Что мы знаем о проектной деятельности на уроке?

Разделы: Начальная школа


Кажется, что успех человека в современном мире во многом определяется его умением организовать свою жизнь как проект, то есть определить дальнюю и ближайшую перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и оценить, удалось ли достичь поставленных целей после осуществления этого плана. Очевидно, справиться с таким многообразием деятельности может только хорошо подготовленный человек, а лучше сказать, человек, обладающий “ проектным типом мышления”. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью организации особого вида деятельности – проекта. Несмотря на то, что проектная деятельность так широко входит в современные общеобразовательные школы, полностью еще не сформировалось представление о том, какой она должна быть. Иногда проектом называют и реферат, подготовленный учеником самостоятельно, и нестандартный подход к выполнению какого-либо задания.

Нам известно, что проект - это долгосрочный вид исследовательской работы, а может ли проект быть краткосрочным? Существует ли проектная деятельность в рамках одного урока? В каком возрасте лучше начинать заниматься проектной деятельностью? Не правда ли, мы часто задаем себе эти вопросы, прежде чем приступить к проекту? Попробуем разобраться в этом.

Конечно, интерес школьников к такой значительной самостоятельной работе проявляется в среднем или даже в старшем звене школы. Во-первых, подростки обладают достаточными знаниями и опытом исследовательской работы. Во-вторых, они владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления работы. В-третьих, ученики этого возраста обладают некоторыми волевыми качествами, необходимыми для длительной самостоятельной работы. И все-таки наше глубокое убеждение: начинать проектную работу лучше в начальной школе. Проектная деятельность удовлетворяет потребностям детей младшего школьного возраста почувствовать себя взрослыми, желанию проявить свою самостоятельность и испытать доверительное отношение со стороны взрослых.

Для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа над учебным проектом. Эти проекты, сделанные в рамках школьных предметов, привязаны к темам, изучаемым в ходе учебных курсов, и имеют определенную структуру. Особенно велика роль учителя на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Часто сложившаяся проблемная ситуация помогает поставить вопрос: зачем я буду это делать? Чего хочу добиться в итоге? Это позволяет спланировать ожидаемый результат. Продумав все эти вопросы, можно приниматься за работу. Да, именно за работу, потому что проектная система обучения провозглашает “обучение посредством делания”. Этот метод дает возможность развить базовые ключевые компетентности учеников: информационные и коммуникативные.

Небольшие учебные проекты, предлагаемые детям уже со 2-ого класса, хорошо подходят для формирования алгоритма проектной работы, дают возможность ребенку младшего школьного возраста приобрести необходимый опыт для дальнейшей исследовательской работы.

Вот уже несколько лет педагоги нашей школы глубоко убеждены , что проектная деятельность действительно может уже в начальной школе научить детей умению:

  • увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности,
  • спланировать свою деятельность,
  • выполнить работу и получить ее результат, оформить конечный продукт,
  • сравнить оформленный результат с заявленной целью работы.

Предлагаем ознакомиться с фрагментом урока русского языка во 2-м классе, проведенным учителем начальных классов нашей школы Жафаровой Г.Р. по учебнику Соловейчик М.С. и Кузьменко Н.С. “К тайнам нашего языка” , который открывает большие возможности для использования метода ученого проекта. Данный урок разработан в новой педагогической технологии “Дидактический цикл”.

Тема данного урока: “Орфографические задачи, которые легко решать”.

Цель урока: познакомить детей со способом выбора букв в окончаниях имен существительных в именительном падеже и в родовых окончаниях глаголов прошедшего времени.

Задачи:

1. Формирование умения анализировать полученные ранее знания, сопоставлять их с новым материалом урока.

2. Формирование умения обобщать приобретенные знания и опыт.

3. Закрепление навыка работы в группах.

4. Формирование умения налаживать коммуникацию с товарищами.

Первым этапом урока, разработанного в данной технологии, является обнаружение незнания. Детям были предложены слова с пропущенными буквами (“окошками”), и учитель попросил закрыть их, воспользовавшись изученными приемами. “Окошки” в словах “улыбк.”, “лет.”, “мор.” закрыть не удалось. Дети обратили внимание учителя на то, что им неизвестен способ действия в этом случае.

Учитель поясняет:

- Я планировала показать вам, как работать с этой орфограммой, с помощью таблицы (Наглядные пособия к урокам русского языка по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко “К тайнам нашего языка”: 2-ой класс. На таблице № 10 крупно написана тема урока). Но перед уроком обнаружила, что утеряны все детали-вставки. Хотела восстановить на перемене сама, но подумала: если автор нас уверяет, что эти орфографические задачи легко решать, быть может, вы сами попробуете найти нужный приём, как знатоки из телеигры “Что? Где? Когда?”.

Второй этап урока: поиск нового знания. Именно на этом этапе мы и предлагаем использовать метод учебного проекта. Для этого объединяем детей в 3 группы.

- Давайте вспомним последовательность работы знатоков. (Детям знакома эта форма работы, поэтому учитель демонстрирует плакат с алгоритмом).

1. Сформулировать вопрос, на который предстоит ответить.

- Какой же вопрос сегодня стоит перед нами? (Как работать с безударным гласным на конце слов, обозначающих предметы).

2. Получить материал для изучения.

Учитель выдает группам черные ящики с записанными на карточках словами с “окошками” и словами-указателями: она, оно, они.

3. Распределить обязанности внутри группы.

4. Изучить материал и сделать вывод.

5. Получить продукт.

- Что будет являться продуктом в нашем случае? (Восстановленная таблица).

Очевидно, что учебный проект, предлагаемый в игровой форме, находит эмоциональный отклик у детей. Мы советуем использовать музыку из телепередачи, юлу с лошадкой, черные ящики, письма с вопросами, создавая тем самым положительный настрой на работу.

Строя урок в технологии “Дидактический цикл”, следует помнить, что второй этап предполагает аналитическую деятельность детей. Цель этого этапа – найти новое знание. Учитель лишь наблюдает за четко спланированной им ранее работой. На нашем уроке в ходе обсуждения каждая группа должна была выдвинуть гипотезу о том, что буква на конце слов-указателей пишется и на конце предложенных слов с пропущенными безударными гласными.

Немаловажным умением, которое следует формировать при организации групповой работы, является умение планировать деятельность группы. Младшие школьники ориентированы исключительно на себя. Групповой проект помогает сплотить детей, учит их радоваться не только своим победам, но и достижениям своих товарищей, ведь успех группы складывается из слаженных действий всех ее членов. Поэтому, используя этот метод, необходимо следить, чтобы каждому ребенку нашлось дело. В нашем уроке этап планирования работы представлял собой не что иное как распределение обязанностей. Так в группах необходимо было проверить свои предположения по словарю, грамотно сформулировать гипотезу, выступив перед классом, правильно и красиво написать буквы на полосках бумаги, заполнить пустые строки в таблице. Лишь верно спланировав деятельность внутри группы, можно уложиться в отведенное для работы время.

Третий этап: ликвидация незнания. Основной вид мыслительной деятельности на этой стадии – синтез. После восполнения детьми пробелов в таблице, учителем была создана ситуация, когда ученики начинают сомневаться в правильности выполненной работы.

- Ребята, а вдруг мы неверно восстановили последовательность действий при работе с этой орфограммой и нашей таблицей пользоваться нельзя? Как себя проверить?

Сравнивая свои выводы с правилом в учебнике, дети замечают, что авторы указали для слов, к которым подходит слово - указатель “оно”, не только букву “о” в окончании, но и букву “е”. Это несоответствие явилось мотивом для поиска дополнительной информации, которому способствовало упражнение № 141 учебника.

Итогом проектной работы стала скорректированная таблица, которой учащиеся начали смело пользоваться на следующих этапах урока: применение нового знания, присвоение нового знания и рефлексия.

Таким образом, проектная деятельность, организованная в форме дидактической игры, отвечает возрастным потребностям учащихся, мотивирует их познавательную деятельность, одновременно позволяя учителю решать свои задачи: учить детей ставить перед собой цель, планировать работу, анализировать материал и делать выводы.

Исходя из вышесказанного, считаем, что учебный проект целесообразно использовать на уроках уже в начальных классах.