Форма: индивидуальное, групповое
Обучающийся: ученик начальной коррекционной школы VIII вида
Проблемы в обучении: фрагментарность восприятия, слабая дифференцированность восприятия, низкий уровень осмысления воспринимаемого, недостатки в развитии основных мыслительных процессов, инертность мыслительных действий, неумение установить закономерность, выделять существенное.
Теоретические предпосылки:
Умение правильно представить ситуацию по ее словесному описанию является необходимой предпосылкой развития образных форм мышления и речи ребенка. Оно лежит в основе формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет совершать адекватные действия по инструкции, решать интеллектуальные задачи, планировать. Таким образом, это умение составляет фундамент качественной, целенаправленной произвольной деятельности.[2]
Именно взаимосвязь между словом и образом составляет основу для развития элементов логического мышления.
Цель:
- Учить сравнивать предметы по одному - трем свойствам (признакам).
- Развивать умение выделять свойства (признаки) в предметах, абстрагировать эти свойства (признаки) от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.
- Развивать устойчивую связь между свойством (признаком) и словами, которые его обозначают. Формирование соотношения между словом и образом.
Оборудование: Блоки Дьенеша, презентация-тренажер, карточка для раскрашивания, игровое поле-дом, парные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент: приветствие, настрой на работу, мотивация:
- Каждый день, всегда и везде нас окружает много разных предметов. Посмотри вокруг себя, что ты видишь? /организующая помощь - подсказка, куда надо смотреть/
- Для того, чтобы всегда можно было найти нужную вещь или рассказать кому-то о том, что видел, надо уметь правильно описывать предмет и знать, как это делается.
- Сегодня мы будем учиться находить предметы, выбирать нужный из нескольких, описывать то, что видим.
2. Основная часть
Упражнение "Круглое - Овальное" (Приложение 1)
1 вариант: учитель показывает парные картинки: "Что круглое, а что овальное?."
2 вариант: учитель называет предметы, например, "слива-крыжовник", ребенок продолжает "слива - овальная; крыжовник - круглый". По возможности, учитель стимулирует ребенка на самостоятельный поиск пар.
Кинезиологическое упражнение "Колечки" [1]
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. (Рисунок 1)
Я здороваюсь везде -
Дома и на улице.
Даже "здравствуй!" говорю
Я соседской курице.
Повстречал ежонка еж:
"Здравствуй, братец!
Как живешь?"
Упражнение "Раскрась по порядку"
Раскрашивание предметов по заданному условию, в зависимости от проблемы ребенка.
- 1 вариант: Раскрась маленькие фигуры красным цветом, а большие синим.
- 2 вариант: Раскрась круги красным, квадраты синим, а треугольники зеленым цветом.
/организующая помощь - проговаривание задания; выдача инструкции по одному пункту/
Упражнение "Кто где живет" (логические кубики Дьенеша)
- В этом доме живут фигуры из этого набора. Давай поможем им заселиться в свои комнаты.
- 1 вариант (по одному признаку): на первом этаже живут синие фигуры, на втором - красные... и т.д.
- 2 вариант (по двум признакам): в первом подъезде живут большие желтые фигуры, во втором подъезде - маленькие синие фигуры ... и т.д.
- 3 вариант (по трем признакам): в квартире №1 живет круглая маленькая красная фигура, в квартире №2 - треугольная большая синяя фигура ... т.д.
/организующая помощь - одобряется любой верный выбор, показывается место, куда надо разместить выбранную фигуру/
Упражнение "Облако" (физминутка)
- Беленькое облако - округленные руки перед собой
- Поднялось над крышей. - поднять руки над головой
- Устремилось облако - подтянуться руками вверх
- Выше, выше, выше.
- Ветер это облако - плавные покачивания руками над головой
- Зацепил за кручу.
- Превратилось облако - руками описать через стороны большой круг и опустить их
- В грозовую тучу.
Упражнение "Найди по описанию" (презентация-тренажер)
Открывается презентация, рассматривается титульный лист, называются группы предметов. Учитель ставит задачу: из всех предметов, надо будет найти тот, который подходит показанным условиям.
Тренажер настроен по двум вариантам:
- 1 вариант: ученик читает условие и самостоятельно находит нужный предмет.
- 2 вариант: при последовательном нажатии на признаки, исчезают лишние предметы.
3. Итог занятия. Рефлексия
- Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы узнали, как найти предмет по описанию.
- Когда мы хотим найти какой-нибудь предмет, на что мы обращаем внимание? - на форму, цвет, размер; на свойства предмета - мягкий, твердый и т.п.
- А сейчас давай представим себе, что мы надули воздушный шарик (дыхательное упражнение) и отпустили его в небо. - Какой он? Расскажи о нем.
Рефлексию можно проводить под спокойную музыку, предложить ребенку закрыть глаза и представить себе, как шарик летит в небо.
Литература.
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. - М.:ВЛАДОС, 2008
- В презентации использованы рисунки с диска "Хочу в школу" // Новый диск, ID Company, 2007
- Парные картинки составлены из ClipArt коллекции бесплатных картинок и фотографий (http://office.microsoft.com/ ru-ru/images/)
Приложение 1
Парные картинки