Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, поэтому решать ее нужно на всех уровнях общества. Образовательное учреждение – один из наиболее весомых институтов, обращенных к будущему человечества и оказывающих влияние на формирующееся поколение.
Поэтому все, что относится к образовательному учреждению: характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителей и воспитателей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса, воспитательных мероприятий, микроклимат классного помещения – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года важной задачей перспективного развития школы определила сбережение и поддержание здоровья обучающихся. В настоящее время необходим здоровьесберегающий подход к организации педагогического процесса обучения, который предполагает создание условий для положительного протекания учебного процесса и сохранения здоровья учеников в процессе учебной деятельности.
Важно создать санитарно – гигиенические, психологические и дидактические условия обучения и воспитания, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей. Остановимся на создании положительного микроклимата классного помещения.
В классной комнате ученики пребывают в основном с 8.15 до 14.00 (1-я смена) и с 14.00 до 17.30-18.00 (2-я смена), т. е. в классной комнате обучающиеся находятся 4-5 часов. Поэтому прежде всего необходимо создать положительный микроклимат в классном помещении.
Проблема в том, что источником потенциально вредных соединений, негативно влияющих на здоровье человека, являются многие материалы, которые окружают нас буквально со всех сторон. К таким источникам относятся древесно-стружечные плиты (парты, шкафы), фанера (стулья), продукты бытовой химии, моющие и дезинфицирующие средства, пластики и даже оргтехника, работающий компьютер.
Наконец, источником вредных для здоровья соединений является сам человек. Более полутора сотен разновидностей химических веществ – продуктов его жизнедеятельности – ежеминутно попадает в помещение вместе с выдыхаемым воздухом.
Например, в состав выдыхаемого воздуха помимо обычной двуокиси углерода входит ацетон и кетоновые соединения. Многие химические вещества, выделяемые с потом, имеют летучую природу. На открытом пространстве подобные “естественные выделения” быстро растворяются в окружающем нас воздушном океане. Однако в условиях закрытого помещения, в пределах которого ученик проводит много часов бок о бок со своими одноклассниками, накопление конечных метаболитов в воздухе составляет серьезную проблему для здоровья. Все эти источники вызывают постоянную головную боль, дети быстро утомляются им трудно концентрировать внимание.
В наши дни уже не надо доказывать, что загрязнение воздуха внутри зданий является реальной угрозой здоровью людей.
Теперь следует думать, как решить эту проблему. Оказалось весьма перспективным не только надеяться на собственные, человеческие технологии, но использовать также в качестве “живых фильтров” элементы природных биоцентов, то есть живые растения.
Мы хорошо знаем, что растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, увлажняют воздух, что способствует оседанию пыли.
В 1984 г. стало очевидно, что растения способны удалять из окружающего их воздуха формальдегид - наиболее опасный из летучих органических соединений, способный накапливаться в жилых помещениях и негативно влиять на здоровье людей. Комнатные растения также способны удалять из воздуха бензол и трихлорэтилен, реагировать на летучие органические соединения и удалять из воздуха различные кислоты, другие растения благоприятно влияют на здоровье человека.
Настало время воспользоваться этими уникальными свойства растений для создания чистой среды классной комнаты и сделать растения настоящими фильтрами, способными очищать воздух учебных кабинетов.
Для этого необходимо изучить видовой и количественный состав растений классной комнаты и изменить его с учетом научных данных о комнатных растениях.
1-я группа – растения, летучие выделения которых обладают выраженной антибактериальной, антивирусной активностью в отношении воздушной микрофлоры. К этой группе относятся плющ обыкновенный, толстянка портулаковая, цисусс ромбовидный, эпипремиум золотистый.
2-я группа – растения, летучие выделения которых улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающим, противовоспалительным и другими лечебными действиями. К этой группе относятся мирт обыкновенный, розмарин лекарственный, герань.
Герань душистая благоприятно воздействует на организм при функциональной заболеваемости нервной системы, бессоннице, нервозах различной этиологии, помогает оптимизировать кровообращение.
Мирт обыкновенный рекомендуется при заболеваниях верхних дыхательных путей, обладает антибактериальным действием заболеваний легких, повышает иммунологическую реактивность организма, снимает бронхоспазм, углубляет дыхание. Эффективен в профилактике ОРВИ.
3-я группа – растения – фитофильтры, поглощающие из воздуха вредные газы. Они служат фильтром для вредных веществ. К этой группе относятся хлорофильтрум хохлатый, фикус Бенджамина, традесканция, бегония, маранта, ансевиерия, сигониум, спатифиллюм, плющ, сциндаптус, азалия, алоэ и др. Эти растения могут аккумулировать из атмосферы соединения серы, азота, углерода, формальдегиды, фенольные соединения, некоторые металлы и использовать их как источник макро- и микроэлементов для построения ряда структурных и функциональных систем. Хлорофильтрум хохлатый не только хорошо очищает комнатный воздух. Американский ученый Билл Вилвертон, много лет изучавший комнатные растения, отметил, что хлорофильтрум ассимлирует вредные газы с феноменальной скоростью, очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства, Особенно “неравнодушен” хлорофитул к оксиям азота, тяжелым металлам. Причем чем хуже качество воздуха для человека, тем лучше для растения. Четыре-пять экземпляров хлорофитума на 10 м помещения способны очистить воздух от различных примесей на 70-80 %.
4-я группа – растения, выделение которых могут вызывать у людей аллергию. Это олеандр, молочай, диффенбахия.
Использование в интерьере класса растений приводит к улучшению качества воздуха внутри классного помещения, который благотворно влияет на здоровье учеников. В результате чего дети меньше утомляются и лучше воспринимают учебный материал.