Цель: учить слушать и слышать речь, музыку в словах
Задачи: обучающие
- формировать понятия слушать и слышать;
- учить выразительно читать о природе;
- учить слушать и понимать музыку, её характер;
- обучать понимать настроение художественной картины;
- совершенствовать “словесное рисование”;
- вырабатывать навыки рефлексии.
развивающие
- развитие речи (работа над словом, предложением, текстом);
- развитие мышления (сравнения);
- развитие внимания, воображения.
воспитывающие
- воспитание любви к выразительному чтению стихов о природе;
- воспитание интереса и любви к природе;
- воспитание дружбы и коллективизма;
- воспитание творческой личности.
Оборудование:
- презентация к уроку (Приложение 1);
- рисунки детей на тему “Времена года” (на доске) (Приложение 2)
- картины и музыка П.И.Чайковского (альбом “Времена года”, произведения “Декабрь”, “Май”) к стихам;
- учебное пособие “Мастерская выразительного чтения” В.А.Синицына (Москва, РОСТ книга,2010г.) (Приложение 3);
- раздаточный материал “Словарик настроений” (Приложение 4).
Ход урока
1.Орг. момент
Ребята, мы вновь встретились в нашей мастерской. Какой? (“Мастерской выразительного чтения”) (1 слайд). Сегодня у нас гости, и мы расскажем о наших необычных занятиях. Согласны? (ответы детей).
2.Проверка знаний и речевая гимнастика (2 слайд).
Как называем учителя в нашей мастерской? (мастер). Как называем учеников? (подмастерья). Что мы учимся мастерить? (красивую, выразительную речь). С помощью чего? (различных упражнений). Выполним первое - речевую гимнастику.
То-то-то – это кто?
Ами-ами-ами – познакомьтесь с нами.
Ина-ина-ина – это девочка Алина!
Иша-иша-иша – это мальчик Миша!
Аша-аша-аша – я – Даша, Саша, Паша, Маша!
Има-има-има – я – Дима!
Ил-ил-ил – я – Кирилл, Данил!
Тя-тя-тя – Катя, Настя я!
Ня-ня-ня – Соня, Ваня и Илья!
Алик – меня зовут Виталик!
Оша – я Гоша!
Ита - я Никита!
Ова – Вова!
Ана-ана-ана – а я Ариана!
Речевая гимнастика ведёт к следующему уровню мастерства. И в этом нам должно помочь то, с чего начинается каждое утро, что нельзя съесть и потрогать руками. Но оно живёт внутри нас и управляет нами. Что это? (настроение). Какое настроение возьмём на занятие? (бодрое, светлое, восхитительное – дети работают со “словариками настроений”).
3. Новый материал.
Определение темы занятия и проблемы.
Тему занятия попробуйте определить сами.
( ученица читает стихотворение)
Послушай: музыка вокруг.
Она во всём – в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Как думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о природе, о музыке, о звуках). Верно, тема занятия: “Учись слушать и слышать” (3 слайд).
Откройте тетрадь на странице 8. Понимаете ли разницу в словах – “слушать” и “слышать”? (слышать – значит лишь воспринимать на слух чью-либо речь, не вникая в её смысл; а слушать – быть внимательным). Всегда ли мы внимательны? (ответы детей). Будем учиться.
Работа по учебной тетради.
Объясните следующие пословицы: (4 слайд)
- Язык – один, уха – два; раз скажи – два раза послушай.
-На то два уха, чтоб больше слушать.
(необходимо внимательно слушать учителя, собеседника). Или поэта и писателя. Найдите задание 3 на странице 10 (Приложение 3) Послушайте стихотворение русского поэта А.Блока (чтение учителя). О каком времени года идёт речь? (о зиме). Слышал ли ты когда-нибудь “вьюги разговоры”? Расскажи (рассказы учеников). Какой из рисунков на доске можно выбрать в качестве иллюстрации к этому стихотворению? (дети выбирают). Посмотрите на картину художника (слайд 5). Какое настроение у картины? (сказочное). Прочитайте стихотворение про себя. Какое настроение в стихотворении? (радостное) В каком темпе будем читать? (то быстро, то медленно). Громко или тихо? (сначала громко, а потом тихо). Давайте вместе (хором читают). Какую музыку в стихотворении вы услышали – весёлую, грустную, сказочную? Объясните (ответы детей). А теперь прослушаем музыку Петра Ильича Чайковского, отрывок из произведения “Декабрь” из альбома “Времена года”. Представьте картину, которую в музыке нарисовал композитор (слушаем музыку). На каком музыкальном инструменте исполняется это произведение? (фортепиано). Какое впечатление музыка произвела на вас? Какая она по характеру? (загадочная, радостная). А по темпу? (быстрая). Какую картину представили? (словесное рисование). И всё это мы услышали в музыке.
Какие речевые упражнения мы всегда выполняем быстро? (скороговорки).
Физкультминутка (в быстром темпе).
( игра – скороговорка “У дядюшки Абрама”).
Выполним задание №4 (Приложение 3) Прочитай. Какому времени года посвятила своё стихотворение Е.Серова? (весне). Докажи, что в стихотворении природа живая? (луг, птицы, цветы слышат, как человек). А что они слышат? (звон ландыша). Слышал ли ты в лесу звон? Расскажи (рассказы детей). Рассмотрим картину (слайд 6). Какое настроение у картины? (радостное, восхитительное). Что особенно нравится? На что похожи цветочки ландыша? (на маленькие колокольчики). Какую музыку подберём к стихотворению – громкую, быструю или нежную, неторопливую? Объясните. Как будем читать? (неторопливо, негромко, ласково). Давайте попробуем (хоровое чтение). А теперь послушаем отрывок из произведения “Май” Петра Ильича Чайковского и представим картину, которую в музыке нарисовал композитор (слушаем музыку). Какая музыка по характеру? (спокойная, тихая). А по темпу? (медленная). Какую картину представили? (ответы детей). Подходит эта музыка к нашим поэтическим строкам? (ответы детей)
Композитор делится своими мыслями и чувствами с помощью чего? (музыки). Художник - ? (кисти и красок). А писатель и поэт, и мы сейчас с вами? (С помощью языка). Что такое язык?
Язык – важнейшее средство общения, при помощи которого мы выражаем свои мысли, чувства, обращаемся с вопросом, передаём и получаем информацию (встают, хором проговаривают и показывают жестами).
Послушаем героев нашей книги.
(ученики выполняют роли персонажей учебного пособия – профессор Любомудров в мантии и профессорской шапке, ученики Маша и Саша)
Профессор Любомудров: Среди звуков нас интересуют звуки речи человека, слова человеческого голоса. Они удивительны и разнообразны. Главное – уметь правильно их произносить и читать. А это совсем не лёгкая задача. Не каждый с этим справляется.
Маша: Я завела тетрадь “Умные мысли”. Записала высказывание Корнея Ивановича Чуковского: “У многих людей мысли выскакивают растрёпанными и полуодетыми, словно спросонья”.
Саша: Я, кажется, понял смысл этих слов. Мы должны уметь грамотно выражать свои мысли и чувства, учиться правилам произношения и выразительного чтения.
Профессор Любомудров: Молодцы! Правильно рассуждаете.
Дорогие ребята! Я хочу, чтобы вы научились использовать звуки своего голоса, умели по-настоящему “действовать” словами и соблюдали культуру общения.
Я помогу вам (слайд 7)
Мой совет!
Вам скажут – вы забудете,
Вам покажут – вы запомните,
Вы сделаете – вы поймёте.
Желаю успехов!
Ролевая игра-инсценировка.
И мы сейчас сделаем нашу речь выразительной, инсценируя сказку Корнея Ивановича Чуковского “Телефон” (инсценировка, дети в масках героев сказки “Телефон” выразительно произносят слова своих персонажей).
4. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Закончи предложения (слайд 8):
Я сегодня узнал…
Я научился…
Мне было…
У меня настроение…
Я рад…
Поставьте себе оценку за работу пальчиками.
Спасибо за активную работу. Выучите дома наизусть любое из прочитанных сегодня стихотворений. Выразительно!