Информационная карта
Интегрированная деятельность:
экология, экспериментирование, развитие речи, познавательно – поисковая деятельность.
(экологического воспитания дошкольников.
Раздел “Полезные ископаемые”)
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие , решать возникающие проблемы.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Наша задача не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы “почему” и “как”, что способствует развитию познавательной компетенции детей. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование. Существуют различные подходы в определении понятий “детское экспериментирование”. В нашем исследовании мы придерживаемся определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: “детское экспериментирование –одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой”. Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка, мы оборудовали в группе мини- лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой работы.
Наличие лаборатории даем нам большие возможности использовать при большом количестве, это: работать небольшими группами, не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений.
Цель исследовательской деятельности:
способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камней;
- Развитие у детей умение пользоваться приборами- помощниками при проведении экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы и т.д);
- Развитие умственных способностей;
- Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
Структура проведения непосредственно-образовательной деятельности.
- Постановка, формулирование проблемы;
- Выдвижение предложений гипотез), отбор, способы проверки;
- Проверка гипотез;
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов;
- Вопросы детей.
“Малахитовая шкатулка”
дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет (30 мин.)
Цель: формирование естественно – научных представлений в поисково- исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
стимулировать детей к самостоятельному познанию окружающего мира через активное с ним взаимодействие (осуществление поисково-исследовательской деятельности в естественных условиях);
формировать представления о признаках и свойствах природных и искусственных камней;
развивать любознательность, внимание, наблюдательность, память; упорядоченное, структурированное мышление;
формировать навыки работы с информацией: способность разработать стратегию поиска информации, систематизировать, обрабатывать и воспроизводить полученные данные;
воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми в процессе обмена мнениями;
- расширять и активизировать словарный запас: геолог, исследователь, полезные ископаемые, руда, рудник, горный комбайн, горные минералы, грейдер, природные и искусственные камни, лаборатория, лупа, сколы, кремень.
Оборудование: “малахитовая шкатулка” с изделиями из камней, искусственные камни (керамзит, кусочки кирпича, асфальта), макет горы; материал для проведения экспериментов: лабораторная карта, цветные карандаши, лупы, , , колбы, выставка камней, презентация в виде слайдов “Планеты солнечной системы”, система “мультимедиа”, стол прозрачный для работы с песком и водой.
Предварительная работа:
- сбор информационного и иллюстративного материала о камнях и их использовании;
- сбор камней для создания коллекции;
- чтение “Уральских сказов” Павла Бажова;
- научные опыты (из чего сделана Земля, исчезающий мел, выращиваем кристаллы, осадочные породы, магнитные свойства камней, растворимые камни);
- игры с камнями (выбрать самый большой и самый маленький, “Разложи образцы”, “Придумай камню имя” (словотворчество), “Узнай камень”, “Два камешка”, воспроизвести узор камня на бумаге, “Что сделано из металла”, “Спрятанный камень” и пр.);
- изготовление поделок (“Кристаллы из бумажного листа”, “Сад камней”, “Вулкан”, “Драгоценные камни”);
Ход занятия:
I часть
Воспитатель: Ребята, у нас в группе появилась шкатулка. Как вы думаете, кто мог ее прислать?
(Дед Мороз, волшебница, сказочник и т.д.)
На экране появляется Хозяйка Медной горы.
Хозяйка Медной горы:
“Здравствуйте, дорогие ребята. Я живу в горном царстве-государстве и являюсь его хозяйкой. Все мое богатство находится под землей. Геологи ищут камни - самоцветы, а мастера – ювелиры делают из них украшения. Я знаю, что вы увлекаетесь изучением камней. Примите мой подарок. Но, чтобы открыть малахитовую шкатулку, вы должны выполнить задания, которые находятся в трех ларцах.
Дети находят ларец под номером 1.
(В ларце находятся конверты на каждого ребенка с картинками, на которых изображены предметы живой, неживой природы и предметы рукотворного мира).
Воспитатель: Перед нами карта мира. Вы должны распределить на карте объекты живой природы, затем – объекты неживой природы.
Воспитатель: Ребята, а как называется планета, на которой мы живем? А какие планеты солнечной системы вы знаете? (Марс, Юпитер, Венера и т.д.)
Презентация “Планеты солнечной системы”
Воспитатель: Что вы можете о них рассказать?
( Есть камни, полезные ископаемые, пыль и т.д.)
Мы справились с первым задание Хозяйки Медной горы.
Дети находят ларец под номером 2.
(В ларце - фигура геолога, карточки с предметами, необходимые в экспедиции).
Воспитатель: Как называют профессию человека, который находит месторождения полезных ископаемых? (Геолог) Какими качествами должен обладать этот человек? (смелость, выносливость, может помочь в беде и т.д.)
Воспитатель: Я предлагаю вам стать геологами и отправиться в горы на поиски камней. Работа с карточками.
Дети направляются к макету горы, на котором спрятаны различные камни, ищут их.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите свои находки, вы нашли камни разные или одинаковые?
Дети: Камни разные (у всех разные камни).
Воспитатель: Как люди должны относиться к природным камням?
Дети: Их надо беречь, о них надо заботиться, их надо изучать.
Дети находят ларец под номером 3.
( В ларце находятся халаты для работы в лаборатории)
Воспитатель предлагает отправиться в лабораторию для изучения тайн найденных камней.
II часть:
Воспитатель предлагает взять лабораторные карты (схематичные изображения признаков камней) и разместиться за лабораторными столам для изучения тайны камня. Направляет исследовательскую деятельность детей путем определения заданий для проведения опыта.
Опыты проводятся детьми в индивидуальной форме.
Опыт 1
Воспитатель: Рассмотрите камни через лупу и отметьте в карте, какого он цвета.
Дети: делают зарисовку цветными карандашами.
Опыт 2
Воспитатель: Потрогайте камень, Какой он на ощупь. Зачеркните в таблице то, что по вашему мнению, неверно.
Опыт 3
Воспитатель: Что еще можно обнаружить на вашем камне?
Дети: Сколы, трещинки, узоры.
Воспитатель: Если такие особенности присутствуют, то поставьте в таблице
Опыт 4
Воспитатель: Каким предметом можно нанести царапины на камне?
Дети: Твердым, можно монеткой.
Воспитатель: Поцарапайте камень и отметьте результат в карте. Расскажите, у кого камень самый твердый, почему?
Дети: На самом твердом камне царапины еле заметны.
Опыт 5
Воспитатель: Проверьте, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместите камешек в жужжащий стаканчик, послушайте. Расскажите о результате.
Дети: Некоторые камни “шипят” (мел - известняк).
Опыт 6
Воспитатель: Опустите камень в воду. Что происходит? Отметьте в карте.
Дети: Некоторые камни плавают (керамзит, пористый туф), некоторые тонут, некоторые растворяются (соль).
Опыт 7
Воспитатель: Прислоните камешек к щеке, он теплый или холодный?
Дети: Холодный.
Воспитатель: Подержите немножко в руке и опять прислоните к щеке. Стал ли камень теплее?
Дети: Он нагрелся в руке.
Воспитатель предлагает 1-2 детям рассказать с помощью карты о своем камне.
III часть:
Воспитатель предлагает пройти к выставке камней и послушать рассказы экскурсовода об истории камней.
Экскурсовод:
У древних людей не было спичек и зажигалок, они высекали огонь из камня, который называется “Кремень”, этот камень очень прочный, из него люди делали ножи, топоры и наконечники для стрел.
- Из других камней люди научились строить дома, дворцы, лестницы и памятники, даже реки в городах прочно держат гранитные берега.
Воспитатель показывает искусственные камни (кусочек кирпича, керамзит, бетон, гипс, смола, стекло)
Встречаются ли эти камни в природе?
Дети: Эти камни искусственные сделаны людьми.
Воспитатель: Чем они полезны людям?
Дети: Люди строят дома, стеклят окна, делают посуду, делают украшения.
На экране появляется Хозяйка Медной горы
Хозяйка Медной горы: Молодцы! Вы справились с заданиями. Чтобы открыть шкатулку произнесите волшебные слова:
Сила камня помоги
Шкатулку волшебную нам отвори!
(Звучит музыка)
Воспитатель предлагает подарок Хозяйки Медной горы (изделия из камней) отнести в группу для оформления экспозиции выставки.
Перспективно-тематический планирование к разделу “Природные богатства” ( познавательно-поисковая деятельность, экспериментирование)
Дата |
Виды деятельности |
Задачи |
Оборудование |
Место проведения |
|
08.09. 2011 | Фронтальное | “Объекты живой и неживой природы” | -формировать интерес к неживой природе. -дать первоначальные сведения о горных породах и минералах; -формировать умения делать выводы; -воспитывать любозна-тельность. | макет планеты, картинки с объектами живой и неживой природы (растения, животные, горы, камни, солнце), небольшие камни, обычная соль, одноразовая тарелка. | Групповое помещение |
09.09.2011 | Подгрупповое | Игра-экспериментирование “ Горные породы и минералы” |
-развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира. -воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы. - развивать речевое творчество |
одинаковые наборы деталей конструктора. | Участок группы |
12.09.2011 | Индивидуальная работа | Игра “ Разложи образцы” | - развивать любознательность, наблюдательность, внимание упорядоченное, структуриро-ванное мышление |
коллекция горных пород, минералов. | Групповое помещение |
13.09.2011 | Подгрупповое | Д\игра “ Найди, что опишу”, “Загадай мы отгадаем”, “Что сделано из металла” |
- формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы. |
образцы горных пород | Групповое помещение |
14.09.2011 | Подгрупповое | Наши поделки “Кристаллы из бумажного листа” |
-воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе. -воспитывать у детей любознательность, наблюдательность. -развивать мелкую моторику руки, творчество. |
четыре квадратных листа плотной бумаги,клей | Групповое помещение |
15.09.2011 | Фронтальное | “Эти обыкновенные и необыкновенные камни” | -познакомить детей с различными видами камней, их свойствами. -научить различать виды камней по внешним их признакам. -доказать свойства камней экспериментальным путем. -развивать умение организовать взаимодействие при работе в парах | кусочек дерева, емкость с водой, коробочки; для каждой пары детей наборы речных и морских камней, салфетки; для каждого ребенка: одноразовая тарелка, деревянный кубик, камень. | Групповое помещение |
16.09.2011 | Фронтальное | Знакомство с произведением П. Бажова “Хозяйка Медной горы” | -формировать умение слушать художественное произведение, понимать образное содержание сказки, оценивать характеры персонажей; - закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений. | художественное произведение, иллюстрации к сказке. | Групповое помещение |
19.09.2011 | Подгрупповое | “Знакомство с микроскопом” | -вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнит увеличение предмета через микроскоп и через лупу. | Микроскоп, лупы | Групповое помещение |
20.09.2011 | Подгрупповое | Научный опыт “Выращивание сталактитов” | - уточнить знания с опорой на опыты. -учить выполнять несложные манипуляции во время проведения элементарных опытов. -вызвать радость открытий полученных из опытов. |
сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка. | Групповое помещение |
21.09.2011 | Индивидуальная | Наблюдение в природе (собрать камушки разной формы и размера) Игра "Живые камни" | -развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира. -развивать воображения и связную речь детей, творчество. |
емкость для камней, краски | Групповой участок |
22.09.2011 | Фронтальное | “О чем рассказывают камни” | -познакомить детей со свойствами камня (тяжелый, легкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный). использование его в жизни человека. -совершенствовать умение, составлять небольшие рассказы о камнях по данному образцу. -развивать поисковый познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать. | лупы, сосуды с водой, баночки с лимонным соком, монетки, пластилин, коробочки с бисером и бусинками, таблицы исследования камней, цветные карандаши. | Групповое помещение |
23.09.2011 | П\игра “Гора и камешки”, “Живая и неживая природа” | -поддерживать потребность в самостоятельной двигательной активности -обогащать опыт детей подвижными играм; - закреплять, полученные знания (объекты живой и неживой природы) | Групповой участок | ||
26.09.2011 | Индивидуальная работа | Д\игра “Как произошла эта вещь” | -формировать умение составлять рассказ, используя имеющиеся у детей знания; -развивать у детей замысел, воображение, наблюдательность | Групповое помещение |