Загадка-это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме,
заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного /прямого/ или предполагаемого /скрытого/ вопроса
Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают и обогащают речь; оказывают неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов в развитии творческих способностей: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления).
Загадка, по словам К.Д.Ушинского“ доставляет уму ребенка полезное упражнение” Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Процесс отгадывания загадок двусторонен. Он представляет собой отыскание признаков, их сопоставление, а также контроль, проверку правильности найденных суждений, умозаключений и конечного вывода.
Начиная с первого класса, учу детей отгадывать загадки, понимать их содержание, находить оптимальные пути-решения, приемы отгадывания, объяснять и доказывать правильность отгадки. Приведу алгоритм поиска отгадки.
- определить, что и где нужно искать;
- выделить и объединить возможные признаки;
- выдвинуть предполагаемую отгадку /гипотезу/;
- доказать правильность отгадки.
Пример. Хлопотун Егорка взялся за уборку: в пляс по комнате пошел, оглянулся - чистый пол. Ставлю вопросы: что надо узнать?/Кто такой Егорка?/ Где его искать? /В комнате,/ Что он делает в комнате? /Хлопочет: взялся за уборку, в пляс пошел, в результате - чистый пол/. Дети делают вывод, что хлопотун Егорка-это веник.
Чтобы отгадать загадку, порой бывает достаточно одного признака, интуитивной ассоциации, неожиданной параллели, внезапного озарения. А чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробно, последовательно развернутое логическое рассуждение, строгая обоснованность каждого положения, четкая проявленность связей и зависимостей. Доказательство всегда основывается на точном анализе материала загадки и поэтому является завершающим этапом общего процесса отгадывания.
В зависимости от содержания, от своеобразия логической задачи использую в работе два способа доказательства отгадок: дедуктивный - доказательство начинается с объявления отгадки, после чего следует подтверждение его доводами, мотивами, аргументами; индуктивный - доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т.е. является рассуждением, а отгадка (вывод)- логическим итогом этого рассуждения.
Одновременно учу придумывать загадки самостоятельно. На начальном этапе дети составляют загадки по опоре. (Опоры можно составить самим). Называю предмет. Подбор аналогий и отличий осуществляется вначале под моим руководством, затем самостоятельно детьми.
Загадки из противоречий
Холодное | Лед, воздух |
|
Горячее |
Кипяток, пламя |
|
Холодное и горячее | Звезды, сердце |
(Часы)
Что делает? |
Что делает то же самое? |
ходят |
но не люди |
висят |
но не шишки |
Ассоциативные загадки.
(Расческа)
На что похоже? |
Чем отличается? |
|
Как? |
но |
|
Забор Пила трава |
Нельзя лазить не пилит Не растет |
|
(Иголка) | ||
Объект какой? |
Что такое же? |
|
Острая Блестящая скользкая |
Как стрела елочная игрушка как рыбка |
Можно работу по составлению загадок организовать коллективно, по группам и индивидуально и использовать на всех уроках, начиная с первого класса. Например, запоминать начертание буквы или цифры через придумывание загадок.
Как очки, но на нос не наденешь,
Как горки, но не покатаешься,
Как 2 булочки, но не съешь / Буква “В”/
На уроке математики придумываем загадки про геометрические фигуры, на чтении - про литературных героев, русском – про словарные слова или изучаемые части речи.
В результате появляются творческие работы детей.
По форме - как гриб,
по цвету - как уголь,
по назначению - как клей. (Гвоздь.) Настя С.
Геометрическая фигура,
Но не треугольник.
Четыре вершины,
Но не квадрат. (Прямоугольник) Миша Ж.
Часть речи, но не глагол.
Дружит с существительным,
Но не имеет рода. (имя прилагательное мн.ч.) Венера А.
А теперь давайте посмотрим на творческую работу с другой стороны – что она значит для ребенка. Ученик придумал загадку. Он ее загадал детям на уроке, ее поместили на стенд “Наше творчество”. Он вприпрыжку побежал домой, загадал загадку бабушке, родителям, гостям. Его душа переполнена радостью. Авторский творческий результат, которым можно похвастать, зримо показывает его успех. У ребенка появляется вера в себя, свои силы, свои способности. Он счастлив и горит желанием идти на урок, на котором была ситуация успеха. А коль хочет ребенок учиться, значит, будут знания - что немаловажно для дальнейшего развития его творческих способностей.