные дети (их 90%, не ниже), но в силу разных причин биологического, физиологического, генетического, социального характера у них наблюдаются слабые нарушения отдельных функций мозга, которые вызывают отставания в учении и отклонения в поведении. Эти минимальные мозговые дисфункции могут быть компенсированы при соответствующей организации воспитательной и учебной работы в школе и семье.
В понятие "дети группы риска" включаются характеристики 2-х категорий учащихся: дети с трудностями в учении и дети с отклонениями в поведении.
Исследования показывают, что 10% детей не усваивают школьную программу и 30% - испытывают трудности. Таким образом, с позиции решения задач обучения в коррекции (особом подходе) нуждаются 40% детей. Остается 50% детей, которые неадекватны в социальных отношениях, требуют коррекции в области воспитания.
Каждый ребенок может достигнуть успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь в соответствующем обучении, воспитании и реабилитации.
Так в современной педагогике возник проект коррекционно - развивающего обучения (КРО). Одной из экспериментальных площадок по реализации этого проекта стала тверская школа №9, так как в первый класс МОУ СОШ №9 приходит большое количество детей физически и психически ослабленных, социально запущенных из неблагополучных семей, с риском школьной и социальной дезадаптации.
Существенный отпечаток на ситуацию накладывает специфика микрорайона МОУ СОШ №9, обусловленная наличием территории Двора фабрики "Пролетарка". Здесь не редки семьи, родители в которых безработные, много пьющих и, как следствие, - асоциальное поведение и отсутствие условий для нормальной учебы и формирования личности ребенка в семье.
В настоящее время к их числу может быть отнесен каждый третий ребенок. Такие дети уже с первого дня пребывания в школе испытывают особые систематические трудности в учебе и проблемы в общении. Постепенно это приводит к отставанию в обучении и конфликтам в отношениях с учителями и соучениками, перерастающим в педагогическую запущенность, трудновоспитуемость, правонарушения. Эти же дети чаще других попадают в криминальные ситуации.
Ситуация осложняется еще и тем, что в последнее время в данном микрорайоне стало проживать большое количество семей - выходцев с Кавказа и Средней Азии. Их дети приходят учиться в данную школу практически не владея русским языком, что существенно затрудняет процесс усвоения программного материала.
Учитывая все выше сказанное перед администрацией и учителями МОУ СОШ №9 встал вопрос о необходимости организации в данном учебном заведении специализированных классов коррекционно - развивающего обучения (КРО).
Для решения данной проблемы была начата работа по формированию команды проекта. Директором школы был назначен руководитель данного проекта (завуч по КРО), которому было поручено подобрать команду специалистов, включающую в себя психолога, логопеда, медицинского работника, социального педагога. Этим людям предстояло впервые работать в тесном контакте друг с другом, решать новые для себя задачи, налаживать межличностные отношения, формировать общие ценности и интересы, определять пути и принципы достижения целей.
Согласно Уставу Школы (п. 3.9):
- организация образовательного процесса в Школе строится на основе учебного плана, разрабатываемого Школой самостоятельно в соответствии с базисным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.
- школа по согласованию с учредителем и с учётом
интересов родителей
(законных представителей) открывает классы компенсирующего обучения; наполняемость классов компенсирующего обучения не менее 9 человек; для зачисления в класс компенсирующего обучения необходимо письменное заявление родителей и решение школьного психолого-педагогического консилиума; психолого-педагогический консилиум назначается приказом директора школы и состоит из 7 человек; - органы управления образованием по согласованию с учредителем могут открыть в образовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии; перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется органами управления образования только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся по заключению комиссии, состоящей из психологов, медицинских работников и педагогов;
- школа руководствуется при организации работы специальных (коррекционных) классов типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
В своей работе команда проекта руководствуется имеющимися нормативными документами. В соответствии с ними составляется план работы на текущий учебный год.
Для успешной реализации проекта КРО к работе в этих классах были привлечены опытные учителя - предметники, так как приоритетными стали следующие аспекты учебно - образовательного процесса: психофизическое развитие с акцентом на совершенствование моторики, формирование базовых учебных навыков (внимание, память, воображение, письмо, чтение, счет, в том числе и речевые), умственное развитие - развитие мышления (умение сравнивать, обобщать, и др.), развитие коммуникативных способностей. На этом этапе формирования команды стали возникать некоторые разногласия и конфликты, которые были вызваны различными точками зрения членов команды на проект КРО, а так же несогласием по некоторым вопросам с руководителем проекта. Однако этап конфликтов был благополучно завершен и после установки определенных норм общения команды перешла к основному этапу работы.
Организационно-управленческая деятельность команды была направлена на выполнение следующих функций:
- создание необходимой инфраструктуры КРО;
- согласование элементов инфраструктуры КРО между собой;
- обеспечение деятельности инфраструктуры КРО;
- контроль и коррекция деятельности инфраструктуры КРО.
Реализация этих функций происходит следующим образом. Коррекционные классы, открывшиеся обычной общеобразовательной школе, предусматривают создание для детей риска щадящих санитарно гигиенических, психологических и дидактических условий учитывающих их индивидуально-типологические особенности. Коррекционные классы отличаются от обычных меньшей наполняемостью 9-12 человек.
Классы формируем на разных этапах обучения:
- при поступлении детей в школу по рез-м диагностики (при наличии рекомендаций психолога детского сада);
- по итогам первого года обучения;
- на основании анализа усвоения программы 1 ступени;
- на основании приказа №142 от 18.06.97. Департамента образования администрации Тверской области о классах КРО).
В учебный план таких классов вводятся специальные коррекционно-развивающие занятия. Обучение в коррекционных классах ведется по действующим в массовой школе программам. Состав класса может меняться. Дети, которые в процессе работы преодолели отставание в развитии и приобрели необходимые качества учебной деятельности, переводятся в обычные классы. Школьный врач осуществляет медицинский надзор за состоянием здоровья учеников классов. Наряду с основной своей функцией - коррекционно-развивающей, коррекционные классы в школе выполняют и еще одну функцию - диагностическую. Если и в щадящих условиях коррекционного класса ученик обнаруживает свою несостоятельность, то появляется серьезные основания думать о какой-то не выявленной до школы патологии, что позволяет своевременно поставить вопрос о переводе в соответствующий тип специального обучения.
Задача этих классов - добротное обучение чтению, письму, в том числе деловому, грамотной устной речи на русском языке навыками устного счета, решению бытовых и элементарных технических задач, чтению простейших чертежей, знаниям собственных прав и обязанностей, необходимых правил общежития и пользованию техническими средствами, основам полезной доходной профессии, интересным и развивающими сведениям о природе, обществе, искусстве, умению адаптации в современных условиях жизни.
Базисный план позволяет решить эти задачи. Для этого необходимо вариантную часть первых - девятых, классов использовать на расширение преподавания русского языка, математики. Школьный компонент используется на индивидуальные и коррекционные занятия (ритмика с 1-4, театр 1-4). Коррекционная программа, 5-9 классы. Программа развития художественного творчества в условиях общешкольной ориентации эстетической направленности.
Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программы в компенсирующих классах является программа компенсирующе - развивающей работы, которая реализуется в процессе учебных занятий с обучающимися.
Безусловно, работа в таких классах не будет достаточно эффективной без хорошо налаженной диагностики, которую ведут все работающие в них специалисты.
Команда проводит диагностику по четырем параллельным направлениям:
- отметочная, дающая представление о текущих состояниях учебной деятельности учащегося, класса;
- динамика отметок по предмету, дающая возможность фиксировать эффективность деятельности педагога и предметной динамики учащегося;
- карта Стотта, адаптированная и рекомендованная НИИ психоневрологии, также рассчитанная на фиксацию состояния и динамики учащегося;
- частные диагностики внимания, памяти, воображения, интеллекта, тревожности (эпизодически) - и т.п., рассчитанные на уточнение и конкретизацию психологических, личностных и учебных характеристик учащегося.
Результаты диагностик с периодичностью два раза в год сводятся в интегральные показатели, подтверждающие или снимающие факторы, подлежащие коррекции. Таким образом осуществляется мониторинг состояний учащихся (учебной успешности и социальной адаптированности).
Для повышения качества работы в классах КРО в соответствии с Приказом. Задачами основного этапа работы команды являются:
- организация и проведение специалистами различных профилей комплексного изучения детей, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения и испытывающих трудности в учении и адаптации к школьной жизни;
- организации профилактических и коррекционных мероприятий с детьми классов КРО;
- определения учебного статуса детей классов КРО в школе.
- изученные личности ребенка, посредством выявления уровня и особенностей внимание, памяти, эмоционально - личностной зрелости, речи, познавательной деятельности и др;
- разработка методических рекомендаций для учителей учащихся и их родителей по обеспечению дифференцированного подхода к процессу обучения и воспитания;
- оказание помощи в выборе оптимальной для развития учащегося программы, класса и типа образовательного учреждения (в соответствии с результатами учебной деятельности за четверть);
- обеспечивание организации лечебно-оздоровительных мероприятий, профилактики эмоциональных срывов, физических, интеллектуальных и психических перегрузок;
- подготовка заключения о состоянии и развитии физического, интеллектуального и психического здоровья учащихся классов КРО.
Деятельность команды направлена на создание и гомогенных классов путем перевода учащихся в классы, соответствующие уровню их развития. Уточняются и корректируются медико - психолого - педагогические диагнозы (признаки, симптомы, синдромы). Кроме этого проектируется и предлагается к применению весь комплекс социо - психо - педагогических воздействий с учебно-педагогической целесообразностью.
В процессе обсуждения результатов учебной деятельности учащихся рассматриваются и учитываются все аспекты учебной деятельности учащихся и их поведения. Учитываются результаты текущих, итоговых и срезовых контрольных работ, а также мнение всех членов команды, родителей и самих учащихся.
Наблюдения учителей, проведение контрольных и тестовых диагностик, фиксация результатов собеседований - все это представляет собой механизм отслеживания состояния и изменения состояния (динамики развития) учащихся классов КРО.
С помощью этих процедур члены команды члены реализуют требование осуществления динамики в обучении учащихся классов КРО.
Учебная деятельность в классах КРО организуется в соответствии учебным планом для этих классов. Результаты контрольных и срезовых работ показывает, что средний балл по классу КРО колеблется от 3,2 до 3,5 баллов. Относительная устойчивость этого показателя объясняется слаженной работой команды проекта.
Ежегодно проводятся корректировки учебных программ в приделах минимальных предметных содержаний. За основу берутся стандартные общеобразовательные программы. При этом подбираются более простые, чем традиционные задания. В качестве образцов для корректировки используются программы для классов КРО утвержденные в комитетах образования Москвы и Санкт - Петербурга.
Вопросы редактирования учебных программ, подбора и использования наиболее эффективных средств обучения рассматриваются на заседаниях предметно - методических объединений. Каждый учитель - предметник, работающий в классе КРО, в своем тематическом и поурочном планировании учитывает специфику работы в данном классе, предусматривает ряд мер, позволяющих данным учащимся наиболее успешно освоит программный материал, повысить мотивацию к обучению, создать на уроках ситуацию успеха.
Огромную роль в команде играет психолого. Обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения - одна из сложных современных задач специального образования. Психологическая коррекция недостатков познавательной деятельности детей - одна из основных профессиональных задач психолога специального образования. важнейших направлений коррекционно-развивающей работы психолога является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального развития общеизвестны. Улучшение качества таких представлений - одна из предпосылок успешной социализации. Возможны несколько путей их совершенствования. Первый - расширять знания об окружающем, преподнося их таким образом, чтобы активизировать мыслительные операции. Второй - использовать при формировании представлений информационные технологии.
В своей работе психолог МОУ СОШ №9 пытается связать коррекцию представлений об окружающем мире с особенностями становления познавательной деятельности ребенка с нарушениями интеллектуального развития, рассматривая ее с позиций функционально - уровневого подхода.
Кроме того школьный психолог помогает выявить склонности и увлечение детей, оказывает помощь в выборе кружков и секций. Так возникла необходимость расширить команду проекта КРО, за счет введения в нее педагогов дополнительного образования.
По последним данным в художественных и спортивных секциях занимается более 50% учащихся классов КРО. И эти занятия оказывают определенное корректирующее воздействие воздействие на учащихся в следствии высокого интереса к ним. Ребята охотно посещают функционирующие на базе школы баскетбольную и волейбольную секцию, музыкальный ансамбль "Горница", ИЗО - студию, кружки лепки и декоративно - прикладного искусства. Работая в команде, ее члены постоянно совершенствуют свой опыт, укрепляют инновационный и творческий подход к делу, вносят в работу команды усовершенствования, поддерживают высокий уровень энергии.
Реализация проекта КРО показывает, что свое назначение он оправдывает. Включенные в структуру средней школы, классы КРО становятся действенной формой психолого - педагогической помощи детям риска, однако такой помощи, которая не подчеркивает слабость этих детей в глазах родителей и их собственных, не дискредитирует личность и не задерживает путь растущею человека к профессии. Благодаря успешной работе команды данного проекта удается добиваться существенного продвижения этих детей в развитии, полноценного усвоения ими знаний, умений и навыков.
Постоянными задачами в работе команды являются:
- Глубокое психолого-педагогическое изучение ребенка с целью установления причин его трудностей в учении, характера отклонений в развитии и определения направлений коррекционной работы, правильной тактики индивидуального подхода;
- Последовательная индивидуализация обучения;
- Реализация личностного подхода, предусматривающая максимальное стимулирование развития каждого школьника и педагогизацию всех сфер личностно значимых для него воспитательных отношений;
Целенаправленное осуществление оздоровительной и коррекционно - воспитательного работы.
Благодаря работе классов КРО удается обеспечить: значительное снижение числа детей с учебно-школьной дезадаптацией, гармонизацию их взаимоотношений со сверстниками и педагогами.
Условия педагогической поддержки (индивидуализация, щадящий режим, эмоциональный комфорт во взаимоотношениях, коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса) позволяют помочь учащимся не только более успешно адаптироваться, но и стабильно успевать, осваивая программы общеобразовательной школы в те же временные сроки.
Результаты коррекционного обучения в начальной школе доводятся до сведения администрации школы в конце учебного года или по необходимости в течение учебного года. По окончанию начальной школы принимается решение о направлении учащегося на областную ПМПК с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.
По окончанию 9 класса все учащиеся коррекционных классов 7 вида проходят государственную итоговую аттестацию в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к этой группе обучающихся.
Перспективная программа проекта предполагает комплексный системный подход к решению проблем КРО, определению содержания, форм, методов его развития в различных аспектах:
- Организационном;
- Научно - методическом;
- Диагностическом;
- Профориентационном;
- Методологическом;
- Материально - технологическом.
В число наиболее важных задач, стоящих в данный момент перед командой проекта КРО входят такие как:
- Введение в штатное расписание дефектолога и психоневролога;
- Организация преподавания в 5 - 9 классах КРО за счет школьного компонента таких предметов как хореография и театр, играющих важную корректирующую роль;
- Проведение профориентационной работы среди учащихся классов КРО, с целью их дальнейшей социальной адаптации.
Кроме того современная теория интегрированного обучения детей с разным уровнем умственной недостаточности отстает от практики, поскольку отсутствует научно обоснованная методология осуществления образовательной интеграции. Проблемами для специальной психологии и педагогики b организации совместного обучения детей с разными образовательными потребностями является: недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов общеобразовательных классов для осуществления совместного обучения детей с разными образовательными потребностями в одном классе; слабо организованная диагностическая, консультативная работа специалистов интегрированного обучения учащихся; неадекватный уровень ожиданий, требовании, представлений родителей учащихся с умственной недостаточностью о своих детях, неготовность родителей и учащихся массовых школ воспринимать детей с умственной недостаточностью как равноправных участников образовательного процесса в общеобразовательной школе.
Сегодня сохраняется потребность в разработке нормативно - правовых документов, регламентирующих осуществление интегрированного обучения в общеобразовательных школах и решающих финансовые вопросы этого процесса, в разработке научно-обоснованного подхода к реализации образовательной интеграции детей с замедленным психическим развитием (ЗПР) и с легкой умственной отсталости.
И над этими проблемами вместе с другими коллегами предстоит работать команде проекта коррекционно-развивающего обучения.